Будь готов! Джамборийский взгляд из Щелково

Летом 1907 года лорд Роберт Стефенсон Смитт Баден-Пауэлл устроил на острове Браунси учебный лагерь для 22 мальчиков. С тех пор прошло ровно 100 лет, а скаутское движение распространилось по всему миру. Книга Бадена-Пауэлла «Scouting for boys» (Разведка для мальчиков), в которой он изложил систему воспитания ребят в духе служения Богу, родине и ближним, положила начало скаутскому движению и в России.

100-летие скаутского движения было отмечено в России грандиозным праздничным слётом «Джамбори 100 костров», на который съехались и слетелись скауты со всего мира.
(Справка: Джамбори называется в Африке совет племён с равными правами. Баден-Пауэлл называл так слёты для создания приключенческой атмосферы. Современные скауты сохранили эту традицию.)

Делегации самых разных скаутских организаций взяли город Петрозаводск без боя 1 августа 2007 года. Карельская столица встретила своих захватчиков цветами и флагами, а горожане, приветливо улыбаясь, махали им руками. Но, несмотря на радость жителей Петрозаводска, скауты не стали долго задерживаться в городе и облюбовали для себя обширную поляну в карельском местечке Кишкойла на берегу Сямозера. Огромный многотысячный палаточный город раскинулся на поле между ладонями леса. Скауты НОРС-Р (Неполитической Организации Российских Скаутов-разведчиков), которые были организаторами этого юбилейного слёта, позаботились о том, чтобы скаутские делегации ни в чём не нуждались. Кроме того, были устроены для всех участников разнообразные и интересные активитеты (занятия), отвечающие основным целям скаутинга – физическое, интеллектуальное, нравственное и духовное развитие личности для служения Богу, Отечеству и ближним.

Физическому развитию помогали Водный активитет и Полоса препятствий, в ходе которых ребята показывали свою физическую подготовку, осваивали водные виды транспорта и даже скалодром.

Интеллектуальному – информационный, исторический активитеты и ориентирование на местности. Нравственному развитию служили экологический и спасательный активитеты, а также Поход дружбы и игра «Гражданин».

Духовному развитию способствовали регулярные службы на походном престоле сначала в палаточном, а позже и в деревянном храме, возведённом на джамборийской поляне самими скаутами, а также ежедневная общая молитва в подлагерях и духовное окормление карельских и приехавших с делегациями священников. За духовную программу на Джамбори отвечал карельский священник о. Андрей Мазаев (скауты в шутку называли себя его зайцами). Однако этим скауты не ограничились – сдружившись с жителями местной деревеньки, ребята из дружины «Крутицкий вертоград» перестелили ветхие полы в старинной деревенской часовенке. Также по традиции, пришедшей к нам от скаутов белой эмиграции ни один лагерь ОРЮР (Организации Российских Юных Разведчиков) не проводится без Дня Памяти Верных. Это церемония гражданского и церковного поминовения скаутмастеров и простых скаутов, погибших в борьбе с большевиками или убитых ими за помощь белому движению и священству, за отказ сотрудничать с советской властью. Известно лишь 90 имён этих верных сынов и дочерей Отечества, остальных знает лишь Господь. Многие помнят нелицеприятные образы скаутов в советских юношеских фильмах («Тимур и его команда», «Бронзовая птица»), но мало кто знает, что идея создания Пионерии как советской скаутской организации принадлежит Н. Крупской. Создание такой организации, лишённой главной цели скаутского движения – служения Богу, стало возможно только после появления нескольких скаутмастеров – перебежчиков. После этого всем скаутским организациям России было предложено самораспуститься под угрозой физического уничтожения. Некоторые отправились в эмиграцию, некоторые ушли в подполье, а на поверхности революционного варева появилась новая уродливая организация – безголовая Пионерия, служанка безбожного коммунизма. Но изгнанники бережно хранили традиции православного скаутского движения, чтобы передать их в свой срок освобождённой Родине. Царскосельская дружина, созданная в июне 1909 года штабс-капитаном Олегом Ивановичем Пантюховым по благословению тогда ещё здравствующего царя-мученика Николая II не растворилась в русском рассеянии и не слилась с западными скаутскими организациями. Несмотря на то, что и у западных скаутов также на первом месте стояла вера в Бога, русские разведчики (прямой перевод слова «скаут» - разведчик) хранили свои традиции и не отступали от святого Православия. Потомки скаутмастеров белой эмиграции передали эти традиции и методики возрождающемуся скаутскому движению в России в 90-х годах прошлого века. Именно благодаря им, мы сегодня знаем о том, что у российских скаутов-разведчиков кроме св. влмч. Георгия есть и второй небесный покровитель – царственный мученик и страстотерпец цесаревич Алексей, который был первым скаутом Царскосельской дружины и стал первым мучеником среди них.

В его честь и в память обо всех положивших свою жизнь за друзей и Отчизну по старой северной традиции был установлен большой поклонный крест на перекрёстке дорог у деревеньки Кишкойла. Крест, вырезанный скаутами, был установлен в центре голгофы, камни для которой все делегации Джамбори привезли из своих родных мест.
Завершился большой праздник «Джамбори 100 костров», начались трудовые скаутские будни, но свет и тепло джамборийских костров будут длиться в сердцах всех, кто там побывал.

Статья пришла в Редакцию «СМ» из Троицкого Собора г. Щелково. Автор - Инна Кобозева