Замечательный остров

Мальтийские острова (собственно Мальта, Гоцо, Комино, а также еще несколько незаселенных островков), расположенные в самом центре Средиземного моря,  примечательны во многих отношениях; древние римляне их так и называли: insulae notabiles – «замечательные острова».

Начнем с того, здесь находится одно из самых древних строений на земле – мегалитическое святилище Гжантия на о. Гоцо; оно было воздвигнуто более 6000 лет назад и оказывается, таким образом, древнее египетских пирамид.

Другая достопримечательность этой крошечной европейской страны – сами ее жители. Размер острова сказывается на мировоззрении его обитателей. У мальтийцев своеобразное чувство расстояния: 15 км для них это уже «далеко», а переправа на соседний о. Гоцо равносильна путешествию за границу. В то же время благодаря тому, что остров такой маленький, все его жители оказываются между собой либо родственниками, либо хорошими знакомыми, поэтому для мальтийцев обыкновенное дело при выходе из дома оставить дверь незапертой.

На Мальте множество праздников: помимо пяти государственных, общенародно отмечаются еще и церковные: Рождество, Страстная Пятница, Пасха, День святых апостолов Петра и Павла и некоторые другие. Кроме того, каждый городок и поселок красочно празднует день памяти своего небесного покровителя. Так что, если учесть все приготовления к торжествам и «разборы» после них, можно сказать, что мальтийцы большую часть года проводят в праздничном настроении.

Вызывает уважение религиозное чувство и благочестие мальтийцев – а это необходимая здоровая основа всякой подлинной культуры. Женщин просят покрыть плечи и ноги при входе в храм, причем неподготовленным туристкам предлагают для этого благообразные юбки и шали. Маленькие дети крестятся, когда проезжают в автобусе мимо церкви – автор этих строк видел такую картину собственными глазами. Большой ценностью на островах считается семья, что даже отражено в законах. По воскресеньям под колокольный звон жители острова в лучших костюмах собираются на богослужение, и на улицах становится пусто. Мальта – христианское государство; это закреплено в Конституции страны.

Христианские традиции здесь имеют глубокие корни, ведь Мальта упоминается еще в книге Деяний святых апостолов. В 28-й главе ее рассказывается, как корабль, который вез апостола Павла в Рим, потерпел кораблекрушение у берегов острова, названного в книге Мелит. Местные жители оказали ему радушный прием и охотно приняли христианскую проповедь. Крестился даже начальник острова Публий. С тех времен прошло почти две тысячи лет, но мальтийцы поныне отмечают День кораблекрушения св. ап. Павла (10 февраля) как событие, которое принесло им свет Евангелия.

Любопытен мальтийский язык. Он семитского происхождения (т.е. родственен арабскому, еврейскому – семитские народы считаются по библейскому преданию потомками Ноева сына Сима), но несет в себе следы влияния всех, кто когда-либо жил на Мальте: арабов, итальянцев, французов, англичан. Получается чрезвычайно интересная смесь. Например, «Великая осада Мальты» (когда в 1565 г. остров выдержал страшный натиск турок) по-мальтийски звучит как L’Assedju l-Kbir ta’Malta [ласэдью лькбир тамалта], где assedju – слово романского происхождения (романскими называются языки, развившиеся из латинского, такие как итальянский, испанский, французский, румынский и др.), a kbir – семитского. Мальтийский – единственный язык семитской группы, имеющий письменность на основе латинского алфавита и единственный семитский язык, имеющий статус государственного в Европе.

Многовековой опыт тесного общения с иностранцами развил в мальтийском народе особые способности к иностранным языкам. Нередки случаи, когда местные жители, вдобавок к мальтийскому и английскому, который является вторым государственным языком страны, владеют еще итальянским и французским. Расширим и мы немного свой лингвистический кругозор: всякому, кому доведется говорить с природным мальтийцем, может пригодиться фраза Saħħa, ħabib [сахха, хабиб] – «До свидания, друг».

Наверное, более всего Мальта знаменита тем, что почти три века была оплотом рыцарей святого Иоанна Иерусалимского, или иначе госпитальеров. Называются они так потому, что первоначальным призванием этого рыцарского ордена была помощь паломникам, пробиравшимся в Святую Землю к Гробу Господню, для которых был устроен госпиталь-приют с церковью, освященной во имя святого Иоанна Крестителя. После того, как в XIII-м веке Палестину захватили мусульмане, рыцари нашли пристанище на о. Кипр, затем на о. Родос и, наконец, на Мальте, которую им подарил император Священной Римской империи Карл V (он же испанский король Карл I). Поэтому мы знаем этих рыцарей еще и как Мальтийский орден.

Они благоустроили острова, привезли плодородную почву с Сицилии (мальтийская скалистая земля, выжженная солнцем, не благоприятствует растительности – на острове очень мало деревьев; природа Мальты – это прежде всего море), построили крепости, «зело искусно сделанные, и крепкие, и раскатами великими окруженные, а паче же премногими и великими орудиями снабженные», – как писал о них дьякон Петр Артемьев, приехавший Мальту в 1698 г. в составе русского посольства. Другой путешественник, стольник Петр Толстой, в том же году посетивший остров неофициально, выразил в дневнике свои впечатления от Валлетты, столицы страны: «Весь город сделан предивною фортификациею с такими крепостями от моря и от земли, что уму человеческому непостижимо». Не забывали рыцари и своего исконного призвания – помощи больным, а потому устроили на острове крупнейший в Европе госпиталь, где лечили «всяких чинов немощных людей», не только европейцев, но и «басурман». Правда, пишут, что к концу XVIII в. рыцарский дух в ордене поугас, и потому закономерно, что в 1798 г. они не смогли оказать сопротивления Наполеону, решившему завладеть островом мимоходом по пути в Египет.

Потеряв Мальту, кавалеры (как стали называть членов ордена в Новое время) обратились за помощью в Россию, к императору Павлу I. Царь с большой готовностью оказал «бездомному» ордену свое покровительство и даже принял на себя титул Великого магистра (гроссмейстера) ордена. Впрочем, во дворце Великих магистров в Валетте, столице Мальты, его портрета нет. Считается, что хотя российский император de facto был главой ордена, de jure его гроссмейстерство не было оформлено.

Удивительно, но Мальтийский орден существует до сих пор (уже почти тысячу лет!) и занимается тем же, чем в начале своей истории – устройством госпиталей. Орден занимает особое положение в международном праве: он считается как бы самостоятельным государством: у современных рыцарей есть специальные паспорта, а принадлежащий ордену дворец в Риме обладает статусом экстратерриториальности, т.е. является независимым от окружающей Италии владением.

Французы недолго продержались на Мальте: уже в 1800 г. она перешла в руки англичан. Последние уже было собирались вернуть остров ордену, но разгоревшиеся вновь наполеоновские войны тому воспрепятствовали, и Мальта стала британской колонией.
Преемниками благородных рыцарей прошлого на острове стали скауты-разведчики. Ведь когда основатель всемирного скаутского движения Р. Баден-Пауэлл составлял Законы скаутов, за основу он взял правила из устава Мальтийского ордена: например, «Защищай бедных и помогай тем, кто не может себя защитить», «Во что бы то ни стало держись своего слова» и др. (см. «Скаутский мир» №49, стр. 4).

Считается, что Мальта была первым местом за пределами Великобритании, где появилась скаутская организация. Несмотря на то, что их страна такая маленькая, мальтийские скауты вписали в свою историю немало героических страниц. Так, во время Первой мировой войны большинство скаутских руководителей отправились на фронт в континентальную Европу, а ребята-скауты добровольно служили переводчиками, наблюдателями береговой охраны, связными, ухаживали за ранеными. Во время Второй мировой войны, когда Мальта подверглась морской и воздушной блокаде, а также авианалетам со стороны нацистской Германии и ее союзницы фашисткой Италии (в результате одного из них в 1942 г. была разрушена главная штаб-квартира скаутской организации), скауты вместе со всеми жителями острова отважно держали оборону, неся добровольную службу на тех же постах, что и в Первую мировую войну; некоторые старшие ребята, кроме того, служили летчиками. Этот труд увенчался тем, что организация получила общую награду – Бронзовый крест «за доблесть и верность долгу в условиях непрестанного натиска врага в годы войны за свободу».
Сейчас скаутов на острове (вернее на островах, ведь скаутские отряды о. Гоцо образуют особый отдел организации) около 4000 человек, что составляет приблизительно одну сотую часть всего населения страны. На Мальте скаутов хорошо знают, их  поддерживает Церковь и власти, и обычное дело, если президент государства – в прошлом скаут (а «скаут однажды – скаут навсегда»).  
Баден-Пауэлл неоднократно бывал на Мальте; его дядя Генри Август Смит даже был генерал-губернатором острова в конце XIX века. Незадолго до своей смерти, в 1940 г., Старший скаут мира написал мальтийским скаутам: «Хочу поздравить моих старинных друзей, мальтийцев, с тем, как стойко они выдержали адские итальянские бомбежки… Дух бесстрашия и терпения, которым они наделены, помогает им встречать опасности с улыбкой на лице и держаться до победного конца».

* * *
Мальта несоизмерима с Россией по размеру, мальтийский и русский языки совершенно непохожи, мальтиец и русский по-разному ощущают пространство и время, но самое важное – идеалы – у мальтийских скаутов и русских юных разведчиков общие: верность Богу, любовь к родной земле и культуре и серьезное отношение к своему призванию в этом мире.

Инс. Григорий Казаков

Чтобы узнать больше

Грицак Е.Н. Мальта. М., 2005.
Сергеев В.И. Павел I. Ростов-на-Дону, 1999.
Баден-Пауэлл Р. Настольная книга скаута. М., 2001.
Flores C. Malteasers for the Visitor. Malta, 2001.
Bugeja P. Maltese. How to Read and Speak It. Malta, 2008.
Mizzi J.A. Scouting in Malta. An Illustrated History. Malta, 1989.
Baden-Powell R. Playing the Game / edited by Mario Sica. London, 2007.