Скаутизм – это великое движение!

На 2007 год удивительным образом пришлись кряду несколько замечательнейших юбилеев: 150-летие со
дня рождения Роберта Баден-Пауэлла, 125-летие Олега Ивановича Пантюхова, наконец, 100-летие первого скаутского лагеря – то есть всего Движения! Эти торжества напоминают нам, что и наша дорогая Организация – это часть всемирной скаутской семьи.
Редакция «Скаутского мира» с удовольствием извлекает из тайников своего архива ранее не
публиковавшееся ИНТЕРВЬЮ, которое наш собственный корреспондент взял на вотчине скаутизма – в английском Гилвелл-парке – у ветерана скаутского движения мистера Роланда Хаскинсона.

- Сэр, для начала расскажите, пожалуйста, немного о себе.

- Я родился в 1919 году. Скаутом стал в 1928 году. Как видите, скаутский «стаж» у меня немаленький. Бóльшая часть моей скаутской работы пришлась на Нигерию, куда я впервые попал в 1947 году, после войны. Моя жена тоже была руководительницей девочек-гайдов. Все годы, что я провел в Африке, мы с ней работали в Обществе помощи больным проказой. Я был начальником бойскаутов в Северной Нигерии, потому что как инспектор по проказе имел возможность ездить по стране и посещать скаутские отряды после работы с пациентами.

- Вы и сегодня «на посту»?

- Я до сих пор интересуюсь проблемами лечения проказы. Я член Международной ассоциации по борьбе с проказой и порой бываю на разных конгрессах.

- Вы довольны, что посвятили жизнь такой гуманитарной миссии?

- Да, несомненно. Я решил заняться благотворительной работой, когда вернулся с войны. Я прежде что-то слышал о проказе, и меня привлекла эта стезя.
Теперь проказа излечима, хотя это и непростое дело, ведь у каждого человека есть свои медицинские особенности.
У меня сохранилось много слайдов и фотографий, которые можно использовать в учебных целях.

- Как вы стали скаутом?

- В школе, где я учился, нам старались дать как можно более разностороннее образование: помимо уроков в классе, мы еще учились ухаживать за лошадьми, огородничать, бывали на заводах, смотрели, как готовят шоколад и т.п. Так я пришел к скаутингу и научился заботиться о себе. А еще это мне очень помогло на службе в армии: я не терялся, потому что чувствовал, что я скаут и могу со всем справиться.
Баден-Пауэлл сказал: «Скаут однажды – скаут навсегда». Я с этим полностью согласен. Я горжусь, что я скаут. К сожалению, я уже не могу активно участвовать в скаутской работе, но я с удовольствием встречаюсь с молодыми людьми, рассказываю о своем опыте и всегда говорю, что каким бы трудным ни был скаутский путь, он того стоит!
И я очень рад, что встретил вас.

- Что скауты могут дать миру?

- В 1957 году на Джамбори в Англии было около 45 тысяч скаутов . Это была такая замечательная встреча! Я верю, что если бы мы все по-настоящему были скаутами, в мире не стало бы войн: они были бы просто невозможны! Когда в Нигерии началась гражданская война – это было ужасно! Некоторые из моих подопечных бойскаутов тогда оказались по разные стороны баррикад. Они мне писали, а я мог лишь молиться, чтобы им никогда не пришлось столкнуться друг с другом в бою. Слава Богу, они все остались живы.

- Как вы считаете, скаутское движение сегодня в «хорошей форме»?

- По правде говоря, мне трудно дать какую-либо оценку, ведь я уже отошел от активной скаутской деятельности.
Жизнь изменилась. Мы живем в компьютерном веке: сегодня все работает на компьютерах, и даже шестилетние дети умеют с ними обращаться.
Но великое дело, что скаутское движение и сегодня – Движение. И я убежден, что оно им останется – этим прекрасным скаутским Братством.
Я всегда говорил нигерийцам: «Если вы приедете в Англию, и вам негде будет остановиться на ночлег, обратитесь к скауту: даже если он не сможет сам дать вам приют, он подскажет, где можно его найти».
Однажды в Северной Нигерии ко мне пришел скаут: он, оказалось, был из Дании. Он называл себя «Веселый всюдный скаут», на спине у него был огромный рюкзак. Кто-то сказал ему: «Ступай к тому парню, который занимается проказой, он тоже скаут». И он пришел ко мне и жил у меня несколько дней. Он, датчанин, приехал в Нигерию и встретил там англичанина!
Скаутизм – это великое движение! Баден-Пауэлл верил в его жизненность. Он начал его прежде всего для простых ребят, у которых не было никаких привилегий. Так они бы шатались без дела – но он увидел в них потенциал, взялся раскрыть его, показал им разные возможности.
Баден-Пауэлла часто упрекают в «военизированности» – конечно, он был военным человеком! – но, извините, организация нужна не только в армии.

- Что должно отличать скаута?

- Это сформулировал еще Баден-Пауэлл в скаутском Обещании: «Честным словом обещаю…» Стремление быть верным своему Обещанию, выполнять скаутские Законы (а они выполнимы!), бескорыстно помогать другим – вот что отличает настоящего скаута.

- На ваш взгляд, нужна ли скаутизму религия?

- Вера в Бога, я бы сказал. Все мы верим в Бога. Думаю, люди вашей страны согласятся: когда приходит война, поверьте мне, Бог – это Тот, Кто хранит тебя. Я вернулся живым со Второй Мировой войны, мой отец вернулся с Первой… Этим, мне кажется, многое сказано. Иметь, на Кого надеяться – это великая вещь!

- Что было самым важным событием в вашей скаутской жизни?

- Когда я получал здесь, в Гилвелл-парке, скаутский «Деревянный значок» . Обычно, те, кто успешно окончил курсы, должны еще доказать свою руководительскую состоятельность на практике – в скаутской работе у себя в стране. Но так как я к тому времени уже «отслужил свое» в Нигерии, то для меня сделали исключение – вручили Значок сразу. Это было самым замечательным событием в моей скаутской жизни.

- От имени русских скаутов – большое вам спасибо за эту встречу! Всего вам доброго!

- Спасибо и вам! Мне это было в радость!

Подготовил собкор «СМ» вит. Григорий Казаков