Журнал скаутских руководителей "Опыт" №149 (октябрь 2013)

ВложениеРазмер
PDF icon opyt149.pdf859.66 КБ

Доступен номер в формате PDF для чтения и печати по ссылке в начале страницы.

Содержание

От редакции
Ветераны ОРЮР
Итоги опроса газеты «Скаутский мир
Будем как солнце
Математика на скаутской тропе или как оживить урок скаутским методом
Идеи Ивана Ильина о русском православном рыцарстве и воспитание в России настоящего: возможности для воплощения
Лесное имя в скаутских организациях

«Опыт» – журнал разведческих руководителей, издается Главной квартирой Организации российских юных разведчиков (ОРЮР).

Редактор – скм А. Аристова                 astaristov@gmail.com
Технический редактор – ски А. Каркач             scout@mail.ru
Страница журнала в Интернете:                 scouts.ru/opyt

Помещаемый в порядке информации материал не обязательно отражает мнение или установки руководства ОРЮР. Редакция оставляет за собой право не помещать присланный материал. «Опыт» выходит четыре раза в год: 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября. Материал просьба присылать за месяц до выпуска очередного номера.

Главная Квартира ОРЮР. № 149, октябрь 2013 г. © SGPA 2013

От редакции

Дорогие читатели!

Данный номер «Опыта» насыщен материалом, который заставляет задуматься, и, надеемся, вызовет поток комментариев. Может быть, следует начать читать его с итогов опроса газеты «Скаутский мир». Вероятно, многие скажут: «Да, ведь у нас то же самое!» По поводу этого опроса можно написать целый трактат, но предоставляем первое слово читателям.

После опроса читайте статью Ст. скм Ильи Ефремова «Ветераны ОРЮР», в которой он дает ответ на то, как разрешить некоторые проблемы, упомянутые в опросе. К статье Ефремова хочется добавить: не пренебрегайте ни старшим поколением, ни нескаутами. ОРЮР не закрытый клуб, а часть общественной среды, и успех организации зависит от среды. Об этом не раз писалось в «Опыте». Кстати, ответы на многие проблемы, встречающиеся в опросе, можно найти на страницах нашего журнала, особенно, что касается методики, мотивации, и обогащения знаний.

Пример этого – статья скм Ростислава Полчанинова «Будем как солнце», где говорится о том, как образовался круг БКС. Уверена, что многие не раз слышали вопрос: «А что такое БКС»?

Статьями «Математика на скаутской тропе», «Лесное имя в скаутских организациях» и «Идеи Ивана Ильина о русском православном рыцарстве и воспитание в России настоящего: Возможности для воплощения» завершаем публикацию докладов, прочитанных на конференции «Внешкольное воспитание в современной России» в Москве в декабре 2012 года.

Надеемся, что содержание нашего журнала поможет вам в скаутской работе.

«Счастливой охоты!» Как говорят индейцы, и как кто-то перевел на «русский скаутский» язык – «Счастливой разведки!» Как бы там ни было: «Бог в помощь»!


Ветераны ОРЮР

Давайте на минутку задумаемся – пройдет несколько лет, мы уже не будем столь активны и деятельны, наше здоровье не будет нам позволять быть в гуще событий или наши проблемы в семье, на работе будут требовать от нас большего внимания и времени. С возрастом мы станем более консервативны, тяжелы на подъем, свежие идеи и предложения будут нас напрягать, отвлекать, так как потребуют от нас большей активности, больше времени и сил. Мы уже ничего не хотим менять, перестраивать, нас все устраивает, все идет по накатанной дорожке, на автомате. В связи с этим мы реже будем посещать руководительские сборы, меньше проводить времени с детьми своего отряда (стаи, круга), постепенно переложив свои полномочия на молодого активного помощника, но нам еще хочется «держать руку на пульсе», быть значимым, пытаться все контролировать. Постепенно из двигателя процесса мы станем уже тормозом этого же процесса, превращая скаутскую деятельность в скучную и неинтересную. И вот тут наступает момент истины. Уйти, чтобы освободить дорогу молодым и активным или остаться, и продолжать из последних сил тащить свою единицу (скорее всего уже не вперед, а назад). Но ведь у нас есть бесценный опыт, знания, мы столько сделали для ОРЮР, мы ее возрождали, мы положили на это лучшие годы своей жизни, отдавая бескорыстно свои силы, время и даже средства, порой мы в ущерб семье и работе бежали на сборы, шли в походы, ехали в лагеря. Мы столько отдали нашей любимой Организации… и что теперь – запас, отставка, забвение. Нас списали, про нас забыли. Чувство горести, обиды, а иногда и разочарования постигнет нас в этот момент, когда мы уже не сможем быть полезными нашей Организации. К сожалению, жизнь – жестокая штука. Вот здесь и нужно задуматься более молодым активным и деятельным руководителям – а справедливо ли это? Нет, не справедливо! Как же быть в такой ситуации, какой выход можно предложить? Оказывается, придумывать ничего и не надо, все уже придумано до нас.

Работая в комитете по делам молодежи, в департаменте образования и науки Костромской области, мне приходилось сталкиваться с такой организацией как Совет ветеранов войны и труда. Это мощная, значимая общественная организация. Причем с хорошо разветвленной сетью. Чем же занимаются эти советы? Главная их цель – передать молодому поколению тот жизненный опыт, те знания, которые они, ветераны, накопили за долгие годы своей активной жизни. Причем, это не формальная деятельность, а очень активная и востребованная. Эти люди в такой организации чувствуют себя нужными, их деятельность полезна и значима.

Другой пример. Являясь заместителем атамана Восточного отдела Центрального казачьего войска по работе с молодежью, в чине хорунжего, я изучил органы казачьего самоуправления. Дело в том, что помимо казачьего Круга (станичного, отдельского, войскового) в любом казачьем подразделении есть Совет старейшин, который имеет очень большое значение в вопросах казачьего управления. На казачьем Круге члены Совета старейшин занимают самое почетное место и могут инициировать любой вопрос. И даже во время казачьей присяги именно Глава Совета старейшин, а не атаман, проводит церемонию посвящения в казака.

Вот и нам, в ОРЮР, нужно создать такой совещательный орган, например Совет старейшин ОРЮР, или Совет ветеранов ОРЮР (общий для обеих частей как Орденская Дума), в который избирать наиболее авторитетных, имеющий большой стаж активной работы в ОРЮР руководителей. Председатель Совета старейшин ОРЮР по должности мог бы входить в Объединенный Совет ОРЮР. Этот Совет занимался бы вопросами воспитания наших детей и молодежи, методической и иной помощи. Такие Советы можно создавать и на уровне отделов. Наши ветераны в этом случае имели бы свое место в ОРЮР, свою роль, чувствовали свою значимость и нужность Организации, тогда ОРЮР было бы меньше обиженных и разочарованных опытных руководителей.

Хочется закончить статью словами известной песни: «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет!»

Всегда Готовъ! За Россiю!
Ст. скм. Илья Ефремов.

Итоги опроса газеты «Скаутский мир»

В 2012 г. газета “Скаутский мир” проводила анкетирование РС ОРЮР. Для чего? Чтобы ОРЮР не стояла на месте, а развивалась, нужно выявить и структурировать сильные и слабые стороны Организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Все это, надеемся, поможет определению приоритетов в дальнейшей работе Организации. Участники – руководители из разных отделов ОРЮР-Р.

 

Внешние факторы

Внутренние факторы

ВОЗМОЖНОСТИ

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

Приглашают заниматься с детьми в разных местах.

Отношение Церкви немного улучшилось за последние несколько лет.

Не ограничены!

Поддержка ОРЮР со стороны РПЦ.

Востребованность ОРЮР в России.

Помощь Р. Ордовского

ОРЮР-З

Привлечение финансов на свои мероприятия, в т.ч. гос. гранты.

Проводить активный отдых и развитие детей.

Зарабатывать деньги, занимаясь любимым делом.

Запрос со стороны государства на патриотическое воспитание – возможность получения государственной поддержки.

Запрос со стороны родителей в таких организациях, что может помочь привлечь в ряды ОРЮР новых членов.

В России сейчас множество детских СМИ и СМИ, связанных с воспитанием детей и подростков. У ОРЮР есть большая возможность познакомить аудиторию заинтересованных читателей с организацией.

Возможность делать множество сайтов на тему скаутов-разведчиков. Возможность рассказать об ОРЮР большой аудитории из первых уст.

Возможность - молиться и просить у Бога помощи – как не погибнуть, сохраниться и развиться.

Могу только сказать, что у нас хорошая дружина – Дружина от слова «Дружно»

Сегодня пойду, приложусь к мощам св. Спиридона и помолюсь за всех, за нашу дружину. Дай, Бог, всем здоровья и сил!

Наличие достаточного количества молодых руководителей.

Дружелюбность, активность и неравнодушие руководителей.

Вырастить внутри организации приличных людей.

Братство.

По тревоге все поднимаются.

Уникальные педагогические методики.

Наконец, есть сайт организации.

Есть надежда, что журнал Скаут-разведчик станет детским, православным. Можно будет его распространять в приходах.

Энтузиасты-руководители.

Православная основа.

Прекрасно разработанный Устав.

Кадры, программа и Положения.

Отработанная система.

История с 1909 г. Возникновение в России скаутинга практически одновременно со всеми европейскими странами. Первая форма детской организации в России. Участие и содействие развитию скаутинга со стороны государя Николая II.

Большой объем методической литературы. Устав, Положения, традиции обычаи, как позаимствованные у всемирной скаутской системы, так и собственные русские разработки в русской эмиграции.

Опыт практической работы. В России с 1991 года проводятся лагеря, сборы, энтузиасты, добровольцы, которые много сделали и делают для воспитания детей русскими патриотами, верующими, хорошими людьми.

Системность воспитания (разделение на ветви, возрасты, система курсов).

Идея воспитания детей в малых группах детей (звеньях). Воспитательная роль детского коллектива.

Идея воспитание делом на основе личного примера.

УГРОЗЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Нет помещения в моем городе.

Двоякое отношение со стороны церкви.

У современных детей нет времени на скаутов (кружки и интернет - основное занятие).

Отсутствие нормальной формы, трудности с изготовлением знамени и нашивок.

Нас пытаются разделить.

Законы РФ.

Раствориться и исчезнуть.

Переквалифицироваться.

Не выдержать конкуренции.

Опасения со стороны государственных структур в связи с тем, что осуществляется религиозное воспитание детей, из-за этого может быть ограничена государственная поддержка.

Большое количество светских высокопрофессиональных досуговых центров, спортивных секций, военно-патриотических клубов, качество преподавания которых превышает уровень ОРЮР.

Угрозы финансового кризиса в стране и как следствие возможные сложности с получением финансирования.

Отсутствие информации в обществе о высокой ценности и полезности воспитания по скаутской системе.

Опасения со стороны широких слоев общества, что скаутинг – не русское и не православное явление, что уменьшает возможности привлечения новых детей.

Громкие скандалы, связанные с аморальным поведением некоторых лидеров скаутского движения.

Походная практика.

Не могу пока выезжать с детьми в лагеря.

Невозможно добиться регулярного посещения отрядом богослужений.

Маленькая численность детей.

Лень руководителей.

Дисциплина.

Плохая связь с центром и отдаленность.

Отсутствие финансирования.

Слабое участие кругов в жизни дружины.

Невоцерковленность многих руководителей.

Неумение планировать работу с учетом развития.

Слабое неэффективное руководство ОРЮР и фонда РС. Слабый ГСЧ. Некомпетентность руководства, непрофессионализм.

Слабая организованность.

Нацеленность на пиар-акции, которые в большинстве своем не полезны детям.

Отсутствие команды активных, свободных, готовых реализовать различные проекты.

Микроскопические размеры организации. Из всего количества - половина взрослые и дети этих взрослых. Фактически ОРЮР это организация для небольшого числа взрослых, близких друзей и родственников плюс небольшое количество случайно попавших детей, как правило, из социально неблагополучных семей. Данная ситуация руководство ОРЮР устраивает, планов на серьезное расширение организация не строит. Максимум численности, заявленный руководством ОРЮР, – 5000 человек через 6 лет.

Несоответствие реальных дел словам, законам, уставу организации: недружелюбные взаимоотношения, оскорбления, ругань, между взрослыми членами организации и отсутствие желания и умения у руководства организации наладить нормальную «мирную» жизнь.

Элементарные требования, предъявляемые к детям, не соблюдаются: разряды и специальности даются не за реальные знания и умения, а за «выслугу лет». Не предъявляются строгие требования к внешнему виду: мятая рубашка, жеваный галстук, отсутствие прически. Централизованного пошива формы не осуществляется, поэтому каждый находит ее там, где может. Редко можно увидеть разведчика ОРЮР одетого по всей форме. Зачем тогда это требуется в уставе?

Слабый педагогический состав, неподготовленность «преподавателей». Руководители («педагоги») организации зачастую не имеют не только педагогического, но и хоть какого-либо высшего образования. Отбор преподавателей («руководителей») проводится по принципу понравился/не понравился, без подготовки и обучения, без конкретных требований к кандидату.

Отсутствие программы занятий. Нет программы сборов ни для одного из возрастов. Каждый преподаватель составляет свою программу или вообще работает без программы.

Нерегулярные и редкие занятия. Сборы проводятся от случая к случаю, в лучшем случае один раз в неделю, как правило, реже.

Отсутствие базовых знаний у преподавателей по изучаемым дисциплинам. В ОРЮР предъявляются достаточно серьезные требования к детям, которые хотят сдавать на разряды, но руководители-педагоги часто сами с этими требованиями справиться не могут.

Низкий общий нравственный уровень преподавателей («руководителей»).

Неподчинение законодательным нормам государства. Обычной практикой является проведение лагерей без согласования с органами власти и без соблюдения требований, предъявляемым к таким лагерям со стороны государства.

Неблагозвучные названия, например, бой-скауты, стая волчат, скаутмастер.

Небрежение традициями православной церкви: причастие без говения, укороченное «детское» молитвенное правило для взрослых, отмена постов в лагерях.

Сайт ОРЮР не отражает в должной мере жизнь Организации.

Опишите модель идеального отдела/дружины/отряда/стаи/круга ОРЮР. Можно коротко

- Отряд - 5 звеньев с активными вожаками, регулярно проходит набор новичков, и выпуск в круг старших разведчиц.

- Стая: руководитель руководит, родители берут на себя некоторые обязанности (обзвон всех перед сбором, сбор денег и т.д.), дети ходят на каждый сбор с удовольствием.

- Круг: активный, дружный, объединенный общим делом.

- Не знаком.

- Сильная команда руководителей, которые ищут возможность и способы «завести» детей и работать, а так же подготовить себе замену.

- Дружина. Находится в одном районе, т.е. есть возможность часто встречаться. Есть свое помещение, все ходят в один храм и есть тесная дружеская связь с духовником, который активно участвует в жизни детей. Есть преемственность, свои уникальные традиции, уважение ко всем, независимо от того, насколько активен на данный момент. Взаимопомощь, снисхождение к слабостям, общее служение, желание понять друг друга…

Приближалась ли ваши отдел/дружина/отряд/стая/круг, хотя бы однажды к этому идеальному состоянию? Напишите подробнее об этом

- Отряд пока только идет к этому. В этом году набрали 3 звено. Вожаки постепенно учатся самостоятельности. В одночасье такое не произойдет.

- Да, приближалась…

- Да.

- Нет.

- Да, наша дружина, как большая семья – в любви, единомыслии и взаимопомощи. Дружина растет: паломничества, походы, лагеря, добрые дела, приобретается опыт тематических лагерей, делимся опытом с другими дружинами, приглашаем в наши лагеря, ездим сами в гости, участвуем в курсах и конференциях, научной, музейной и пр. деятельности.

- Нет. Я работаю одна. Замену/команду ищу активно. Дети вырастают и уезжают из города на учебу.

Что мешает развиваться вашим отделу/дружине/кругу/отряду/стае? Назовите 5 основных слабых сторон вашей единицы, которые, на ваш взгляд, мешали и мешают развиваться. Отдельно напишите 5 основных слабых сторон ОРЮР, которые мешают вам развиваться?

- Большой город, все живут в разных районах Москвы.

- Недоверие со стороны родителей из храма, где отряд.

- Загруженность детей в течение недели.

- Отсутствие финансирования.

- Несамостоятельность и безответственность многих девочек.

- Лень руководителя по поиску детей, качественной подготовки более интересных сборов.

- Маленькое количество детей.

- Отсутствие достаточного времени у руководителей и у детей (часто отсутствуют на сборах из-за личных дел.

- Сложность достать форму (приходится поднапрячься, чтобы одеть детей).

- Маловато общеорганизационных мероприятий, они – прекрасная «замануха» для новичков (подобно тому, как организовывается БГИ – ты просто приехал, поиграл, уехал, хотя это, наверное, эгоистично).

- Тяжело всем собраться. Люди с разными интересами.

- Игнорирование местной администрации и отдела народного образования.

- Отсутствие финансирования.

- Отсутствие своего клуба/помещения, и т.о. отсутствие возможности постоянно работать.

- Отдел: слабое, неумелое руководство, отсутствие у руководства видения, перспективы отдела, недоброжелательное отношение к членам отдела, недоброжелательный посыл сверху.

- Оторванность и изолированность. Фактическая невозможность существования ОРЮР в чистом виде на территории области.

- Непрозрачность ведения дел и отчетности в ОРЮР.

- Разрозненность, отсутствие своего общего дома/помещения.

Что помогает вам развиваться? Назовите 5 основных сильных качеств вашей единицы. Отдельно напишите 5 основных сильных сторон ОРЮР, которые помогают вам развиваться?

- Помощь храма (помещение, иногда деньги.)

- Множество лагерей.

- Желание делать добрые дела.

- Интернет. Можно выкладывать фотографии и информацию.

- Звеновые состязания.

- Желание воспитать детей.

- Интерес детей.

- Дружественный, оптимистичный настрой коллег по организации.

- Интерес к подготовке и проведению общих мероприятий.

- Вдохновляют активные, дружные руки.

- Любовь к Отчизне, вера в Бога, родительское воспитание, казачий дух.

- Дети, их желание работать, быть лучше.

- Мои навыки и умения, поддержка областного и муниципального Министерства образования.

- Вдохновение, осознание своего Служения в этой организации несмотря ни на что.

Как вы оцениваете дух вашей единицы? Как вы оцениваете дух всей ОРЮР?

- У отдельных девочек дух хороший, но не у всех. В ОРЮР дух есть в отельных дружинах.

- Дух стаи: «Ох, опять в эту субботу сбор, нужно готовить. После сбора: «Ой, как здорово было, в следующий раз нужно еще вот это сделать».

- Дух дружины: «Мы вместе!»

- Дух – патриотический, православный.

- Дух моей единицы - высокий, дух всей ОРЮР – не очень.

- Слабый.

- Недостаточно высокий.

Тяжело ли в вашем городе набрать детей в скаутский отряд? (Если не согласны с вопросом, то объясните, почему)

- Тяжело, т.к. нужно делать какую-то рекламу. Объявления не работают. Был бы какой-то универсальный метод. Или идейный человек. Нужно участвовать в каких-то городских мероприятиях, выходить на местные власти. А на это нужно отдельное время.

- Тяжело, возможно это связано с малой активностью самих руководителей, хотя детей-то куча по улицам ходят. Идешь, видишь их и думаешь: «Вот он как раз нужного возраста». Но как подойти и пригласить?

- Тяжело, так как много других кружков, занятий по интересам.

- В нашей станице не сложно.

- Не сложно, помогает социальная ориентированность родителей.

- Нелегко. Сами мы не очень активны.

- Не трудно. Только некому с ними работать.

- В большом городе сложно. Из-за большого выбора кружков и осознания родителей в большей значимости изучения языков, а не воспитания характера…

Почему в вашем городе тяжело детей удержать? (Если не согласны с вопросом, то объясните, почему).

- Тяжело удержать детей в определенном возрасте. Нужно делать более продуманную программу. Не православным детям в отряде сложнее. Их многое смущает. А так всем нравятся наши лагеря. Лагерь - это основной стимул для детей.

- Потому что есть масса других видов проведения свободного времени, есть друзья, есть дача летом и т.д.

- Из-за большого выбора других кружков.

- Родители и школа создают трудности.

- Кадры, несколько иное мировоззрение.

Как, по-вашему, наиболее эффективно искать строевиков?

- Проводить курсы регулярно и семинары. Давать о них информацию широкой публике. Сотрудничать с вузами, приглашать студентов.

- Ходить по школам, храмам.

- Везде – смотри им в глаза, ищи огонек.

- Из родителей, студентов (приглашать в лагеря), выращивать своих.

- Через родителей.

- Выращивать из своих рядов.

Как, по-вашему, наиболее успешно работать с родителями?

- Проводить родительские собрания, организовать ОРДР, делать 2 раза в год общедружинный поход с привлечением родителей.

- Включать в работу единицы.

- Приглашать на сборы, в походы.

- Личные контакты, приглашать их в походы.

- Собрания, праздники с чаепитием, пением песен.

- Принимать их в лагерях, привлекать к решению орг. вопросов в пределах их компетенции (возможностей).

Работает ли у вас звеновая система?

- Начинает работать. Для этого я все звенья привязала к разным местам, чтобы они меньше пересекались и не перемешивались.

- Нет, мало детей.

- Да.

- Не очень.

- Слабовато.

- Слабо из-за детской текучки.

Почему, на ваш взгляд, в Организации так мало стай?

- Нет курсов! Нужны регулярные (раз в год) курсы, семинары и современные учебные пособия.

- Возможно, родители детей в возрасте 7-10 лет еще не задумывались над организацией их досуга.

- Об ОРЮР мало знают в начальных школах.

- Мало курсов для начальников стай.

- Некому работать.

- Нет прописанных конкретных планов работы по цикловым играм.

- Формы работы хорошие, лидеров мало.

Почему, на ваш взгляд, в Организации так мало Кругов?

- Вообще нет КНК. Никто не знает, как работать с кругом. Нужна выработка методики. Четкие инструкции.

- Тяжело найти время от своей учебы, работы, встреч с друзьями, с любимыми людьми (время романтики как раз, создания семьи).

- Круг – это возраст детей, которые поступают в ВУЗы, или интересуются другим.

- У нас еще не выросли свои витязи и дружинницы.

- Нет четкой программы для кругов. И такой возраст, когда на первый план выходит учеба, создание семьи.

- Нет опыта, никто этим серьезно не занимался.

- Лень. Своя работа. Нежелание работать, а желание тусоваться.

Назовите основную задачу вашей единицы на этот год.

- Расширение и закрепление звеньев. Работа с вожаками.

- Сформировать «костяк» стаи, чтобы дети, которым это интересно, рассказывали друзьям. Чтобы у детей появились впечатления от летнего лагеря – самые сильные впечатления о скаутском движении.

- Служение.

- Провести зимний лагерь и подготовиться к Слету.

- Набрать маленьких.

- Поиск руководителей.

Есть ли какие-то возможности извне (гранты, помощь, к примеру, гос. и церк. структур), которые вы не учитываете и не пользуетесь ими? Если да, то почему?

- Мы практически не используем никакое финансирование, так как не умеем.

- Возможностей особых нет. Стал помогать наш батюшка.

- Нет.

- Пытаемся.

- Я не использую гранты благотворительных и пр. фондов, так как не чувствую в себе силы для их реализации.

Видите ли вы какие-либо угрозы извне, что мешает или сможет помешать развитию, а может и существованию вашей дружины? Если да, то перечислите их в соответствии с их важностью на ваш взгляд (например, сначала идет угроза номер один и так далее).

- Нет помещения, конкурирующие скаутские организации – БПС, большая территориальная разрозненность.

- Не вижу.

- Нет.

- Угроза в нас самих, сдался – значит, духом слаб; бьют, а ты улыбнись и снова в бой!

- Требования грантодателей не всегда соответствуют требованиям организации. Подстраиваться или…

Есть ли у вас потребность в элементах формы, и если есть, то в каких?

- Да, всегда: рубашки, юбки, береты, гетры, и пр.

- Рубашки нормальных размеров для детей от 7 до 18 лет, береты, брюки для мальчиков.

-Рубашки, свитера, футболки.

- Нашивки, рубашки.

Хватает ли вам методической литературы, курсов? Если нет, то каких?

- Не хватает. Нужен 2, 1 разряды. Не устраивает цена 3 разряда (от 100 до 144 рублей). Это очень дорого для такой маленькой книги. Нужны методические пособия по работе с кругами, со стаей, методика проведения лагерей.

- Хватает, я бы с удовольствием еще курсы для руководителей прошла, но для этого же надо 10 дней отпуска в году (из 28) выделить на эти курсы. А если учесть, что еще 10 дней на лагерь идут, то 8 дней отпуска – на личную поездку к морю… А это мало…

- Не хватает. 2 разряд. Из курсов – КНЕ.

- Не хватает. Справочник руководителя, 2 и 1 разряды.


Будем как солнце!

Так да погибнут все враги Твои, Господи!

Любящие же Его да будут как солнце,

Восходящее во всей силе своей!» (Суд.5:31)

 

Оказавшись в 1919-1920 гг. преподавателем латинского языка в гимназии в Алуште (Крым), Максим Владимирович Агапов-Таганский познакомился со скаутской работой и так увлекся ею, что написал свой первый труд по скаутизму – «Педагогические основы скаутизма». После эвакуации из Крыма в ноябре 1920 г. М.В. Агапов (он своей полной фамилией почти не пользовался) оказался в Югославии. В транзитном лагере он сказал, что в России преподавал в гимназии латинский и древнегреческий языки, и его немедленно направили в хорватский город Огулин, где гимназия нуждалась в преподавателе латыни.

Агапов начал преподавать 9 января 1921 г. и уже 10 апреля 1921 г. основал скаутскую дружину из своих хорватских учеников. Огулинская дружина вскоре стала лучшей в Хорватии и Славонии, и когда в 1923 г. все дружины объединились в отдел, то его начальником избрали Максима Владимировича.

Считая, что для скаутских руководителей нужна специальная подготовка, Агапов решил организовать курсы для руководителей, но не по общепринятой у скаутов, разработанной Баден-Пауэллом программе гилвелльских курсов, а по своей собственной.

Агапов видел в Гилвелле только образцовый лагерь, где говорят только о том, как надо вести скаутскую работу, но не говорят, зачем это надо делать. Он считал, что курсантов надо заинтересовать не только скаутской практикой, но и теорией.

Зимой 1924 он провел в Загребе теоретическую часть курса, с тем, чтобы закончить её летом 1924 г. в лагере около г. Римске Топлице (Словения). II-ой курс для руководителей отдела Хорватии и Славонии прошел в Тополшице летом 1925 г. и, в том же году, с 15 по 31 августа был проведен I курс для руководителей Боснийско-Герцеговинского отдела (отдельная нумерация от курсов отдела Хорватии и Славонии) у подножья горы Белашницы около Сараева, точнее около Пазарича. И этим курсом руководил Агапов с участием, как на предыдущих курсах И.А. Гарднера и ещё одного русского руководителя А.А. Лебедева. На этом курсе девизом стали слова из стихотворения Бальмонта – «Будем как Солнце!» с ответом «Потому, что мы дети Солнца!» Агапову получил лесное имя «Солнечный луч». Солнце, как символ света и тепла, Агапов положил в основу скаутской идеологии – радости в служении Богу и ближним. На курсе около Сараева три звена назвали «Олень», «Гризли» и «Волк» и эти имена сохранялись для курсантских звеньев до IX БКС курса Савского отдела (до 1929 г. отдела Хорватии и Славонии) включительно.

В программу I курса для руководителей отдела Хорватии и Славонии в теоретическую часть включили: работа М.В. Агапова «Педагогические основы скаутизма» и история педагогики, «Звеновая система», составленная И.А. Гарднером, история скаутизма и параллельные организации. А в лагере – саперное дело, лагерное дело, топография, лесные игры.

При проведении следующих курсов в программу вносили изменения. Начиная со II курса для руководителей в Тополшице, и теория и практика стали проходить одновременно в лагере. На VI курсе БКС (Плитвицкие озера, 1930) ввели ежедневную оценку курсантов. Не сразу, конечно, курсанты стали получать курсантские галстуки золотистого цвета с красной каемкой, не сразу их стали прожигать веткой от костра и вышивать знак курсов – солнце с буквами «БКС» в середине, с надписью сверху, номер курса и год и под знаком курсов, полукругом название места проведения курсов. Не сразу придумали церемонию приема курсантов с хлебом и солью в руководительское братство и прочие «установившиеся» традиции.

На IX-ом курсе БКС (Плитвицкие озера), который я окончил в 1935 г. проходились следующие предметы: история педагогики, история скаутизма, параллельные организации, этика руководителя, психология детства, организация скаутской работы, звеновая система, методика, волчата, администрация, символика, пропаганда, гигиена и скорая помощь, физическая культура, лагерное дело, саперное дело, топография и ручной труд. В конце курса Агапов предложил мне быть инструктором на следующих курсах. Я согласился вести курс по истории скаутизма, по параллельным организациям и по администрации. В связи с этим после разъезда я с ним переписывался.

IX курс БКС оказался последним. БСИБ – Бойскаутское интернациональное бюро оказывало сильное давление на Союз скаутов Королевства Югославии, чтобы объявить курсы БКС незаконными, и признать «Лесную школу» с гилвелльской программой единственной законной для подготовки руководительских кадров. Борьба шла почти все годы существования курсов БКС и закончилась в 1936 г. компромиссом. В программы югославских курсов для руководителей включили теоретические предметы из программы курсов БКС. Создали низшие и высшие руководительские курсы и упразднены старые названия – БКС и Лесная школа. В 1936 г. не было ни курса БКС, ни курса Лесной школы, а в 1937 г., по моим сведениям, в Суво Рудиште на горе Копаоник провели одновременно низшие и высшие руководительские курсы.

В июле 1937 г. в Шуметлице состоялся лагерь Сараевского и Загребского русских отрядов скаутов-разведчиков, и в этом лагере провели I КДВ – Курс для вожаков. Инструкторами были БКС-овцы Сергей Склевицкий, Борис Мартино и я, а также и начальник Загребского отряда Ростислав Павловский, который был курсантом и одновременно занимался с курсантами строем и гимнастикой.

Осенью 1937 г. Б. Мартино приехал в Белград учиться, а я только записаться в университет. Мы посетили Максима Владимировича и рассказали ему о проведенном КДВ по программам БКС. Тут нам Агапов рассказал, что в 1925 г., на курсе около Сараева, провели одновременно курсы для руководителей и вожаков, но такое одновременное проведение курсов на двух уровнях не оправдало себя. Он поделился с нами своим глубоким огорчением, что ему пришлось пойти на компромисс и отказаться от девиза «Будем как солнце». Мы заверили своего учителя, что собираемся в 1938 г. провести первый русский КДР – курс для руководителей и обязательно сохраним и девиз и все курсантские традиции. Максим Владимирович был счастлив. Он поверил нам и не ошибся.

I БКС–КДР под руководством Б. Мартино состоялся в Шуметлице, там же где в 1934 г. прошел VIII югославский БКС-курс. I БКС–КДР проводился одновременно со II КДВ. Оказалось трудно, но для работы - необходимо. Программу югославских курсов БКС мы не сокращали, добавив к ней историю и географию России, работу с одиночками, а к скаутским играм добавили песни, которые у русских разведчиков, в отличие от югославов, играли важную воспитательную роль.

На I БКС–КДР инструкторами, кроме Б. Мартино и меня, окончившим БКС курс у Агапова, присутствовали Р. Павловский и Малик Мулич, окончившие в 1937 г. КДВ и Святослав Пелипец, не кончивший курсов, но с некоторым руководительским опытом (в 1938 г. начальник 4–го Белградского отряда). Он преподавал идеологию (не югославскую, а нашу русскую), звеновую систему, пропаганду, и вместе с Муличем игры и песни, и саперное дело. Пелипец считался специалистом по идеологии. Свои лекции по идеологии он закончил словами: «Разведчество верит, что любовь есть двигатель всего хорошего, благородного и красивого. Эту любовь, которой мы горим, мы символизируем красочным понятием - источником жизни, света и тепла – солнцем» (цитирую по записи Олега Полякова курсанта III БКС–КДР Пазарич, 1940 г.).

Нa I БКС–КДР не было предмета «Параллельные организации», но к III БКС–КДР я подготовил материал по «русским параллельним организациям» и с тех пор этот предмет стал обязательным для БКС-КДР.

Как на югославских, так и на русских БКС-курсах, курсанты должны записывать лекции, и качество записей влияло на их оценку. На IV подпольном БКС–КДР (Смедерево, Сербия, 1941 г.) курсанты получили готовые конспекты, составленные Олегом Поляковым. В Берлине в 1942 г. была издана «Звеновая система» Б. Мартино. Во второй половине 1940-х гг. составлялись и издавались материалы для курсов, что облегчало работу и инструкторов и курсантов. Для XXIX KHO (Новый Павловск, США, 1984-1985 гг.) я составил полный сборник конспектов (23 предмета и послесловие. 167 стр.)

В 1946 г. был проведен I KHO – Курс начальников отрядов по сокращенной программе БКС-КДР. Позднее проводились КНК – Курсы начальников кругов и КНС – Курсы начальников стай. Была попытка провести высший курс для руководителей, но этот план, по техническим причинам, не был осуществлен. КНЕ – курс начальников единиц – это общее название для КНО, КНК и КНС.

В 1950 г. Ст. скм Б. Мартино, как начальник БКС–КДР создал круг БКС, задуманный как «добровольный круг руководителей, для дальнейшего развития курсов и совершенствования руководительских кадров». Вскоре после смерти Мартино сборы кругов БКС стали проводиться раз в год для обсуждения вопросов, выборов нового Ст. скм., устройства слетов и иных мероприятий, не имеющих ничего общего с первоначальным замыслом. От Круга БКС в ОРЮР осталось только название. Сегодняшние руководители даже не знают, какими должны быть сборы круга БКС. К сожалению, и наши БКС–КДР подверглись в последние годы вредным упрощениям.

В 1935 году прошел последний югославский курс БКС, но у Агапова, среди учеников нашлось два последователя, продолживших систему БКС в НОРС-Р. Сегодня вся система «Будем как солнце» переживает глубокий кризис, но не надо терять надежды, что найдутся люди, которые вернут к жизни педагогические замыслы Агапова, а с ними и дух, царивший в ОРЮР в годы, когда ею руководил Борис Мартино.

 

Благодарю Татьяну Витальевну Пушкадию-Рыбкину за присылку статьи «Скаутинструкторски течаj на Бjелашници» из «Гласника Савеза извидника и планинки» 1925/1926. С.15.

Скм Р. Полчанинов


Математика на скаутской тропе или как оживить урок скаутским методом

 «Математику уже затем учить нужно, что она ум в порядок приводит»

 Ломоносов М.В.

«Греки изучали её, чтобы познать мир, а римляне – для того, чтобы измерять земельные участки»

 

Математика – одна из древнейших наук. Нет таких явлений природы, физических, биологических, химических, технических или социальных процессов, которые не были бы предметом изучения математики. В педагогической практике важен каждый урок, предлагаемый ученику, а особенно уроки, подкрепляемые жизненной необходимостью.

Использование знаний по математике на скаутских занятиях в помещении, в походах, на практике, повышают познавательную деятельность учащихся, увеличивают мотивацию их учебной деятельности, формируют исследовательские умения, и умения принимать оптимальные решения. Часто, как начальница скаутского отряда, я использую математические знания при работе по скаутингу. Так, например, при проведении занятий по топографии закрепляется умение использовать масштаб, измерительные навыки. При подготовке на скаутскую специальность «повар» – задачи на части и смеси, расчет нормы дневного рациона. При определении высоты деревьев, расстояния до недоступного предмета – подобие в геометрии. Расчеты при занятиях по кройке и шитью; дедукция и индукция в логических играх; определение средней, чемпионской, максимальной скорости на соревнованиях по ориентированию; перед походом – расчет точек отдыха по запланированным скорости движения и особенностям местности; счет личного и группового снаряжения…

Апробированы интегрированные уроки, способствующие установлению и развитию системы межпредметных связей математики и кулинарии; математики и истории; алгебры, литературы и мировой художественной культуры; алгебры и курса технологии; геометрии и туризма. Интеграция предметов позволяет преодолеть диспропорцию, разрозненность знаний, научить учащихся оперировать ими на основе представления о мире, современном обществе. И все эти знания подкрепляются практическими занятиями на скаутских сборах и в реальной жизни палаточных лагерей скаутов.

На уроках и занятиях отряда компьютерная технология осуществляется как «прони-кающая технология», то есть, применение компьютерного обучения отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач.

Использование специальных технических информационных средств позволяет расширить дидактическое пространство, как урока, так и сбора и сделать его эффективной формой систематизации знаний и способов умственной деятельности учащихся – скаутов.

Современные информационные технологии активизируют процесс интеграции и внутрипредметного уровня. Примером интеграции в деятельности школьников может быть интегрированное занятие математики и скаутинга.

Дмитриева О.Н., учитель математики 2 категории, средняя школа № 15, г. Казань, Республика Татарстан; руководитель скаутского отряда «Олимп», РСЦ «Скауты Татарстана»

Доклад, прочитанный на конференции «Внешкольное воспитание в современной России», состоявшейся 15-16 декабря 2012 года.

Идеи Ивана Ильина о русском православном рыцарстве и воспитание в России настоящего: Возможности для воплощения

Прежде чем начать свой доклад, разрешите отреагировать на некоторые мнения, высказанные предыдущими докладчиками, о чрезмерном изучении основ православия ОРЮР. Мой личный опыт говорит об обратном. Многими православными родителями, воспитание ОРЮР оценивается, наоборот, как недостаточно православное, и по этой причине они не отдают своих детей в ОРЮР.

Я представляю конференции дружину «Крутицкий вертоград», и я хотел бы рассказать, как мне видится детское воспитание в современной России, и какое место могло бы занять скаутское движение в воспитании.

Я хотел бы рассмотреть идеи применительные к воспитанию в современной России, великого русского философа Ивана Ильина. Хотелось бы отметить две его идеи, наиболее востребованные для их воплощения в наши дни.

Первое. Идея русского православного рыцарства. Ильин об этом говорит:

«Творческая идея нашего будущего – воспитание и укрепление русского национального рыцарства, создание деятельных православных общин и рыцарских организаций.

России необходимо русское рыцарство: новое служение по-новому служащих новых служилых кадров.

Быть рыцарем – значит предстоять престолу Божьему – быть крепким православным человеком; и в этом трепетном предстоянии почерпать бестрепетность для честного и грозного служения.

Быть рыцарем – не значит иметь отвлеченный «идеал», но значит быть верным, сильным и бесстрастным орудием живой идеи, ее носителем до смерти, ее слугою на смерть.

Быть рыцарем – значит закалять свой характер; значит утопить свое малое «я» в великом, национально-патриотическом «Мы» и подчинить свое личное – общему спасению.

Быть рыцарем – значит построить свою жизнь на свободном повиновении Предмету своего служения и Вождю и поднять забрало навстречу врагу.

Быть рыцарем – не значит «отвергать собственность», но значит оплодотворять ее трудом и преображать щедростью.

Быть рыцарем – значит вносить во все дела дух неуравнивающей справедливости, нести своему народу братство, слабому – защиту, злому – грозу!..»

Хотелось бы подчеркнуть последнюю фразу: «нести своему народу братство, слабому – защиту, злому – грозу!» Это великие слова! Много ли мы найдем в современной России людей, которые были бы готовы построить свою жизнь в соответствии с этими идеалами?

Эти слова напомнили мне слова апостола Павла из послания к Ефесянанам:

«укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его; облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней дьявольских; потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять в день злый и, все преодолевши, устоять.

Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною, и облекитесь в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир. А паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие».

Эти слова могли бы стать девизом русского православного рыцарского союза.

Очевидно, что людей готовых нести рыцарское служение в России и образовать подобный рыцарский союз не много, их единицы, но такие люди в России есть, и некоторые из них присутствуют здесь. То, что таких людей не много, Иван Ильин подтверждает следующими словами:

«России нужен новый отбор людей, – отбор духовный, качественный и волевой. Отбор несоблазненных душ, противопоставивших мировой смуте и заразе – Бога, родину, честь и совесть; и непреклонную волю; идею духовного характера и жертвенного поступка.»

«И не говорите, что «нас мало» и что нельзя нам «переть против рожна». Тех, кто прав, силен и верен – всегда было на свете меньше; и все большие движения всегда начинались скудным меньшинством. Дело не в числе людей, а в их внутренней, духовной силе и в их спайке на жизнь и на смерть. Зверь гораздо сильнее укротителя, но не смеет броситься на него, пока дух укротителя собран и пока не дрогнула сила его взгляда».

И еще на эту тему:

«Один человек с духовным характером есть уже целый остров в бушующем море; и что два таких человека, сговорившихся в крепком и верном, жизненно-смертном единомыслии – образуют начало материка; а орденский союз, сплотившийся из таких людей, может все и для него нет невозможного.

Итак, спасение России – в воспитании и укреплении русского национального рыцарства. В этом все: идея, программа и путь борьбы. Это единственно верное и единственно нужное. Все остальное есть проявление, развитие и последствие этого».

Второе. Вторая идея Ивана Ильина, по моему, главная, его великая идея:

«России же нужен не шум, а ответственная идея, — на десятилетия, на века... Идея не отрицательная, а положительная; государственная созидательная; но не формальная, т.е. не ограничивающаяся простым указанием на голую форму правления, т.е. например, на «монархию» или «республику», так, как если бы этим разрешались важнейшие и глубочайшие проблемы... Эта идея должна быть государственно- историческая, государственно-национальная, государственно-патриотическая, государственно-религиозная.»

«Это есть идея воспитания в русском народе национального духовного характера.»

Каждому православному человеку понятно, что воспитание характера начинается в семье, причем основы этого воспитания закладываются еще до рождения ребенка. А по моему, основы воспитания закладываются даже еще до создания семьи. Как отнесутся будущие родители к выбору своего спутника жизни, будут ли они иметь схожее мировоззрение, смогут ли они в идеале отнестись к своему брачному союзу, как к рыцарскому служению, именно это заложит основу воспитания характера их будущих детей.

Воспитание детей Ильин называет искусством, утонченнейшим, благороднейшим и ответственнейшим искусством на земле!

Здесь есть аналогия, в православии, это применительно к монахам, самым большим искусством является умное делание, умная сердечная молитва. Для мирян, людей живущих в браке, такое умное делание – это искусство воспитания детей.

По Ивану Ильину основная ответственность в воспитании ребенка лежит на родителях. Причем основное дело в воспитании ребенка это воспитание в нем духовности его инстинкта.

«Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность его инстинкта. Если дух в глубине бессознательного будет пробужден и если ин-стинкт будет обрадован и осчастливлен этим пробуждением, то в жизни ребенка совер-шится важнейшее событие и дитя справится со всеми затруднениями и соблазнами предстоящей жизни: ибо «ангел» будет бодрствовать в его душе и человек никогда не станет «волком». Но если в детстве это не состоится, то впоследствии всякие уговоры, доказательства и кары могут оказаться бессильными, ибо инстинкт со всеми его влече-ниями, страстями и пристрастиями не примет духа и не сроднится с ним: он не будет узнавать и признавать его, он будет видеть в нем врага и насильника, услышит одни зап-реты его и всегда будет готов восстать на него и осуществить свои желания. Это бу-дет означать, что инстинкт утверждает в себе «волка»; он знать не знает «ангела» и отвечает на его появление недоверием, страхом и ненавистью».

Итак, в соответствии с идеями Ивана Ильина, России необходимы рыцарские православные орденские союзы, основным делом которых будет являться воплощение идеи воспитания в русских людях национального духовного характера.

Давайте рассмотрим, как обстоят дела с воспитанием национального духовного характера в России в настоящем.

Общепризнанны три воспитательные системы: семья, школа и церковь.

Семейное воспитание

Современное семейное воспитание в России разрушено. По данным Росстат более чем треть детей воспитываются в семьях, где нет отца. Это худший показатель в мире. Россия стоит на первом месте по количеству детских самоубийств, детской наркомании, детской порнографии, убийству неродившихся детей (почему-то убийство называют медицинским термином аборт). Родители практически не контролируют процесс получения информации их ребенком. Фактическими воспитателями в семье являются телевизор и интернет. При этом российское телевидение по праву можно назвать самым безнравственным в мире. Интернет никак не защищает психическое здоровье детей. Ребенок получает в интернете любую информацию, начиная от рекламы разрушительных учений, куреня табака, алкоголизма и заканчивая порнографией.

Школьное воспитание

В соответствии с законом об образовании, школа обязана заниматься воспитанием. Однако никто не устанавливает, кто является тем образом, с которого дети должны брать пример. Кто должен являться идеалом для современных идеологов от воспитания министерства образования: безнравственный миллионер? вор-чиновник? Бессовестный полицейский?

При этом Россия единственная христианская страна в мире, где Пасха не является государственным праздником, и в школах отсутствуют пасхальные и рождественские каникулы.

В современной российской школе уровень религиозных знаний крайне низок. По статистике среди детей, называющих себя православными, знают молитву «Отче наш» менее 5%. Аналогичный показатель и среди педагогов.

Церковное воспитание

Основная проблема церковного воспитания – воспитательная деятельность церкви направлена на взрослого человека. В церкви отсутствуют общецерковные программы воспитания детей. Приходской священник воспринимается большинством церковного народа как человек с другой планеты. Особенно хорошо чувствуют дети фальшь, когда они один день в неделю, в воскресенье, ведут себя как христиане, а остальное время вынуждены вести себя как все окружающие их дети, чтобы не быть «белыми воронами».

В итоге в возрасте 13-15 лет дети уходят из церкви. Все это происходит на фоне отсутствия профессионалов, которые могли бы заниматься воспитательной работой с детьми в приходах.

Немного о молодежном отделе РПЦ: я не могу и не вправе оценивать работу этого одела, но мне не раз приходилось слышать мнение православных священников, которые оценивали уровень этой работы как крайне низкий.

Есть приходы, где много молодежи, но в них может появиться проблема, о которой говорил иеромонах Серафим Роуз.

«Сейчас везде, где есть сложившаяся христианская община, есть искушение превратить ее в общество для взаимных поздравлений и восторгов от наших добродетелей и достижений,- красоты наших церковных зданий и утвари, великолепия наших служб, даже чистоты нашего учения. Но истинная христианская жизнь, начиная с апостольских времен, была всегда неотделима от того, чтобы делиться ею с другими. Православие именно поэтому-то и живо, что светит другим и не имеет нужды в учреждении "миссионерского отдела"; огонь подлинного православия есть лишь нечто, что мы храним для себя и чем мы похваляемся, тогда мы мертвые, погребающие мертвых, а именно в таком состоянии и находятся сейчас многие из наших православных приходов, даже те, где много молодежи, если они не вживаются глубоко в свою веру. Недостаточно сказать, что молодежь ходит в церковь. Нам надо спросить, что несут они туда, что выносят они из церкви, и если они не воспринимают православие всей своей жизнью, тогда напрасно говорить, что они ходят в церковь».

Решение этих проблем мог бы взять на себя рыцарский православный союз или орден.

Ниже привожу структуру такого ордена.

 

 

 

Православный рыцарский союз (ПРС) должен ставить перед собой основную цель «воспитания в русском народе национального духовного характера».

 

Он мог бы состоять из таких отделов и центров:

  • Центр поддержки семей (Оказание помощи семьям в воспитании детей, помощь многодетным семьям, помощь малообеспеченным семьям, курсы для родителей и т.д.)
  • Центр координации работы православных детских и скаутских организаций (Детские общественные организации должны получать всестороннюю помощь от ПРС)
  • Отдел по работе с православными приходами (общинами) (оказание помощи приходам РПЦ в организации молодежной работы на приходе)
  • Отдел по работе с образовательными учреждениями (помощь организация воспитательных программ в образовательных учреждениях, детсадах, школах и ВУЗах, помощь в преподавании основ православной культуры)
  • Научный центр (Поддержка научных исследований в детском воспитании)
  • Центр туризма (Организация поездок, паломнических поездок, детских лагерей, походов, подготовка инструкторов по туризму, помощь в получении согласований с государственными органами для проведения лагерей и походов)
  • Отдел по работе с органами власти (Организация взаимодействия с органами власти для получения поддержки деятельности ПРС)
  • Центр технического обеспечения (Организация закупки, учета и хранения необходимого оборудования, транспортные услуги и т.д.)
  • Благотворительный фонд (Сбор средств для финансирования ПРС)
  • Издательство (Книги, брошюры, листовки)
  • Отдел пропаганды и СМИ (Работа с СМИ, популяризация целей фонда, издание газеты и т.д.)

 

Хотелось бы словами Ивана Ильина: «Знаем мы, что русскому человеку в массе нелегко дается сила характера. Но если характер дался и удался русскому человеку – то крепости его искони дивились другие народы».

«Читайте историю России: и убеждайтесь, что вся она создана силою русского духовного характера. От Феодосия Печерского до Сергия Радонежского, патриарха Гермогена и Серафима Саровского; от Мономаха до Суворова, Столыпина и Врангеля; от Ломоносова до Менделеева – вся история России есть победа русского духовного характера над трудностями, соблазнами, опасностями и врагами».

«Так было. Так и еще лучше будет и впредь. В России зазияла бездна безбожия и жадности, бесчестия и порока. Россия отзовется на это и уже отзывается зарождением деятельных православных общин и рыцарства. И Господь подаст нам и умудрения, и силы, и горения, и воли».

И цитатой слов Спасителя из Евангелия: «невозможное человекам возможно Богу».

А.А. Усанкин


Лесное имя в скаутских организациях

Данный доклад рассматривает историю появления лесного имени и сопутствующего ему ритуала в скаутских организациях, а также примерам его (не)использования.

Нашлись источники, намеренно или неумышленно, связывающие наличие тотемизации в скаутских организациях с обрядом перехода в традиционных культурах.

Один тип источников связан с деятельностью доскаутских объединений, конца XIX – начала XX века в США. К таким объединениям отношу созданных Э. Сетон–Томпсоном The Woodcraft Indians («Индейцы–лесоведы») и Sons of Daniel Boonе («Сыновья Даниэля Буна), созданных Д. Бердом. Увлеченный индеанизмом, Э. Сетон–Томпсон считает, что индейская романтика и очарование лучше всего подходит для деятельности на природе. Именно это обусловило то, что индейские атрибуты постоянно сопровождают деятельность «индейцев–лесоведов»: они сами строят типи, за заслуги получают перья в свой головной убор, имеют тотемные столбы и индейские имена и т.п.. Д. Берд предлагает единую схему инициации, подходящую для любых мальчишеских клубов. Предложенный им обряд включает испытание новичка на храбрость, а затем наделение его особым именем животного.

После того как Сетон–Томпсон знакомит Баден-Пауэлла со своей книгой и идеями, последний их частично перенимает и приспосабливает к нуждам своей организации. Он задействует лишь утилитарную функцию индейщины в своем движении, отказываясь от индейской ритуалистики и лишая тем самым многих скаутов тотемизации.

В 1910 году скаутинг распространяется по Соединенным Штатам. Такие объединения, как «Индейцы–лесоведы», «Сыновья Дэниеля Буна» оказываются, интегрированы в американский скаутинг. Во французский скаутинг индеанизм проникает после знакомства основателя скаутской организации «Скауты Франции» и по совместительству этнолога–индеаниста Поля Козе, с американскими руководителями в 1920 году. Закрепление и распространение индейских практик в скаутских франкофонных организациях происходит и за счет публикаций, выпускаемых под руководством Поля Козе – Le Scout de France и Le PALBA. В русский скаутинг тотемы, или позже лесные имена, проникают уже в эмиграции и заимствуются, по всей видимости, у французов.

Увлеченность американских педагогов индеанизмом, дальнейшая интеграция индеано-ориентированных программ в программу скаутинга стали основной причиной появления ритуала тотемизации в скаутинге вообще. Если французские и американские руководители, очарованные индейской романтикой, намеренно вводят (квази–) индейскую деятельность в состав мероприятий скаутского, то для русских скаутов притягателен не столько индеанизм вообще, сколько конкретная практика.

Другой тип источников, скорее, создает общий фон увлечения индеанизмом, нежели копилку, из которой можно что-то позаимствовать. Я имею в виду романы Ф. Купера, на которые иногда ссылаются скаутские руководители.

В двух скаутских организациях реализуются диаметрально противоположные сценарии: разработанность сопутствующих, утверждающих тотемизацию практик и отказ от тотемизации и тотемов, скудность сопутствующих даче лесного имени практик и наделение лесного имени и церемонии групповой ценностью. Первый сценарий реализуется в FSE, второй – в ЗЕО ОРЮР.

Мария Александровна Морозова