"Делай, как я" - не пустая фраза для учителя истории и начальника скаутского отряда

… Мы встретились в пустом кабинете истории. Cо стен на нас смотрели ученые мужи древности, средних веков, современники. И как-то сразу показалось, что учитель Виктор Погудин очень похож на ... Геродота. "Хозяин" класса, поймав мой взгляд, рассмеялся: "Вот-вот! Один школьник у меня даже спросил: "Виктор Альбертович, это ваш дедушка?

Виктор Погудин - один из красноярских учителей, получивших премию президента России за победу в конкурсе, проходившем в рамках национального проекта "Образование". Признание, согласитесь, высокое. И не случайно первый вопрос, который мы задали педагогу, звучал так: "Как вы сами оцениваете свою работу, по каким критериям?".
Виктор Альбертович ответил, ни секунды не задумываясь:
— По тому, кем и - главное - какими стали мои ученики.
... Школьным учителем Виктор Погудин, в общем-то, не собирался становиться. Еще в детстве заинтересовался историей, какие-то наконечники собирал, черепки. На втором году армейской службы твердо решил - хочу быть только археологом. Собирался ехать поступать в Ленинград, но родители уговорили подать документы в наш педагогический институт. В вузе всерьез занимался наукой, однако, потом так сложились обстоятельства, что пошел в школу. Отработал два года - снова вернулся в науку, но тут грянула перестройка, со всеми вытекающими для ученых последствиями…
... Мама Виктора Альбертовича (кстати, в семье и родители, и дедушка с бабушкой - педагоги) всегда говорила: "Учти - если в первый же год не уйдешь из школы, потом уже не сможешь уйти". Жизнь показала, насколько мудры эти слова. По крайней мере, они оказались абсолютно верными для самого Погудина. Чем только ни пытался заниматься, даже коммерцией, - все равно тянуло в школу. Почему? Ответа мы ожидали, если честно, довольно традиционного, если не сказать - банального. Мол, "люблю детей"… А услышали вот что: — Помните знаменитую фразу из фильма "Офицеры"? Есть такая профессия - Родину защищать. А есть и другая профессия: делать из детей Людей. Человеков. Ведь именно мы их формируем, хотя и в меньшей степени, чем родители. А что до любви... По-моему, это само собой разумеется.
..."Формируем детей", "...в меньшей степени, чем родители"... А как ее, эту степень, измерить? Чем? Может быть, теми словами, которые мальчишки из неполных семей, стесняясь, говорили своему учителю: "Вы для нас стали отцом"...
В работе педагога важно, наверное, все. Если доброта - то настоящая, не дешевая. Погудин, судя по всему, "дешевости" как раз и не любит. Родителей "шебутных" подростков, которые приходили с просьбами приглядеть-приструнить, он сразу предупреждал: "Буду относиться к ним, как к своим собственным детям". А что это значит? Хвалить - так хвалить, ругать - так ругать. Было бы за что. Дети же, как ни заезжена эта фраза, моментально ощущают фальшь, а, почувствовав слабину, могут запросто сесть на шею.
"Если к ним - по-доброму, они раскрываются". Вот еще одно выражение Погудина…
Помню одну учителку из советских времен. На уроках говорила высокие слова о доблести и чести, неподкупности и благородстве, но, увидев ученика или его родителя в очереди за дефицитом, мгновенно ориентировалась - шептала: "Скажите, что я здесь давно стояла". И всегда возникал вопрос: как делать? Так, как говорит тебе в школе взрослый человек, или так, как он поступает в реальной жизни?
У Погудина в этом смысле слова не расходятся с делом. "Делай, как я" для его учеников - прямое и честное указание. Учитель не пьет, не курит, чем только ни занимается - от йоги до рукопашного боя. Давняя мечта об археологии выросла в создание детского профильного лагеря, где каждый сезон - погружение то в древнюю историю, то в средневековье, то в жизнь на Енисее до прихода русских. Решил воплотить давнишнюю идею, "поднять" в школе движение скаутов - теперь является начальником отряда юных разведчиков-скаутов имени Андрея Дубенского (ОРЮР). Девиз отряда: "Всегда готов за Россию!". Конечно, отчасти - это игра в рыцарей, но разве не с таких игр начинали достойнейшие полководцы, герои, защитники своей страны? Погудин вообще считает: самая первейшая задача - воспитать из детей граждан, патриотов. А уж без истории здесь - совсем никуда…
В 1812 году Енисейский полк ушел воевать с Наполеоном и весь полег на полях сражений. Хотя, казалось бы, где Сибирь и где Москва. А взять героическую оборону Диксона времен Великой Отечественной? Вот они, наши земляки. Настоящие патриоты, пример которых - другим наука, да еще какая.
Приятно, что работу Погудина оценили на высоком уровне.
- Для того чтобы участвовать в конкурсе, - рассказывает Виктор Альбертович, - все мы, педагоги, заполняли анкеты с очень большим количеством самых разных вопросов. Я, представьте, три раза ее переписывал. Честно скажу - даже не рассчитывал на такой результат. И - опять же честно: очень приятно было, что твой труд оценили. Все-таки - 100 тысяч рублей, причем - тратить их ты можешь на свое усмотрение, а не на конкретные преподавательские задачи. Это очень хороший стимул, мы ведь каждые пять лет переаттестовываемся, подтверждаем свой уровень. Такие "моменты" вообще, как мне кажется, нужно расширять, хотя бы для того, чтобы молодые учителя шли работать в школу.
Виктор Альбертович признался - хочется купить приличный ноутбук, но … Как у любого человека, у него много семейных проблем. Так что куда будут потрачены деньги, историк пока еще сам до конца не знает.

Из газеты "Городские новости" №97