Волчата. Младшая ветвь скаутов.

Автор - скаутмастер Леонид Феодосьевич Артемьев
(Тихий Дрозд)*

Основатель скаутизма, Баден-Пауэлл, видя успех скаутской идеи, задумал дать что-то новое детям, которые по возрасту ещё слишком малы, чтобы быть скаутами.  Базируясь на книге писателя Киплинга "Маугли", он пытается дать организационные формы этому возрасту.

Однако Баден-Пауэлл (БП) был очень осторожным в применении новых методов волчатства. Появляются его отдельные статьи. Делаются экспериментальные сборы.  И только в 1914 году окончательно принимаются те организационные формы, которые мы знаем по его книге.
Книга его о волчатах даёт идеи "играть во что-то".  Тематика этих игр заимствована из индейской и африканской жизни. 
Своих маленьких воспитанников БП называет cubs, что в переводе значит "детеныш зверя". А поскольку  Маугли вырос среди стаи волков, его возраст назван у нас «волчатами».

Волчата в других странах

В австралийских скаутских пособиях вся работа с младшим воз-растом базируется на основной теме приключений Маугли в джунглях. Ребята подражают волчатам в приветственном крике, в салюте.  У них главную роль играет Акела - вождь стаи.  Его слушаются ребята. Собравшись у "Скалы Совета", они приветствуют своего вождя завы-ванием доб-доб-доб (do your best), что соответствует нашему "при-ложим все силы!"  Вождь в своих поучительных беседах всегда в пример приводит волчью стаю "Маугли".
Новичок, усвоив законы, называется "нежнолапкой".  Нежнолапка, под руководством медведя Балу, изучив все премудрости и законы джунглей, получает звёздочку.  Одна звёздочка на погоне формы значит, что у волчонка открылся один глаз.  С получением двуглазки, у него открываются оба глаза.  В книге, волчонок Маугли, одолев премуд-рости джунглей, становится сам водителем стаи волков и покидает эту стаю.  Так и нежнолапка в стае волчат: он подрос, у него открылись глаза на окружающие тайны жизни.  Вот последний сбор у Скалы.  Стая желает ему счастливой разведки, и волчонок переходит в ряды скаутов.  Таков цикл британских волчат.

Волчата в Польше

Скм А. Каминский, создатель и идеолог польских волчат, даёт много оригинального, самобытного, своего национального. Поляки нашли очень удачное название.  Их "зух" - это удалец, храбрый, смелый герой, во всём молодец. В одном этом слове "зух", вся суть волчатской идеологии.  Каминский пишет: "В поисках самобытных путей, мы начали подыскивать польские темы для игр.  Мы заметили, что ребят не интересует одевание кукол, им скучно играть в "последнюю пару вперед». Дети никогда сами не начнут играть в "кошки-мышки". Их не займет вязание узлов или азбука Морзе..."                                                                      

У малышей нет возможности пополнить свой запас игр, но если найдется кто-либо из старших, кто подскажет им что-то интересное, то мы уже  достигли цели.
Метод простой, но и трудный. Практика показала, что сбор волчат будет удачным только тогда, когда его тематика будет интересовать ребят. Независимо от других,  этим же путем пошли и русские руководители. В процессе исканий они открыли истину: темой игры могут быть приключения славян, моряков, полицейских. Ведь всё это составляет ту жизнь, которую видят мальчики, в которую хотели бы играть.
Отбросив всю терминологию Баден-Пауэлла и всю экзотику джунглей, мы нашли самостоятельную дорогу национального воспитания. И в цикловых играх нет больше волчат. Их заменили "богатыри". В других играх их будут называть купцами, моряками, в зависимости от игры. Нам совершенно чужды африканские мотивы. Мы вводим тематику русской истории. Мы стремимся передать дух  русских сказок, фантастику необъятных просторов России.

Цели и задачи

На сегодняшний день необходим рост нашей организации. Отряды, дружины пополняются волчатами, которые пройдя свой цикл, включаются в ряды скаутов как уже полноценные члены организации. Вот почему нам важно изучить этот возраст.

Волчата - это не самостоятельная детская организация, волчата - часть ОРЮР, скажем, отдельный ее сектор.
Права и обязанности этого сектора определены в Уставе и Положениях. Здесь мы только скажем, что мальчики и девочки определенного возраста могут быть приняты в организацию волчат. За три года волчата привыкнут к дисциплине, выучат песни и, перейдя в отряд, сразу дадут крепкие звенья.

Итак, младшая ветвь ОРЮР работает на особых принципах, согласно своему возрасту. Мы определили, что волчата - это будущие разведчики, так оказать, пополнение отрядов. Однако, планируя занятия с ними, нельзя это ставить целью. Волчата сами,  для самих волчат.

Мы обязаны обеспечить им их полноценное гармоничное, как умственное, так и физическое развитие в духе разведческой идеологической системы. Поэтому волчата имеют свои законы, свои обычаи, свои традиции и зани-маются по своему графику работы.

Организация волчат ставит перед собою следующие цели:

1. Она стремится воспитать характер ребенка методами наиболее подходящими его возрасту.
2. Приучает в товариществу, к будущей общественной жизни, посредством общего труда и организованных цикловых игр.
3.Стремится повышать культурный уровень наравне с физическим развитием.
4. А главное, организация волчат обязана внести в свою среду больше улыбок, жизнерадостности, веселья.

Как достигаются эти цели?

Ребят будем воспитывать смелыми, бравыми, говорящими правду. Мы постараемся воспитать в них самостоятельность, находчивость, смекалку. Каким должен быть волчонок, говорят нам их законы.
Товарищеские игры, общий труд, жизнь в природе, сказки и исторические повествования, преодолевание препятствий, Все это своевременно и умело преподносится руководителем, вот чем достигаются наши цели.

Общественные черты характера мы постараемся проявить в ребенке общим творчеством (стая общими силами готовится ко дню матери, делает игрушки к рождественской елке и т.д., общими играми, где нередко ребята, для  об-щего блага жертвуют своими личными интересами.
Создавая должности в стае, мы приучим ребенка к ответственности, к аккуратному выполнению данных ему поручений.
Игры на свежем воздухе, вылазки в природу, походы с приключениями, таинственные предприятия, сказочная жизнь фантастики: вот что надо этому возрасту. Но при этом руководитель должен обладать чуть-ем: в одном случае сказка, в другом - героические дела. Все должно быть преподнесено ребятам соответственно их возрасту.

Возраст. Его психологические и физические особенности.

Есть люди, которые не зная элементарных основ психологии, прекрасно воспитывают как своих, так и чужих детей. Они знают, как поступить с ребенком, как лучше на него воздействовать, жизненный опыт, особое чутье, любовь подсказывают им - как надо поступить. Но таких мало. Молодому руководителю необходимо знать хотя бы элементарные понятия о психологии детей.
Психология - это наука о духовном развитии человека. Руководитель и волчонок - какая колоссальная разница в возрасте и в восприятии окружающего мира. Но, не смотря на это, руководитель должен найти правильный подход к своим воспитанникам.

Руководитель и волчонок. Какая колоссальная разница в возрасте и в восприятии окружающего нас мира! Но, не смотря на это, руководитель должен найти правильный подход к своим воспитанникам.

Взрослый человек живет больше разумом, ребенок больше сердцем. У него переживания. Каждое событие он переживает серьезно. В зависимости от обстоятельств, все для него приятно, или неприятно. Все новое его радует, причем он радуется всем своим маленьким существом. И, наоборот, какое то горе доводит его до слез.

Дети живут фантазией. Взрослый человек иногда диктует жизни свои условия, борется с нею, трудится. Ребенок, не участвуя в жизни, стараясь подражать взрослым, играет в жизнь. В организованной игре он совершенствуется. Играя, он влезает на дерево, копает ямы в земле, строит поезда, мастерит оружие. Кругозор его растет. Движение его приобретают уверенность. Игра требуют от него ловкости, смелости действий, требуют взаимодействия мускулов, нервов и мысли.

В игре волчонок знакомится со строительным материалом, как песок, доски палки. Причем его воображение принимает конкретные формы. Мастеря, часто строя, ребенок оценивает время и свои возможности - появляется элемент критики.
Играя, волчонок бывает доктором, моряком, купцом, полицейским. Входя в роль героя, он живет его же жизнью, его же переживаниями. Изображая врача, он хочет помочь своим пациентам, старается уменьшить страдания больных. Как моряк, он храбро бросается в воображаемую морскую пучину.

Игра дает массу возможностей для развития и поощрения хороших, благородных чувств. Игра требует от него умения организовать работу: одни носят песок, другие строят крепости, тот разжигает костер, а кто-то отправляется на охоту, князь отдает приказания, дружинники подчиняются.
Сколько новых форм, сколько новых понятий!
Еще жизнь не коснулась ребенка, а он, в игре, уже приобретает навыки к общественной жизни.
Наконец игра создает другой мир - мир фантазии, сказочный мир воображения.

Обыкновенная игра ребенка построена на том впечатлении, какое он выносит из виденного, или слышанного. Это обыкновенная драматизация, где обстановка и нужные примеры дорисовываются фантазией.

Так, например, простой стул может быть и лошадью и паровозом и аэропланом и автомашиной и всем тем, что из него представит детское воображение. Бедный может стать миллионером, обиженный - героем, несмелый тихоня - храбрецом!

Игра должна дать ребенку полное удовлетворение. В игре он должен быть счастлив! Должен чувствовать себя героем - богатырем.

Но в играх сказывается детская неопытность и отсутствие организации. Поэтому дети любят, когда старшие, опытные, играют с ними. Если они у этого старшего почувствуют любовь к себе и умение организовать их игры, то они очень быстро привяжутся и будут всецело подчиняться его авторитету.

По своим духовным качествам, волчонок обладает многими положительными и отрицательными чертами. Внутреннее чувство справедливости, доброта и отзывчивость, переплетены с эгоизмом, беспощадностью по отношению к животным. Ложь часто построена на детской фантазии. Хвастовство развито почти у всех ребят. Надо за всем следить. Надо все учитывать.
Следить надо как за духовным, так и за физическим развитием ребенка. Как раз в этом возрасте развиваются у ребенка умственные способности. Растет наблюдательность, причем он способен думать и рассуждать. Развивается хорошая память и интерес к окружающему.

Период волчатства - это период развития чувств у ребенка:
- чувство радости и гордости, что он уже что-то может сделать самостоятельно;
- чувство разочарования и удручения, когда что-либо ему не удается;
- чувство привязанности;
зарождается чувство национальной гордости за свой народ, за славное историческое прошлое (надо обратить на это особое внимание!).
     
При нормальных условиях, когда дети в школе изучают историю своего народа, участвуют в национальных торжествах, когда слышат патриотические песни и сами их поют, это чувство величия своего народа растет в нем и крепнет.

В переживаниях волчонка нет ни прошлого, ни будущего, он живет настоящим. И в этом «настоящем», так сказать сегодняшнем дне, ребенок не учас-твуя в самой жизни, старается подражать взрослым, он играет в жизнь (к игре мы еще вернемся позже). Ребенок впечатлителен, он как губка всасывает в себя все для него новое. Он любознателен, все хочет знать...

Облик волчонка

Человек, приступая к работе, имеет представление о том, что он хочет сделать.
  - Механик имеет план детали машины;
  - Плотник пользуется планом дома;
  - Повар смотрит в поваренную книгу.
 
Какой же эскиз, какой облик волчонка должен быть в сознании руководителя?
 
Дети бывают разные; хорошие и плохие, грубые и мягкие. Всех их надо воспитать, принимая тот или другой подход. Но все эти особые подходы к ребенку имеют общие черты, какие то путеводные нити. Этим путеводителем в воспитании и есть моральный облик того идеала, к которому мы стремимся.
 
Наш идеал: любит Бога и Россию он во всем молодец, он всех радует, он становится все лучше.
 
Вот основные черты волчонка. Вот рамка волчатских законов, которые легли в основу того облика, того силуэта мальчика, или девочки, которых мы хотим воспитать и передать в отряд разведчиков.
 
Законы лягут в основу всей нашей работы. Законы - это четыре основных направления в воспитании.
 
Ясно, что нельзя любить Бога только сегодня, быть молодцом только завтра, всех радовать только по вторникам.
 
В каждой игре, в каждой поступке мы попытаемся использовать хоть частичку из указанных "направлений".
Организовав новую стаю, я не рекомендовал бы говорить ребятам сразу "серьезных вещей" о России, как подчеркивает это первый закон. Придет это все со временем.

Волчонок во всем молодец
      
Эта черта проявляется как личная отвага, самостоятельность и находчивость, закалка и выносливость,  умение слушаться и подчиняться старшим.
     
Отвага нужна как мальчикам, так и девочкам. Прошли те времена, когда только мальчики блистали отвагой. Сегодня наравне с мужчинами и женщины самостоятельно пробиваются в жизнь. Следовательно, уже с детства надо привыкать к смелым решениям.
     
Сказать правду не всегда легкая вещь. Очень часто ложь, обман вытекают от страха перед наказанием. Страх показаться смешным тоже часто заставляет лгать. Надо приучать ребят говорить правду. Волчонок не боится признаться в совершенном им поступке. Врет только трус!
    
Проводите нравоучительные беседы на эту тему: вот герой, рассказа признается в вине. Тот защищает безвинно потерпевшего из-за обмана. Школьная жизнь подскажет вам много таких примеров.
     
Наряду с мужеством развивать надо самостоятельность и находчивость: волчонок сам находит выход из любого положения, а не ждет помощи со стороны. Уже в стае создавать подходящие положения и давать возможность ребятам находить самим решение. Не убирайте препятствий с пути, а заставляйте ребят бороться с ними и побеждать.
     
Родители часто из безграничной любви к ребенку, делают за него все сами, не давая возможности ему проявить свою деятельность. Это не верно, до некоторой степени даже вредно. Вырастает эгоист, лентяй. Такой мамин сынок ничего не умеет сам сделать и когда попадет в тяжелые условия - гибнет.
     
На сборах, в походе предоставь ребятам действовать. Пусть в них зарождается инициатива, находчивость. Пусть каждый сбор принесет ему преодоление каких-то затруднений.
     
Послушание связано с выполнением. Послушание для ребят - это камень преткновения. Дети всегда мечтают быть взрослыми, быть самостоятельными и не выслушивать вечно приказаний.
     
Надо как-то смягчить это неприятное чувство у детей. Ведь волчата слушаются своего начальника, не потому что его боятся. Подчиняются ему без принуждения, потому что ему верят и его уважают. Волчонку не надо повторять приказаний, он их выполняет безоговорочно, сразу. Он во всем молодец.
     
И эта молодцеватость проявляется у него в терпении и выносливости на холод, голод, даже физическую боль.
     
Волчонок не плачет, не жалуется. Не боится умываться холодной водой, вставать сразу с постели.

Волчонок всех радует
 
С волчатами всем должно быть хорошо. Почему? Да потому, что он умеет играть с другими детьми, он с ними сливается, никогда не скандалит, не обижает никого. Он старается каждому помочь, услужить. Он весел, сам улыбается и веселит других.
     
С волчонком приятно не только людям, но и животным и растениям, потому что он друг природы, всего, что живет, движется.
     
Птички, жуки, бабочки не должны его бояться, - они могут рассчитывать на его помощь. Он никогда не будет без особой нужды рвать растения - ведь цветы, кусты украшают наше окружение!
     
Волчонок друг вещей. Он любит и ценит свою одежду. Он не потерпит разбросанных в беспорядке своих книг и тетрадей. Под кроватью у него не валяются в пыли носки и ботинки. Его книги всегда в порядке. Его комната, кроватка убраны. Маме не приходится заставлять мыть уши и руки, у него они всегда безупречно чисты.
     
На сборе, волчонок ведет себя прилично, он не обижает никого и не скандалит с другими.

Волчонок становится все лучше
 
Этот закон вытекает из предыдущего и охватывает стремление ребенка к добродетели. Добродетель должна быть им осознана с самого начала поступления в стаю. Не читать ему нотаций, не делать выговоров, а стараться посеять в его душу стремление к прогрессу. Поставь перед ним идеал, на основе морали православия. Тогда воспитание будет у тебя гармонировать с религиозным воспитанием.
     
Не только в приобретении знаний заключается рост человека. Духовный рост заключается в моральном облике.
   
Итак, обсудив законы волчат, мы замкнули свой цикл первым законом, в котором говорится о любви к Богу и Родине. И здесь неограниченный внутренний рост человека: непоколебимый авторитет и беспредельная глубина самосовершенствования.
     
В этой главе не затронуты методы работы и диапазон развития таких чувств у ребенка, как религиозность, патриотизм, добродетель. Предоставляется полная инициатива руководителю в выборе тем, формы бесед, подбора игр, занятий...
     
Все "научные термины", все "трупные слова и понятия" - это только для нас с вами. Не будем же мы говорить с волчатами о психологии, о добродетели! В беседах с ними приведем понятные для них примеры из жизни: это делать можно, а это нельзя делать. Почему нельзя?
     
Но руководитель, составляя ту или другую программу беседы, должен знать, какой цели он хочет добиться данной беседой, какую струнку детской души он хочет затронуть, чтобы эта струнка, зазвучав, дала ожидаемые результаты...
     
Обрисовав "психологический контур" волчонка, мы пытались дать только канву, дать как бы направление мыслям руководителя...

Мораль
 
 Под словом "мораль" мы понимаем отражение нравственных отношений в определенных нормах поведения людей.

Моральные нормы поддерживаются в обществе не силой, а воздействием авторитета общественного мнения, воспитываемых привычек и моральных убеждений.
 
В общих словах мораль это групповое чувство. Ответственность. Спайка. Общение с другими. Нам, как руководителям следует помнить, что ребята ценят правду, справедливость, отвагу, самостоятельность, мужество, бескорыстие. А главное - авторитет, личный пример...
 
В нашем воспитании мы будем базироваться на любви к ближнему, на дружеских услугах, на правде и справедливости, мы будем требовать от ребят соблюдения правил игр, выполнения обещаний. В беседах будем указывать примеры из жизни, разъясняя, как следовало бы поступить в данном случае...

Отвага и мужество
 
Некоторые дети боятся пространства. В таких случаях не следует их  высмеивать, но помочь им преодолеть этот страх. Заставь его ходить по кладке через ручей, по бревну, прыгать с высоты, можно дать поручение принести из  темной комнаты какую-либо вещь.

Признаться в вине - это тоже мужество. Тут широкие возможности для руководителя как в беседах, так и в жизни, в походах, на сборах.
Вырабатывай у ребят выносливость. Хочется пить в походе, постарайся перетерпеть жажду.
     
У волчат вообще появляются склонности к "работе над собой": закаляться как физически, так и духовно.
     
У разных детей разный к этому подход. Одни закаляют свои мускулы /гимнастика, движение/. Иные стараются переносить героически боль, лишения, другие смело говорят правду.
     
Дети в большей степени, чем взрослые нуждаются в успехе и похвале. Не умеют долго ждать и если не видят успеха в своих начинаниях, часто теряют терпение и интерес ко всему.
     
Руководитель обязан знать хорошо каждого. Он должен создавать обстоятельства, чтобы его ребята постоянно побеждали препятствия на пути. Когда ребенок победит раз, другой, когда он ощутит что и он что-то может делать, у него появится вера в себя, в свои силы.
     
В этой вере в свои силы нуждаются все, а особенно дети. Не забывайте давать чаще почувствовать им это! Даже обиженные, угнетенные, вялые и неспособные дети должны ощущать эту сладость победы, должны воспрянуть, переродиться.
     
Свежий воздух. Солнце. Движение. Беготня. Битвы. Спорт. Вот, что дает стая волчатам.
     
Дети растут в движении. Жизнь в природе отвлекает внимание ребят от города, делает их более уступчивыми, сговорчивыми, вызывает жертвенность и служение ближнему.
     
Дети любят подражать взрослым. Руководитель для них идеал. Не роняйте этого достоинства перед стаей! Хорошо продумывай сбор. В понятии волчат руководитель - это источник всего нового, он клад новых игр, новых идей. Мало знать ребенка, надо уметь найти к нему подход...
   
Взыскания
                           
За отношениями между ребятами легче всего наблюдать в лагере/или в коло-нии, где находятся дети под крышей. Там они общаются, живут одной семьей. Но бывают случаи ссор. И тут без взысканий не обойтись. Каждое взыскание неприятно. Дети обидчивы, и как-то надо обойти этот элемент неприятности.

Был проведен следующий опыт: на доске вывешивается лист бумаги, тут же и карандаш. Ребята знают, что они имеют право записать на этом листе имя обидчика. Этот список дел /событий/ отображает все несчастия за истекший день.
Под конец "лампы", которая завершает каждый день в колонии /как костер у разведчиков/, руководитель читает список дел. В большинстве случаев выяс-няется, что многие уже помирились. В таком случае имя вычеркивается и руководитель переходит к другому случаю.
Неулаженные дела могут быть двух видов: простые дела решаются на месте. В других случаях, когда стороны упорно обвиняют друг друга, дело требует более внимательного разбирательства. В большинстве случаев, поссорившиеся мирятся. Редко приходится прибегать к напоминаниям, угрозам, уговорам.

Благодаря этому методу, исчезают бессмысленные наказания, раздражительный, крикливый выговор и т.п.
Руководитель получает безошибочное и полезное воспитательное средство, ког-да надо реагировать на выходки детей.
Сами волчата имеют В лице списка защитника: на лампе многие события пред-ставляются совершенно в другом виде.
Как здесь, так и в других случаях, жизнь требует хорошего руководителя, который в процессе воспитания будет замечать все извращения и будет на них реагировать. Везде нужна душа!

Указанный способ, успешно применяемый в колонии, мало пригоден во время обыкновенных сборов стаи. Во время сборов можно прибегать к взысканиям при помощи игры в фанты. Попробуйте сами!

Похвала и награды
   
    В работе с детьми иногда приходится их и пожурить за их плохие поступки, но похвала, награда, могут сделать больше пользы, чем взыскания. Наказание вызывает негативное настроение, а похвала, ласка порождает желание быть хорошим. Дети нуждаются в похвале больше, чем взрослые. Убеждение их в том, что они способны к добру, может сделать их действительно добрыми.
   
В нашем случае руководитель правильно поступает, считая похвалу своим оружием. Он достигнет больших результатов, применяя похвалу, чем наказание. Но не следует хвалить за поступки, которые каждый из нас обязан совершать ежедневно… Хвалить надо за отвагу, за проявленную ловкость, смекалку. Каждая хорошо выполненная работа должна быть похвалена. Похвала вызывает желание совершать хорошие дела, стать еще лучшим…
    Проводить все это в жизнь легко в лагере (колонии) на ежедневных лампах, вводя в обычай хвалить и благодарить за оказанную услугу, за инициативу и десятки других случаев, проявленных в течение дня. Таким публичным выявлением благодарности создается настроение не принудительной, а выраженной по взаимной доброй воле волчатской атмосфере.

Любовь и ласка

Кроме выше сказанного, для работы с малышами нужна любовь к детям. В наше время много стало докторов наук, магистров, холодных  расчетли-вых женщин.  Материальный расчет - на первом плане. А где расчет,  там нет сердца.  А детям в этом возрасте так нужны любовь, ласка и внимание, иметь теоретические познания это еще мало. Есть музыканты,  владеющие прекрасно техникой,  но без души,  их музыкальное исполнение не доходит до слушателя. Так и среди "волчатских" руководителей. Дети сразу почу-вствуют,  когда к ним руководитель обратился с любовью. Для такого руно водителя они сделает все.                                                                          

Kак создать стаю

Мы узнали уже довольно много про волчат,  пора приступить к организации стаи. Порядок действий может быть разный в зависимости от условий.
За рубежом дело осложняется еще и тем,  что ребят очень мало,  причем считаться надо с тем,  что ребята живут в разных концах города,  нелегко собрать их на сбор.  Где имеются воскресные школы,  там есть возмож-ность собираться перед занятиями, или сразу после уроков, перед тем, как что-то начинать, следует договориться с учителями и родителями.

Итак, договорившись, проводим первую встречу с ребятами в школе. Знакомимся с ребятами, рассказываем им - как интересно проводят время волчата в других школах,  какие их ждут приключения в стае.  Проводим и интересные игры. Записываем адреса и телефоны желающих и обещаем    поговорить  с родителями.

Первый сбор очень важный,  фактически на этом сборе намечаем состав стаи. На первом сборе создаем настроение и темп, даем максимум ин-тересного.   Если есть возможность,  то можно пойти на прогулку.  Во время прогулки легче узнать ребят, их навыки, их характер, капризы, на про-гулке проявят себя передовые ребята, будущие помощники.

Там,  где нет школы,  приходится действовать по другому… Может, получится помочь провести елку в воскресной школе или Доме детского творчества… Во время игр будет возможность приглядеться к ребятам и наметить кандидатов в стаю. Составив предварительный список, идем на переговоры к родителям, лич-ный контакт с родителями, разговоры по душам, дадут ту дружескую связь, которая так необходима в работе с ребятами.  В разговоpax с родителями выяснится окончательный состав стаи.  

Выяснив все необходимое, назначаем сбор стаи. Сбор проводим торжественно, создаем таинственную обстановку и принимаем ребят в стаю. Такой первый сбор описан в моей книжке "Тоня Удальцов", где рассказывается о приключениях стаи в течение одного года. К сожалению, из-за отсутствия средств, было издано толь-ко 20 экземпляров. В  этой статье описаны условия в эмиграции, думается, что на Ро-дине все будет проще и лучше.

Деление стаи

В  эмиграции нет русских школ, нет возможности создать стаю при школе, на Родине нет недостатка в ребятах. При желании (будем надеяться) будут стаи в школах, найдутся и желающие руководители.

Классическая стая должна иметь не больше 24  волчат, и стаю делим на шестерки, во  главе шестерки стоит старший волчонок. Шестерки своих сборов не устраивают, а собираются на общий сбор стаи. Сбором стаи руководит инструктор-начальник стаи. Шестерки выступают самостоятельно при построениях и во время игр. Шестерки получают задания. На прогулке можно послать шестерку «в разведку за водой», другую за дровами, третья разжигает костер и т.д. Можно выслать шестерки в разные стороны с заданием принести сведения о весенних изменениях в лесу, в парке. Шестерки соревнуются на специальности. Шестерка - это самая малая ячейка в Организации.
Когда в работе мы учтем все преимущества этой системы, тогда в стае будет царить веселье, радость, плодотворная работа, а волчата будут подвижными и самостоятельными.

Старший шестерки

Успех шестерки во многом зависит от старшего. Имея это в виду, не следует спешить с его назначением. Выбор и утверждение Старшего должен пройти торжественно. С этого момента все поручения и задании начальник стаи дает через шестерочного. Старшие в шестерках не "пожизненно". Их надо менять, делается это тоже обдуманно. Скажем, стая закончила цикловую игру, Начинается новая, а в этой игре подбираются роям для волчат, выбираются (подсказываются) и «старшие». Надо сделать так, чтобы на сей раз шестерочными были другие. Так по очереди все побывают шестерочными и никто не будет в обиде.     

Общие выводы

Должность шестерочного не должна быть утомительной, требующей много физических и духовных напряжений ребенка. Это должна быть должность в качестве награды и поощрения, а не вынужденная нагрузка. Старшие должны пользоваться какими-то привилегиями: они первые узнают о сборе, о прогулке. Они знают из «совета» - что будет на следующем сборе, они кое-что мо-гут подготовить к этому сбору.

Ребята - врожденные вожаки, сами найдут себе применение, другим нача-льник подскажет, что они должны делать.                                

Желательно иногда проводить «совещания» с шестерочными (скала Совета). Старшие могут внести какие-то пожелания от своих групп-шестерок. На со-вете они получают разъяснения и поручения. Такие советы проводятся коротко. Указания даются краткие и точные.

На практике не большая польза от "старших", но это своего рода "игра в начальники".

В заключение необходимо заметить, кто "старшие" не несут ответственности за выполнение программы сбора.   

Работа стаи

Требования на получение специальностей и звездочек составляют ту канву, на которой базируется программа сборов в течение 2-3 лет пребывания волчонка в стае.
Любая стая должна пройти эти ступеньки. В зависимости от возраста и индивидуальных способностей ребят, материал требований в программах может быть подан в той или иной форме; будут ли это легкие игры или более содержательные циклы. Причем, более взрослым, или ребятам и срок сдачи на звания будет короче.

Требования на звездочки

Во избежание недоразумений, следует здесь оговориться, что термин «звездочка» равнозначен термину «одноглазки, двуглазки» и «таежному волчонку». Текст требований смотри в Приложениях. В этой главе мы будем говорить о требованиях в общих понятиях, в общих чертах.

По своему содержанию требования на все звездочки имеют схожие, общие пункты. Однако, с возрастом ребенка, требования повышаются, потому что у него кругозор становится вире.

Нa первую звездочку мы требуем от ребенка подвижности и деятельности в окружающей его среде (стае), на второй ступеньке уже необходимо, что-бы эта деятельность была полезной в семье, в школе, в своей стае, чтобы волчонок был хорошим товарищем, не был ни плаксой, ни ябедником; добива-емся от него дисциплины.

И, наконец, согласно требованиям на третью звездочку, волчонок дол-жен быть опрятным, ловким, смелым и деятельным в своей стае. Появляется уже какая-то доля «служения».

Волчонок - друг природы

Вводим его в природу подходящими рассказами, устраиваем прогулки, даем особые поручения, подбираем соответствующие специальности, даем ребенку возможность познать окружающий растительный к животный мир.

Жизнь в стае, обычаи, символика расширяют у него организационные способности. В стае, потом в отряде, в выступлениях, в общес-твенном служении растет и крепнет гражданин, общественный деятель.

Уже в детстве обращается внимание на развитие патриотических, национальных чувств.  И затем последние пункты говорят о заботе физического развития: свежий воздух и движение, так необходимые в этом возрасте находят свое отражение.

Молодцеватость, смекалка,  ловкость, трудолюбие - все это развивается в играх и специальностях.
Но учитывать надо, что стая волчат это не школа. Испытания на звания – это не экзаменационный зал. Мы имеем дело с детьми первых классов, и следова-тельно по родиноведению мы можем дать только лишь исторические игры на фоне событий из прошлого России.

Как составить план работы стаи?

При составлении плана работы, не важна очередность пунктов требований - важна сама суть. Имея перед собой требования на звездочки, руководитель набрасывает схему цикловых игр. Разрабатывая детально программу цикловых игр, выбираются соответствующие пункты требований, намечаются беседы, песни, игры. При любых обстоятельствах (в беседах, играх) подчеркиваются те качества, которые мы хотим привить ребенку.

Можно, допустим, цикловой игрой в "купцов" охватить всю программу первой звездочки. Так и делают британские волчата: у них одна основная игра –«Приключения Маугли». Но мы вводим широкую тематику исторических игр, даем ребятам разнообразные формы. Благодаря этому, имеем возможность шире и глубже вкоренить в ребенке хорошие качества, скажем, храбрый и честный не только «купец», но и «пожарный», «лесник», «пограничник».

Какие применять цикловые игры, какие проходить специальности, подскажет руководителю обстановка.
На вторую и третью звездочки можно применить такие цикловые игры как: «дружинники», «моряки», «пограничники», «партизаны», «робинзоны» и др.
Вот общая наметка готова. Учитывая вce календарные возможности (зима, лето, праздники, каникулы), приступаем к разработке отдельных цикловых игр, а затем материал разбиваем на сборы по месяцам. В помощь руководителю в журнале «Опыт» имеются примеры таких игр.

Получение званий

Когда по графику пройден весь материал, когда ребята втянулись в работу, сдружились, пора додумать и о награде за прилежный труд. Начальник стаи уже решил заранее,  что все волчата подтянулись и достойны получить звание «волчонка» первой звездочки (одноглазку).

Назначается последний cбop, причем этот сбор имеет большое воспитательное значение для самих волчат, а посему не следует превращать его в экзаменационный зал.
Во время игр, состязаний, подводятся последние штрихи, невзначай задаются вопросы, даются индивидуальные легкие задания. Торжественная заключительная беседа и раздача звездочек.

На вторую звездочку беседу провести так, чтобы завязался обмен мнениями о законах. Умело поддержать разговор, сделать короткие заключения и дать объяснение значения
Обещания.

Слегка иные формы можно ввести при испытании старших волчат, особенно при получении третьей звездочки (таежный волчонок). Тут в походах, играх и упражнениях ребята сталкиваются с препятствиями и покоряют затруднения. Каждому руководителю подсказкой являются обстановка и условия. Шаблонов здесь не может быть, да мы избегаем стандартизации, давая волю инициативе.

Обещание волчат
   
    “Обещаю приложить вое силы, чтобы любить Бога и Россию, слушаться старших и подчиняться законам стаи».

Обещание повторяется при получении каждой звездочки. Почему так? Ребенок быстро забывает о своих обещаниях, но, когда он повторит его два-три раза, притом в особо торжественной обстановке, смысл обещания дольше остается в памяти.

Некоторые организации имеют другой текст обещания: "Обещаю быть хорошим волчонком первой (второй, третьей) звездочки».

Такой текст более доступен пониманию ребенка. Тут он обещает делать то, что он проходит на сборах, то, что он уже знает, все ему ясно. Следующий раз, получая вторую звездочку, требуется от него больше, но опять-таки он знает, что от него требуют знаний на вторую звездочку, а он это проходит на сборах. И уже в заключение волчатской лесенки при получении последней звездочки, волчонок дает полное Обещание.

Я лично считаю, что требовать от ребенка таких «высоких понятий», как Бог и Россия, слишком рано, но к этому приучать надо с детства.

Игра как метод воспитания

Р. Баден-Пауэлл сказал, что скаутизм - это игра. ОРЮР пошла дальше игры. Игру как воспитательный метод мы использовали для национального и религиозного воспитания молодежи. Вот и наши волчата в цикловых играх знакомятся со славным прошлым нашей Родины.
Дети любят играть. От игры всегда веет счастьем,  здоровьем и энтузиазмом. Игра для детей не только наслаждение, но и ак-тивность, игра - это испытание всех сил ребенка, всех его способностей. В игре дети, чтобы победить, напрягают все свои физические и умственные силы, волю и знания. Когда состязания ведутся между группами, игра развивает чувство товарищества, игра лучше гимнастики, т.к. помимо физического развития, в ней проявляется энтузиазм и разумное участие.

Дети любят окружать свои игры романтикой, без этого игра теряет свою, привлекательность, в игре дети фантазируют и нельзя относиться с иронией к их фантазиям, дети искренне верят в свой вымысел, и чем они моложе, тем больше способны увлекаться.

Однако сами дети не умеют выбирать игру. У них достаточно воображения создать свои образы, но не хватает им творческой смекалки. Руководитель поможет им  «оформить» игру и довести эту игру до финала.

Детям не хватает великодушия, их инстинкт борьбы ведет к желанию победить. Слабые должны быть побеждены и «уничтожены». Зато сильно развито чувство справедливости. Если прислушаться к спору детей, то поражает та логика, с которой они отстаивают свои права; они даже готовы бороться с несправедливостью. И даже они могут быть недоволь-ны сомнительной победой, для них должны быть ясны результаты.

Дети больше всего уважают храбрость, смелость, силу. Быть может по-этому, часто сильные обижают слабых своими выходками и шутками. Такое отношение товарищей порождает робких, застенчивых и забитых детей, которые страдают от своего духовного одиночества.
Руководитель должен в игре все учесть, четко и справедливо распределить «роли» и зорко следить за соблюдением справедливости.

Дисциплина в игре

Когда дети остаются сами по себе, их неопытность создает беспорядочную об-становку в игре. Без дисциплины игра теряет свою прелесть. Дети прекрасно это осознают. Они знают, когда они будут придерживаться правил и подчиняться дисциплине, то игра будет интересной. У  них, однако, не хватает терпения, чтобы заставить себя и других этой дисциплине. Нужен взрослый руководитель, Если руководитель сможет сгладить детские недостатки, если он полон энергии и умения организовать и обдумать все заранее, то дети привяжутся к нему и признают его авторитет. Требуемая дисциплина не бу-дет в тягость - она обеспечит честную игру. Сильные подбодрятся, слабые будут защищены, и воцарится дух здорового товарищества.
Игры захватывают детей не одинаково. Есть дети, которые любят одиночество. Таких - мало, но это интересное и даровитое меньшинство. В  лагере они устраивают "точки" для костра, украшают палатку. Не надо насильно устранять эту любовь к одиночеству, а надо поощрять к самостоятельной деятельности.

К этому типу относятся и дети-коллекционеры. У  них есть ценные качества: терпение, любознательность, порядок, методичность. Это разновидность той же активности - игры. Правда, здесь нет ничего спортивного, но и такая деятельность захватывает ребенка тоже.

Методика игры

Игру мы рассматриваем как нормальное состояние ребенка, в играх он проводит большую часть своего детства. Его игру мы стараемся облагоро-дить, осмыслить и направить так, чтобы она, кроме удовольствия, принесла пользу, развивая в ребенке ряд нужных качеств. Умело организованная игра всесторонне развивает и воспитывает. Ребенок учится ценить сотрудничество, взаимопомощь и товарищество. Учится соблюдать какие-то правила, учится ценить дисциплину и повиновение. Он становится ловким, изворотливым, учится принимать быстрые решения.

Перед каждой игрой руководитель должен коротко и ясно разъяснить основные правила и цели. После окончания игры коротко сделать свои замечания: похвалить отличившихся, указать на ошибки. Не надо длинных речей; всегда нужно помнить, что игра главный фактор воспитания. Поэтому в каждую игру надо вносить моральный элемент - справедливость, послушание.

В играх должны участвовать все, и все должны знать суть игры. Недостаточно объявить правила. Нужно чувствовать желание играющих. Руководитель должен все делать с любовью, методично, горячо отдаваясь делу, Только такая работа принесет плоды. В рядах руководителей ОРЮР нет платных должностей. Их держит в организации любовь к детям и долг перед родиной…                                 

Что дает ребенку игра?

В организованной игре он совершенствуется. В игре он трудится, он влезает на дерево, копает ямы в земле, строит поезда, мастерит оружие. Кругозор его растет. Его движения приобретают уверенность. Игры требуют от него ловкости, смелости действий, требуют взаимодействия мускулов, нервов и мысли.

В игре волчонок знакомится со строительным материалом (песок, доски, палки), причем его воображение принимает конкретные формы. Мастеря, строя, ребенок оценивает время и свои возможности, появляется элемент критики. Играя, волчонок бывает доктором, моряком, купцом. Входя в роль своего героя, он живет его жизнью, его пе-реживаниями. Изображая врача, он хочет помочь пациенту и т.д.
Игра дает массу возможностей для развития и поощрения хороших благородных чувств. Игра требует от него умения организовать работу: одни носят песок, другие строят крепость, кто-то разжигает костер; князь отдает приказания, дружинники выполняют... Сколько новых форм, сколько новых понятий.

Еще жизнь не коснулась ребенка, а он, в игре уже приобретает навыки к общественной жизни.                                                    

Цикловые игры

Как было сказано, волчата играют во что-то, кого-то изображают. У них как будто действие происходит на сцене в лицах, где распределяются роли между ребятами, игра продолжается на ту же тему, но она повторяется в разных вариантах в течение какого-то цикла времени. Отсюда эти игры и названы цикловыми. Прекрасный пример такой игры дан в журнале «Православный вестник» №13. Описание этой игры «Поле Куликово» может быть взято как пример (образец) и для других игр.

В газете «Скаутский мир» печатались описание и других исторических игр с волчатами. В журнале «Вестник Руководителя ОРЮР» даны цикловые игры в лагерях для волчат. Сколько изобразительности, сколько умения и смекалки в про-веденных играх. А на Родине и непочатый край!

Судя по описаниям таких игр, мы видим, что есть способные талантливые руководители. Бог им в помощь!
Цикловые игры дают возможность ввести исторические мотивы. Но кроме исторических тем можно проводить игры на специальности. В таких случаях, закончив игру, волчата получают специальность или даже звездочку. Требования на звездочку и специальности можно найти в «Положениях».
Итак, пройдя два года по волчатской тропе, пришло время сдавать на третью звездочку. Здесь материал уже более серьезный. Уже были беседы о Родине. Был лагерь с разведчиками. А больше и не следует затягивать пребывание в стае.

Договорившись с начальником отряда, устраивается общий сбор, или даже поход.  На сборе волчата принимают участие наравне с разведчиками. И здесь надо дать возможность ребятам отличиться.
Вся церемония дня заканчивается общим костром, на котором волчата торжес-твенно переходят в отряд разведчиков.
Общее примечание.
Все, что здесь говорилось о волчатах, относится и к девочкам – белочкам.

Руководительские кадры
   
Итак, отряд разведчиков пополнился полноценными ребятами, которые прошли уже товарищеские отношения в стае. С ними уже легко работать в отряде. Труды оправдались. Практика последних десятилетий показала, что волчата необходимы в нашей Организации.

К сожалению, еще до сих пор очень мало опытных руководителей-волчатников, а ребят это-го возраста достаточно в младших классах и в воскресных школах. Но малышами не все хотят заниматься. Одни говорят, что нет у них опыта, нет пособий, нет знаний, другие просто боятся ответственности.

А кандидатами в руководители могут быть даже старшие разведчики, особенно разведчицы, или руководители, занимающие не строевые посты. Могут быть жен-щины, бывшие разведчицы, отошедшие от нас, или жены руководителей - временно не члены Организации.

Какой же возраст кандидатов?

Чтобы не вызывать недоверия родителей, руководитель волчат не может быть моложе 18 лет. А выше - нет ограничений, так как в ОРЮР есть члены и свыше 80 лет.
Начинающий волчатник не должен бояться, что он один, ему всегда помогут более опытные - советом и печатными пособиями. Понятно, что каждый руководитель берет на себя ответственность, но работать с волчатами легче, чем с разведчиками. Ребята обожают своего начальника не меньше, чем родителей, и если проявлять к ним любовь, то можно добиться хороших результатов.

Конечно, нужен опыт и знания. Знания же можно приобрести на курсах для волчатников. И такие курсы необходимо регулярно проводить. У нас ведь еще не иссякли ветераны-лекторы.

Надеюсь, что эта моя статья о волчатах поможет как курсантам, так и желавшим работать с ребятами.
Говоря о курсах, я вспомнил курс для волчатников, который я закончил лет 75 тому назад в Польше. Курсы проводил опытный руководитель стаи. Он читал нам теорию по методу скм. Каминского, опытного теоретика зухов (волчат). Кроме теории мы проходили и практику со стаей волчат. После показательного сбора, каждый из курсантов проводил сам сбор. Затем была дискуссия. В таких обсуждениях сбора мы видели успехи и свои ошибки. Говорилось также - как эти ошибки избежать.

Волчата. Соответствует ли нам это название?

Мы приняли эту терминологию от английских скаутов. Нам не впервые принимать заморские идеи, но эти идеи, перевариваясь в национальном соку, принимают русские черты. Так произошло и со скаутингом. Наше разведчество переросло скаутизм.

Волчонок. Что говорит это понятие русскому человеку? Кого символизирует волк? Каким его качествам должен подражать ребенок? В русском народе "вол-чонок" - это ребенок угрюмый, нелюдимый. Как относится русский народ к волку, говорят народные пословицы.

На мой взгляд, основатели русского скаутизма неудачно приняли понятие "волчонок". Есть более подходящий для нас перевод английского слова cub (каб) - это ЮНЕЦ  (неопытный новичок).

Приняв для младшего возраста название ЮНЕЦ, мы не отступаем от английского оригинала и связываем младший возраст с разведчиками, ибо ОРЮР - организация ЮНЫХ  разведчиков.

ОРЮР из эмигрантских рамок вышла на родные просторы. Пришло время совместно с руководителями на Родине обсудить положение волчат. Мы начали новую эру воспитания молодежи в свободной России. Уверен, что мы найдем название и терминологию для малышей в русском духе. Еще не поздно внести полезные изменения. Бог вам в помощь!

Австралия, 2009 г.

© Л.Ф. Артемьев
© ОРЮР
© Газета "Скаутский мир"

-------------------------------
Леонид Феодосьевич Артемьев родился 5 мая 1915 года в Видзах (Белоруссия). Эти земли после I Мировой войны перешли к Польше. Там прошла молодость Леонида. Там же в 1930 году вступил в Организацию польских скаутов. В русской гимназии в Вильно получил среднее образование. В гимназии был членом отряда русских скаутов. Закончил руководительские курсы в Организации польских скаутов, после чего был назначен начальником отряда св. Георгия в Вильно.
Закончив гимназию, поступил в Коммерческий институт, но война прервала учебу. В 1939 году оказался в Западной Белоруссии, занятой советскими войсками. Поступил в Госбанк бухгалтером. Одновременно учился  на заочном отделении Московского экономического института и в Институте иностранных языков в Ленинграде.
Был мобилизован в 1941 году. Не успев получить винтовку, попал в плен, где пробыл с 1941 по 1945 г.г. как советский военнопленный.
1946 г. – лагерь для перемещенных лиц. Там и снова началась для Л.Ф.Артемьева работа со скаутами. В 1946-м закончил X КДР, создал дружину И. Сусанина в лагере Фишбек, которая с помощью талантливых помощников скм. М.Волченко и инс. Жоры Кунцевича процветала до самой ликвидации лагеря.
Будучи членом Совета ОРЮР скм. Леонид Артемьев сотрудничал с Борисом Мартино. Много переписывался с ним.
Награжден Пальмовой ветвью 4-й, 3-й и 2-й степеней и серебряной Юбилейной медалью. Провел в лагере Фишбек ряд курсов. Был начальником скаутского лагеря «Байкал» (Германия, 1948 г.).
Переехав в Австралию, принимал участие в создании 1-го звена скаутов в Сиднее. В 1953 г. создал дружину в г. Брисбен.
Когда в Австралию были переведены Верховные органы ОРЮР, был избран членом ГСЧ.
Скм. Л.Артемьев ушел в запас в 1967 году, по возрасту не ведет строевой работы с ребятами, но в жизни ОРЮР активно участвует, особенно в скаутских изданиях.
Женат, есть дочь Лариса (доктор биологических наук), внучка Катя (доктор наук), внук Дима (инженер).