Давно, еще в Павловском парке...

    Если какие-либо два явления, независимые друг от друга, как бы "по совпадению" указывают на один и тот же феномен, то материалисты любят называть такие факты "совпадением".

    На самом деле "совпадений" не существует, но Промысел Божий старается утвердить определенные впечатления, подтверждая их этими якобы совпадениями, или еще глубже: приоткрывая некую тайну прошедшего.

    Так вот, по "совпадению" скаутское движение в России началось в Павловском Парке. По "совпадению" – потому что именно Император Павел I из всех Российских Государей по своим воззрениям и характеру был ближе всех к скаутскому духу.

    Мы  знаем, что скауты – это детский рыцарский орден. "Мы скауты – рыцари Бога" поется в нашей песне. Император Павел любил рыцарство, и сам был гроссмейстером Мальтийского Рыцарского Ордена. Известна приверженность Императора к рыцарским атрибутам: этикету, гербам, эмблемам, стилю и вопросам чести. "Рыцарская" тема ярко проявляется и в архитектуре любимого Михайловского замка (1).

    "Основа рыцарства, – пишет Г. Оболенский в книге Император Павел I, –  свободная личность, сохраняющая принцип чести и в отношениях с высшими и с монархом"(2). Но свободная личность, подчиняющаяся законам чести и долга перед Богом и людьми – это и есть основа скаутской системы в отличие от коллективистского сознания, имеющего тенденцию эволюционировать и даже резко менять идеалы и приверженности в зависимости от внушения извне.

    Но личность – основа и самой Христианской Религии (и от того скаутская система сама в себе является христианской), в отличие от всех других религий, которые можно назвать коллективистскими.
Только свободное подчинение личности долгу перед Богом и людьми достойно звания человека, носителя Образа Божия. Только такое подчинение можно совершать бодро, "с улыбкой", как советует Баден-Пауэлл.

    Воспитатель Цесаревича Павла Петровича в отрочестве поручик Семен Андреевич Порошин внутренним и даже внешним образом своим удивительно похож на Олега Ивановича Пантюхова, который, будучи в чине гвардейского штабс-капитана приступил к воспитанию детей в скаутской системе. И начало было положено именно в Павловском Парке. Да и сама воспитательная система Порошина вполне соответствует скаутским идеалам. В дневнике Порошина имеется краткая запись программы воспитания наследника Престола:
~ Вскормить любовь к русскому народу.
~ Поселить в нем почтение к истинным достоинствам людей.
~ Научить снисходительно относиться к человеческим слабостям, но строго следовать добродетели.
~ Уничтожить предубеждения, которые легкомысленными людьми почитаются за непреоборимые истины.
~ Сколько можно, обогатить разум полезными знаниями и сведениями (3).

    Цесаревич Павел Петрович был глубоко верующим человеком и, как пишет о нем П. А. Вяземский, ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради долга!.. Во всем поведении Императора Павла было много рыцарства и утонченной внимательности... "Верность", "долг", "честь" – были для него абсолютными ценностями"(4). Как пишет Г.Оболенский, "Павел Петрович намного раньше других понял дух новой эпохи и противопоставил якобинскому радикализму облагороженное рыцарство. В манифесте от 21 декобря 1798 года он открыто заявил об этом, назвав "законы и правила Мальтийского ордена сильной преградой против бедствий, происходящих от безумной страсти к переменам и новостям необузданным". Поэтому и решил он образовать в России как можно скорее рыцарский корпус - новое сословие людей..(5)

    Коллективистское сознание, управляемое со стороны, зависит от управляющего. Хорошо, если во главе народа, особо подверженного коллективистскому сознанию, стоит достойный Самодержавец. Но нет гарантии, что при изменении условий и смене управляющего, такой народ не станет жертвой чего-нибудь подобного времени Ивана Грозного, или большевизма, или гитлеризма. В трудную историческую минуту только люди долга и чести находят верный путь и верную позицию. К таковым принадлежали те, кто остался верен Императору Павлу и не присоединился к убившим его заговорщикам; к таковым после февральской революции в России принадлежали те, кто не изменил своей присяги Государю. К таковым, в частности, принадлежал истинный рыцарь барон Карл Густав Маннергейм, единственный победитель в белой борьбе, искоренивший  большевизм хотя бы в части России - в Финляндском княжестве; и неслучайный покровитель скаутского движения в Финляндии. Вот такое рыцарское сословие и хотел воспитать Император Павел и оттого краткое его правление похоже на попытку организации большого скаутского лагеря в масштабе всей России.

    В глазах некоторых историков Император Павел представляется оригинальным чудаком именно потому, что он пересек дорогу коллективистскому сознанию рыцарским индивидуализмом. Он пересек дорогу тенденции, которая привела страну к большевизму и его последствиям. Если бы не его страдальческая кончина, то, возможно, ему бы удалось укоренить в народном сознании идеалы скаутской системы в учебных заведениях и в масштабе всей России.
   
    Нервозность и резкость в характере Императора Павла I объясняется тем, что он находился в постоянном нервном напряжении, чувствуя постоянное противодействие инерции – окружающего духовного большевизма - инерции, которая в конце концов восстала на него и убила его, освободив себе тем самым привычную дорогу к гибели.

    Иван Сергеевич Тургенев дает такую характеристику Императору Павлу: "Самое нравственное существо в мире. Самый великодушный из всех рыцарей, бывших в мире, самый простой душою и один из самых великих сердцем людей"(6).

    Я думаю, что нам российским скаутам, следует уделять особое внимание личности Императора Павла Петровича. Возможно, он является небесным покровителем российского скаутинга вместе со Святым Георгием. Ведь не даром же начало Российского скаутизма было положено в Павловском Парке. Это не "совпадение".

Священник Стефан Красовицкий,
Карелия. Реболы. 2008 г.

P.S. Когда я уже кончил писать эту заметку, мне в голову пришла забавная мысль. Я нашел еще одно "совпадение": Мы объединились с ФСЕ.  Император Павел наверняка  одобрил бы этот союз. Ведь и он заключил союз с Францией; и если бы не был убит, то и войны с Наполеоном не было бы.
    "Это меня убили в Петербурге" - сказал Наполеон, узнав о кончине Императора Павла I .

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1. Геннадий Оболенский. "Император Павел I", Москва, "Русское Слово", 2000 г., стр.186
2. Там же стр. 186
3. Там же стр. 29
4. Там же стр.206
5. Там же стр.207
6. Там же стр.205