Обучение звена

Из рубрики "СМ" "Вожак и его звено"

1) Вожак должен хорошо знать то, чему он собирается обучать скаутов своего звена.

Перед сбором вожак должен проверить, твердо ли он знает то, что собирается на этом сборе рассказать и показать скаутам, и приготовил ли он нужный инвентарь (веревки, флажки, косынки, бинты, DVD-диски и т.д.). Как всегда, пример вожака подтолкнет скаутов на работу.

2) Главное – надо заинтересовать ребят скаутской наукой – тогда они все выучат и преодолеют все трудности.

Надо уметь интересно рассказывать, объясняя ту или иную скаутскую премудрость. Хорошо рассказать случай из жизни, из практики. Обязательно всегда после объяснения, необходимо дать скаутам самим попробовать применение этого задания на практике. Например, показав что-либо, требуй, чтобы ребята сами выполнили эту работу. К примеру, объясни устройство веревочной лестницы, покажи нужный узел и покажи, как вязать лестницу. После этого предложи каждому скауту звена сделать этот узел несколько раз, а затем, разделив их по 2 человека, поручи изготовить эту лестницу. Так надо действовать при прохождении всех пунктов практической скаутской науки.
Итак, вожак!
– КРАТКО, НО ТОЛКОВО ОБЪЯСНИ;
– МЕДЛЕННО, НЕ ТОРОПЯСЬ, ПОКАЖИ;
– КАЖДЫЙ ПО НЕСКОЛЬКО РАЗ ДОЛЖЕН ВЫПОЛНИТЬ ПОКАЗАННОЕ.

3) Большая часть скаутских знаний может быть хорошо усвоена только практическими упражнениями!

Знать азбуку Морзе – еще совсем не значит уметь хорошо сигнализировать и уметь принимать сигнализацию!
Знать теоретически I мед. помощь – еще совсем не значит уметь эти знания применять на практике!
Знать следопытство по книжке – еще совсем не значит уметь находить и различать следы в природе.
ВООБЩЕ, ЧТО-ЛИБО ЗНАТЬ – ЕЩЕ СОВЕРШЕННО НЕ ЗНАЧИТ ПРИМЕНИТЬ ЭТО ЗНАНИЕ НА ПРАКТИКЕ! Между ЗНАТЬ и УМЕТЬ – большая разница! Поэтому необходимо упражняться, упражняться и еще раз упражняться.

4) Как можно больше упражняться + как можно больше состязаться!

Упражнения повышают интерес и вызывают чувство соревнования. Кто скорее и лучше научится?! Почти во всех отраслях скаутских знаний можно устроить состязания между скаутами. Такие состязания сильно повышают интерес к скаутской работе и науке и способствуют развитию в скаутах энергии и воли к достижению победы. Если в звене каждый скаут хочет быть первым – быть лучшим, то такое звено, наверное, будет лучшим в отряде. Как можно больше УПРАЖНЯТЬСЯ, как можно больше СОСТЯЗАТЬСЯ между собой – это лучший путь к созданию лучшего звена. Вожак только должен внимательно следить, чтобы соревнования никогда не вызывали плохих чувств – злобы или зависти.

5) Все соревнования должны проходить в веселой и дружной атмосфере!

Хорошо, если в отряде (или дружине) происходят ежегодные состязания между звеньями, тогда любое звено может выйти на 1 место! Вожак может в своем звене организовать состязания на звание лучшего скаута-разведчика (разведчицы). Программу такого состязания составляют на звеновом сборе. В этом участвуют все скауты, вожак же только вносит свои предложения, но не диктует.

6) Повторение – мать учения!

Скаутские знания, как и любые другие, легко забываются, и поэтому их периодически надо повторять. Однако, повторения всегда скучны, поэтому всегда должны проходить в виде игры и соревнований. Надо избегать словесных повторений. Вожак, путем игр и соревнований, должен стремиться сделать повторения интересными.

Из сборника НОРС-Р “Звеновая система”,
в котором использованы материалы скм. А.М. Шатерника.
Текст – с незначительными правками редакции “СМ”.

«Скаутский мир» №1 (42), 2008 г.