Журнал скаутских руководителей "Опыт" №151 (март 2014)

ВложениеРазмер
PDF icon opyt151.pdf2.79 МБ
Загрузите журнал в виде файла PDF с изображениями для чтения и печати по ссылке в начале страницы.

Содержание

Поздравление – РедакцияОт редакции  – РедакцияНаш первый КДР – Будем как солнце – Cкм. Р. ПолчаниновКак я попал в ОРЮР – X КДР – Cкм. Г. КишковскийИстория. Наука или закон? – Инс. А. РусановПослесловие – Скм. Р. ПолчаниновДочь, данная Богом – Скм. Н. СередкинаПисьмо в редакцию – о. Ярослав БеликовИдеология Российского разведческого движения (к XXXI КДР) – Скм. Александр ТауркеТемы для бесед – РедакцияНекролог – Скм. Евгений Бобров – Скм. А. АристоваВидео о скаутах–разведчиках – Ски. А. Каркач
«Опыт» – журнал разведческих руководителей, издается Главной квартирой Организации российских юных разведчиков (ОРЮР).
Редактор – скм А. Аристова astaristov@gmail.comТехнический редактор – ски А. Каркач  scout@mail.ruСтраница журнала в Интернете: scouts.ru/opyt
Главная Квартира ОРЮР№ 151, март 2014 г.
© SGPA 2014
Редакция журнала «Опыт» сердечно поздравляет всех дорогих руководителей, членов организации и друзей с праздником Рождества Христова и желает доброго здоровья, веселого духа и счастливой разведки в новом 2014 году!

Поздравления

Редакция «Опыта» сердечно поздравляет всех дорогих членов организации их родных и друзей со светлым праздником Христова Воскресения!
Также поздравляем всех членов организации с праздником нашего Небесного покровителя Святого Георгия Победоносца и желаем доброго здоровья и успеха во всех делах! 

От редакции

«К погибающим спеши на зов…»
Казалось, что журнал «Опыт» погибает: никто не пишет, никто не читает. Вот я кликнула клич: мол, дорогие читатели, докажите на деле, что вы хотите, чтобы мы существовали. И читатели отозвались. Поступило столько материала, что его, вероятно, хватит на несколько номеров. И многие обещали прислать еще.Больше всего поработал над возрождением «Опыта» скм. Слава Полчанинов. Он не только целый ряд статей, но начал тормошить руководителей, с просьбой написать что-нибудь. И руководители откликнулись. Некоторым пришлось сказать: «А ты не обидишься, если твою статью отложим до следующего номера?» Такого мне не приходилось говорить, за все 12 лет моей деятельности.
СПАСИБО!Пожалуйста, продолжайте в том же духе!
Слава Полчанинов предложил этот 151 номер посвятить КДР. Благодаря его усилиям, не-сколько человек прислали свои статьи. Пока помещаем три, следующий раз продолжим.Нина Середкина, прислала много интересного и ценного материала для работы с белоч-ками и волчатами и длинную цикловую игру, в которую могли бы играть разведчики и раз-ведчицы. Поместим в следующем номере. Трогательный рассказ Нины о дочурке пусть станет вдохновением для старших и примером для младших.Надеемся, вам понравится и новый вид «Опыта». Как сказал какой-то древний мудрец – «Картинка стоит тысячи слов». К этому приложил руку наш технический редактор – ски. Ар-сений Каркач. Пусть новое оформление «Опыта» вдохновят вас, дорогие читатели, присоеди-ниться к «кругу писателей» присылать нам свои статьи и очерки – или хотя бы, письма в ре-дакцию. Заранее благодарю.РедакцияАдрес редакции:Mrs. Asta Aristov1456 Highland AveGlendale, CA 91202USA  Email: astaristov@gmail.com 

Мы стараемся делать журнал «Опыт» красочным, и нам хочется, чтобы он был доступен и нравился широкому кругу людей, интересующихся опытом и наследием русского скаутинга–разведчества. Если вы написали статью для журнала и хотите сопроводить её фотографией, рисунком, диаграммой, схемой или картой – то не стесняйтесь это делать! Старайтесь готовить рисунки в электронном виде, в высоком качестве и присылайте их отдельно от текста. Мы будем также рады вашим фотографиям для обложки. Пожалуйста, присылайте их в исходном, высоком разрешении вашего фотоаппарата! Мы приветствуем векторные рисунки и «понимаем» любые электронные форматы.Редакция 

Наш первый КДР – Будем как солнце!

Так да погибнут все враги Твои, Господи!Любящие же Его да будут как солнце,Восходящее во всей силе своей!»(Суд. 5:31)
У каждой истории есть своя предыстория. Так и у наших русских БКС курсов.Всё началось с того, что Максим Владимирович Агапов (полная фамилия Агапов–Таганский, но он ею не пользовался), понимая, что скаутским руководителям нужна специ-альная подготовка, решил организовать курсы для руководителей, но не по общепринятой у скаутов, разработанной Баден-Пауэллом программе Гилвеллских курсов, а по своей собствен-ной. Это было зимой 1923–1924 гг., когда Агапов был начальником югославской дружины в хорватском городе Огулине и курс был задуман не для русских курсантов, а для югославских.Агапов видел в Гилвелле только образцовый лагерь, где говорится только о том, как надо вести скаутскую работу, но не говорится, к чему.В теоретическую часть программы I курса для руководителей (отдела Хорватии и Славонии), включили работу Агапова «Педагогические основы скаутизма», написанную им по-русски. Звеновую систему читал на курсе Иван Алексеевич Гарднер, написавший «Опыт из-ложения оснований и приёмов патрульной системы». Он же читал её в Белграде в ноябре 1922 г. на русских курсах для патрульных (вожаков, как мы теперь говорим). Зимой 1923–1924 гг. Агапов провел в Загребе теоретическую часть курса, чтобы закончить её летом 1924 г. в лагере около г. Римске Топлице (Словения).Нам не известны имена инструкторов на этом I югославском курсе для руководителей кроме Агапова и Гарднера. Нам также неизвестны и другие подробности, но мы можем смело сказать, что этот курс для югославских руководителей, создали русские и он прошел под ру-ководством русского руководителя Агапова. Известно, что курсанты пели по-русски гимн «Будь готов, разведчик», «Бородино» и «журавли». Правда, журавли пелись по-хорватски, а припев по-русски, хоть и в несколько искажённом виде: «Жура, жура, жураве, Жура ушка ма-ла е»Летом 1925 г. в Римских Топлицах прошел II курс для хорватских и, на этот раз, и словенских руководителей. В том же году с 15 по 31 августа I курс для боснийско-герцеговинских у подножья горы Белашницы около Сараева, тоже под руководством Ага-пова и с участием, как на предыдущих курсах Гарднера и ещё одного русского руководителя Алексея Лебедева. На этом курсе взяты девизом курсов слова из стихотворения Бальмонта – «Будем как Солнце!» – БКС с ответом «Потому, что мы дети Солнца!». Агапову дали лесное имя «Солнечный луч». Солнце, как символ света и тепла, Агапов положил в основу скаутской идеологии – радости в служении Богу и ближним. На курсе около Сараева три звена назвали «Олень», «Гризли» и «Волк» и эти имена сохранялись для курсантских звеньев до последнего IX БКС курса Савского отдела (до 1929 г. отдела Хорватии и Славонии) включительно.При проведении следующих курсов в программу вносились те или иные изменения. Начиная со II курса для руководителей, теория и практика стали проходиться одновременно в лагере. Агапов не смог присутствовать на IV курсе и его заместил русский руководитель Борис Ивашенцев. На VI курсе БКС (Плитвицкие озера, 1930 г.) ввели ежедневную оценку курсантов. Со временем курсанты стали получать курсантские галстуки золотистого цвета с красной каемкой, их стали прожигать веткой от костра и вышивать знак курсов – солнце с буквами «БКС» в середине, с номером курса и годом сверху, и названием места проведения курса снизу. Со временем придумали церемонию приема курсантов с хлебом и солью в руко-водительское братство и пением «Слава на небе солнцу высокому» из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина.На IX курсе БКС (Плитвицкие озера) в 1935 г. проходили следующие предметы: история скаутизма, история педагогики, идеология скаутизма, этика руководителя, детская психоло-гия, организация скаутской работы, звеновая система, методика, волчата, администрация, символика, пропаганда, гигиена и скорая помощь, физическая культура, лагерное дело, сапер-ное дело, топография и ручной труд.IX БКС курс для Савского отдела стал последним, потому, что БСИБ – Бойскаутское ин-тернациональное бюро оказывало сильное давление на Союз скаутов Королевства Югославии, чтобы объявить курсы БКС незаконными, и признать «Лесную школу» с гилвелльской программой единственной законной для подготовки руководительских кадров. Обе стороны пошли на компромисс, но Агапову пришлось отказаться от девиза «Будем как солнце!». Интересно отметить, что его верный ученик Мича Йенич всё же в 1939 г. провёл без согласия и разрешения Белграда IV БКС курс Дринского отдела (Босния и Герцеговина).В июле 1937 г., в Шуметлице, в лагере Сараевского и Загребского отрядов русских ск-разведчиков провели I КДВ – Курс для вожаков. Инструктора - БКС-овцы Сергей Скле-вицкий, Борис Мартино и я, а также и начальник Загребского отряда Ростислав Павловский, он сам, будучи курсантом, одновременно занимался с курсантами строем и гимнастикой. Это было сделано не совсем случайно. Едучи в лагерь, Боря Мартино взял с собой свою курсантскую тетрадку, в которую он записывал лекции и по ним мы читали лекции курсантам КДВ. Не удивительно, что курс прошёл успешно, если учесть, что целый месяц с 8 курсантами занималось 3 руководителя.Осенью 1937 г. мы с Мартино, приехав в Белград, посетили Агапова и рассказали ему о проведенном КДВ по программам БКС. Тут нам Агапов рассказал, что в 1925 г., на курсе около Сараева, прошел опыт проведения одновременно курсов для руководителей и вожаков, но одновременное проведение курсов на двух уровнях тогда не вышло. Он поделился с нами своим глубоким огорчением, что ему пришлось пойти на компромисс и отказаться от девиза «Будем как солнце». Мы заверили своего учителя, что собираемся в 1938 г. провести первый русский КДР – курс для руководителей и обязательно сохраним и девиз и все курсантские традиции. Максим Владимирович был счастлив.I БКС–КДР проведен под руководством Б. Мартино в Шуметлице, там же где в 1934 г. проведен VIII югославский БКС-курс. I русский БКС–КДР проводился одновременно со II КДВ. Оказалось, конечно, трудно, но необходимо для работы.На I БКС–КДР инструкторами, кроме Б. Мартино и меня, окончивших БКС курс у Агапова, приехали Р. Павловский и Малик Мулич, окончившие в 1937 г. КДВ, и Святослав Пелипец, который курсов не кончал, но имел некоторый руководительский опыт (в 1938 г. начальник 4–го Белградского отряда). Он преподавал идеологию (не югославскую, а нашу русскую), звеновую систему, пропаганду, и вместе с Муличем игры и песни, и саперное дело. Пелипец считался у нас специалистом по идеологии. Свои лекции по идеологии он закончил словами: «Разведчество верит, что любовь есть двигатель всего хорошего, благородного и красивого. Эту любовь, которой мы горим, мы символизируем красочным понятием - источником жизни, света и тепла – солнцем» (цитирую по записи Олега Полякова курсанта III КДР Пазарич, 1940 г.).Программу югославских курсов БКС мы не сокращали, но к ней добавили историю и географию России, работу с одиночками и к скаутским играм добавили песни, которые у русских разведчиков, в отличие от югославов, играли важную воспитательную роль.На I КДР не было предмета «параллельные организации», но к III КДР я подготовил материал по русским параллельным организациям и с тех пор этот предмет стал обязательным для последующих КДР. Не было и предмета «костры», который включен в программу курсов позднее. Как на югославских, так и на русских БКС-курсах, курсанты должны были записывать лекции, и качество записей влияло на их оценку. Начиная с IV курсов курсанты стали получать частично или полностью отпечатанные лекции, что облегчало преподавание и повышало их уровень.I КДР проводился в лагере Югославского отдела с 5 июля по 5 августа одновременно со II КДВ и приехавшими новичками, названными КДБу – курс для бузотёров, с которыми про-ходился III разряд. Всего в лагере было 64 человека, из них 6 руководителей, 7 на КДР (3 бы-ли и курсантами и руководителями), 12 сдавших 3-й разряд зачислили на КДВ и 39 новичков. Про КДБу пелось в лагерном «журавле»:
Там и курсы КаДаБуИ Баран трубит в трубу
Это про разведчика по фамилии Баранов, который приехал с трубой, чтобы давать сигналы, которые у него не очень удавались.Лагерников разделили на 7 звеньев, которыми руководили КДР-овцы. Это для них было практикой по лагерному делу. Они же проводили и костры и иногда вели беседы у костра. КДВ-шники проходили с новичками 3-й разряд, и это им считалось как практика. Оказалось нелегко, и мы тогда решили лагерей с таким количеством лагерников больше не устраивать.Все палатки сшил я. Первые, на 4 человек, я сшил ещё в 1937 г., но к ним пришлось доба-вить более вместительные на 6 человек. Палатки я шил из полотна, которое не надо было прорезинивать. От дождя материя набухала и не пропускала воды. Нельзя было прикасаться к полотну, потому, что оно в этом месте сразу начинало протекать. В таком случае надо было пальцем провести от места, где текло до конца крыши, и тогда вода не капала, а стекала вниз. Хорошо, что дождливых дней было мало, и никто не простудился. Среди КДР-овцев оказался студент медик Алёша Соколов – лагерный врач или «шаман».Кухней заведовал, как и в 1937 г. нач. Загребского отряда Слава Павловский, любивший заниматься кулинарией. Один раз он собрал улиток и угостил нас руководителей жареными в сухарях улитками, известным лакомством. На вкус они напоминали креветок. Дело вкуса, мне улитки не очень понравились.На югославских БКС курсах сохранялось расстояние между курсантами и инструкторами. Это оказалось просто: до лагеря курсанты с инструкторами не были знакомы, и воспринимали их какими-то сверхлюдьми. На КДР всё было иначе. Из десяти КДР-овцев трое оказались одновременно и курсантами и руководителями, а все остальные – старые друзья. Мне кажется, что эта близость курсантов к инструкторам даже способствовала созданию курсантского духа.Для Бори Мартино, начальника лагеря и начальника КДР и КДВ, около костра сделали «трон», однако сам Боря не стеснялся участвовать в точках у костра в комичных ролях.Скм. Р. Полчанинов 

Как я попал в ОРЮР – X КДР

В конце 1945 или начале 1946 г. я, 18-летний юноша, отправился из французской зоны оккупации Германии, где меня застал конец II мировой войны, в лагерь беженцев Менхегоф около города Касселя, находившийся в американской зоне. Там оказалась моя старшая сестра с мужем. Мой старший брат Александр – активный член НТС, снабдил меня письмом председателю НТС, в котором просил его направить мою неиссякаемую энергию в правильное русло. Байдалаков принял меня очень любезно и после часового разговора познакомил с несколькими молодыми НТС-овцами (Алёша Поремский, Юра Амосов и др.), которые уже состояли в ОРЮР и работали в лагере с ребятами. Байдалаков посоветовал мне, по дороге домой, заехать в Мюнхен и познакомиться с Борисом Мартино, которому нужна помощь в расширении внешкольной работы с детьми, что я и сделал.Мы с Борисом как-то сразу сошлись. Мы много говорили о возможности создания раз-ведческих единиц во французской зоне, где не было беженских лагерей, и русские жили раз-бросано по городам и весям. Борис пригласил меня на руководительские курсы БКС-КДР, на что я охотно согласился.В течение следующих месяцев, я получил несколько писем из главной квартиры ОРЮР (Поздеев, Кайзеров), в которых сообщалось, что я зачислен в список слушателей X КДР в ме-стечке Легау, под Мюнхеном. Вскоре последовали вызовы на языках оккупантов, по которым местные военные власти охотно дали мне не только пропуск проехать в американскую зону, но и бесплатный проезд. В лагерь явился одетым во что-то наподобие скаутской формы. Снабдил меня этими предметами французский офицер (скаутмастер), заведовавший делами беженцев в нашем го-роде. Курсантов было человек 20–25, среди них уже мне знакомые Поремский и Амосов, а также Вова Тремль и другие. Распорядок дня оказался типично лагерным и напряжённым. Все, без исключения, относились к делу серьёзно и прилежно. Наши инструктора во главе с Мартино: Полчанинов, Лукин, Поздеев, Кайзеров, Тарасов, Лузин, Шмитов и др. основатели ОРЮР, были преданы делу, целиком отдававшие себя и свои знания младшим братьям, и их энтузиазм заражал нас неопытных. Духовником курса был молодой епископ Нафанаил, зна-комый мне по Братиславе 1943 г. Палатками лагерь снабдила UNRRA (Организация помощи беженцам Объединенных Наций), а кухней и продовольствием беженский лагерь. Если не ошибаюсь, кухней заведовал отряд старших ребят. Погода в сентябре стала прохладной, осо-бенно по утрам, так что на зарядку выбегали с удовольствием, чтобы согреться. Каждый вечер устраивали костры, свои или в соседнем лагере разведчиков, где мы курсанты испытывали свои способности говорить, ставить точки, петь и т.д. Поскольку мы, прошедшие мировую войну, уже были взрослыми, наше руководство играми нас не занимало, зная, что нам это не подойдёт.Окончив КДР (у меня хранится об этом свидетельство, подписанное Тарасовым), я охотно дал Торжественное Обещание и, приказом Старшего Скаутмастера, был произведен в звание инструктора и назначен помощником, начальника отдела.С тех пор началась напряжённая работа по созданию отдела, но это уже другая тема.Скм. Г (Юрий) Кишковский 

История. Наука или закон?

Как известно, наука, это постоянное движение и развитие, когда непрерывный поиск и обобщение приводят к прогрессу. История не является исключением, поэтому исторические изыскания помогают раскрыть для человечества мир наших предшественников, их дела и по-мыслы. Даже в бесспорных событиях, порой раскрываются новые обороты, которые позволя-ют изменить оценки и выводы. Примеров тому множество и самое яркое, это пересмотр, так называемой, «советской истории», когда таковая писалась в угоду строю. В науках существу-ют множество законов, которые иногда приходится переписывать, если для этого находится подходящая аргументация. Порою, чтоб не колебать догмы, на аргументы закрывают глаза и до поры-до времени законы продолжают жить…История разведчества собиралась долгую сотню лет. За это время было сохранено множе-ство документов, написано большое количество статей, а то и книг. Многие историки, в ос-новном любители, обобщали эти материалы и публиковали свои труды. В основном, это были скаутские деятели, которым эта тема была близка. Это монографии О. Пантюхова, В. Зотова, Р. Полчанинова, В. Кучина… Самый ярким трудом стала книга про-фессионального историка профессора Ю. Кудряшова «Российское скаутское движение» . Последний труд стал самым глубоким и всеобъемлющим. Казалось бы всё стало ясно и сказать больше о прошлом русского скаутинга не возможно, но… Сразу же после издания книги вышли в свет её «правки Р. Полчанинова», иные добавления, а то и противопоставления. И это нормально, так и должно быть, если к истории относиться не как к догме, как зако-ну, изданному раз и навсегда, а как к живому организму, постоянно развивающемуся. К сожа-лению, нашему сознанию трудно отстраиваться от выводов, а то и симпатий, которые одна-жды укоренились в душе. Здравый смысл, а тем более веская аргументация не всегда бывают в этом помощниками, поэтому русский язык сожалеет по этому поводу: «хоть кол на голове теши». К чему бы такое длинное вступление? Так получилось, что приобщившись к скаутингу 15 лет назад и постепенно в него погружаясь, для меня стали раскрываться его мудрость, его глубина и его история. Первое, что суждено было узнать об истории разведчества, это рассказ о судьбоносной встрече О.И. Пантюхова в Павловском парке 30 апреля 1909. Именно эта красивая легенда часто рассказывается новичкам, пришедшим на разведку. С точки зрения педагогики, это удачный приём, когда у ребёнка возникает простой и яркий образ, который закладывается в долгую память. Казалось бы чего плохого? Но, буквально на следующем сборе, новичок знакомится с законами скаутов и один из них гласит: разведчик честен и правдив. Какая связь? Самая прямая – никакой встречи ОИП с детьми 30 апреля 1909 не было, и быть не могло. Этот злополучный вопрос о дате возникновения разведчества обсуждался в скаутской среде еще с 1920-х годов и споры велись до наших дней. И вот, уже в наше время (2008), нашёлся целый список фактов, опровергающих версию 1909, что позволяло принять принципиальное решение по этому вопросу, но этого не случилось. Причиной тому стало простое умозаключение: раз так о дате сказал сам О.И. Пантюхов, как очевидец, то сомневаться нет причин. То, что иных подтверждений этому факту нет, да и сам ОИП выражал сомнения по поводу этого утверждения, уже не так важны, главное – незыблемость догм.Несостоятельность аргументации в пользу 1909 года не раз озвучивалась и публиковалась мною. Впервые это случилось на конференции 11 апреля 2008 в Архангельске, где был зачи-тан доклад «К вопросу о дате возникновения скаутского движения в России» . Годом позже, уже на очередной конференции в СПб (01.05.09), основные тезисы доклада были сообщены скм. А. Захарьину. На презентации моей выставки «Взлёт российских скаутов», где также освещались вопросы возникновения разведчества, побывал ст.скм. М. Данилевский (31.07.2009), который в беседе со мной выслушал версию основания русского скаутинга. В целом, эти доводы без особой критики были приняты всеми сторонами дискуссий. Однако выводы как тогда, так и теперь более чем странны: исследования принять к сведению, но ни-чего менять в сложившейся уже истории нецелесообразно. Как отметил скм. М.С. Данилев-ский: «…не переписывать же учебники». Примерно в том же ключе высказался и скм. А. За-харьин, ссылаясь на Устав ОРЮР в котором закреплена дата 30 апреля 1909 г.Возникает вопрос: нужно ли в ОРЮР заниматься историей, а точнее ее исследованиями? И в какой мере эти исследования могут быть включены в уже сложившуюся концепцию истории и практику ее использования? Например, в разговоре со скм. М. Данилевским прозвучало мнение, что юным разведчикам сложно оперировать множеством фактов, событий и имён в разведческой истории. Поэтому для третьего разряда достаточно упоминания о «первом звене О.И. Пантюхова», а вот во втором, а тем более первом разрядах, следует раскрыть полноту истории с освещением событий и имен. Казалось бы, в этом есть резон, т.к. новичку действительно нужно усвоить не только историю разведчества, но и другие предметы. Правда, при этом, в сознании ребенка сразу закладывается мысль об уникальности опыта О. Пантюхова и о Павловске, как прародине разведчества, хотя это далеко от истины, как оказалось на самом деле. В этом случае остаются затертыми имена имп. Николая II, как генератора идеи, Георгия Захарченко, как первопреемника идеи Р. Баден-Пауэлла, Василия Янчевецкого, как первого пропагандиста скаутинга в России. Все эти люди стояли у истока в одно и то же время, потрудились не меньше О.И. Пантюхова, но их имена упоминаются как дополнение к общей картине. Отдельно можно отметить ряд ошибок имеющих место быть в разрядах. Так в 3-м разряде написано, что «30.04.1909…О.И. Пантюхов организовал в Павловске (а затем и в Царском Селе) первый отряд юных разведчиков в России» . Даже не касаясь даты, можно утверждать, что в Павловске никогда не было отряда юных разведчиков, а был полк потешных. Во 2-м разряде написано, что в Москве «дело приняло широкий оборот после создания общества содействия под председательством вице-адмирала Чайковского. С самого начала в судьбе общества приняла деятельное участие великая княгиня Елизавета Федоровна. Начальником первого московского отряда стал В. А. Попов» . Казалось бы всё правильно, но на самом деле возрождение московского разведчества в 1914 стало по инициативе вел. кн. Елисаветы Фео-доровны, которая привлекла для этого сначала своего секретаря В.В. фон Мекк, а уж потом - И.И. Чайковского. Ну, а начальником первого отряда был, если и не В.В. фон Мекк (первое звено), то И.М. Громов, возглавивший позднее (весна 1915) Московскую дружину. В.А. По-пов несколько позднее основал 2-ой отряд. В 1-м разряде  вообще написана нелепица, где в Санкт-Петербурге «В.Д. Янчевецкий основывает организацию юных разведчиков. Очень дея-тельно ему помогает офицер Малкочи». На самом деле Янчевецкий был «В.Г.», а В.Д. Мал-кочи был помощником не В.Г. Янчевечцкого, а О.И. Пантюхова. Недостоверной можно назвать различную статистику. Например, сегодня нет фактов, подтверждающих «более 1000 осужденных и сотнях расстрелянных в концлагерях скаутах». Расстрелянными с уверен-ностью можно назвать только троих . Недостоверным является общее количество скаутов в России (включая герл-гайд и волчат с белочками) к 1918. Эта цифра не 50, а 88 тысяч и не в 143 городах, а в 82  (Р. Фернберг). Если внимательнее вчитываться в тексты разрядов, то пра-вок можно сделать еще больше.Значимость корректировки текстов разрядов очевидна и разговоры об этом идут давно, однако задача таковая не ставилась, по крайней мере, перед Сектором истории ГК ОРЮР–Р или Сектором истории и архива ГК ОРЮР-З. Почему-то работой по написанию раздела исто-рии был озадачен скм. А. Захарьин и вот 20 января он написал черновик раздела «История разведчества» для 1 разряда. Главная особенность этого труда (как отмечено в сопроводи-тельном письме) максимальное приближение к первоисточникам, а именно носителям исто-рии – «очевидцам». Казалось бы чего в этом плохого? Да ничего, только вот очевидцем при этом стал, пожалуй, один только О.И. Пантюхов, чьи цитаты переливаются со страницы на страницу. Рассмотрим, для примера, период от 1909 по 1926 г.г.Как мы уже привыкли, раздел «Начало разведчества» начинается с абзаца «30 апреля 1909 года ОИП основал первое звено юных разведчиков, базируясь на книге Сэра Роберта Ба-ден-Пауэлла. Об этой книге ОИП написал: "... В 1909 году появилась в продаже книга "Юный разведчик" /издание Главного Штаба/, перевод книги "Scouting for Boys" Сэра Роберта Баден-Пауэлла (тиражом 25,000). Мысль об издании этой книги на русском языке принадлежала Государю, получившему её из Лондона от одного из приближенных к нему лиц..." И вновь мы возвращаемся к вопросу: «как можно основать первое звено 30 апреля 1909 «базируясь» на книжке, которую стало возможно купить не ранее 15 декабря того же 1909 года? Тираж ее был не 25000, а 1001 экземпляр, и «мысль у Государя» – не просто книжку издать, а распро-странить идею скаутинга по России, как важную для него самого. Важно тут и то, что первым был не ОИП, а Государь и, если бы не его инициатива, то дальше караула у Царско-сельского дворца О.И. Пантюхов не ушел. Я уже не говорю о том, что идею Государя тут же подхватил далеко не один ОИП, а как минимум Г.А. Захарченко и В.Г. Янчевецкий, о которых в очерке нет ни слова. Автору видимо не важно, что первым получил разрешение на работу от Р. Баден Пауэлла Г.А. Захарченко, активно развивший в Москве официальную работу, а не подпольную, как ОИП (о практике ОИП нет указаний в его послужном списке или каких-либо официальных разрешений, как напр. у В.Г. Янчевецкого или Г.А. Захарченко) Далее мы читаем об очередном по важности событии: «Олег Иванович Пантюхов издал "Памятку", первую русскую книгу в качестве руководства в скаутской работе». Это, как из-вестно, ОИП сделал в конце декабря 1910 («Памятка юного разведчика» Ц.С.1911), в то время как действительно первая книжка о разведчестве была выпущена Г.А. Захарченко еще в сентябре (Юный разведчик. М., 1910, – 40 с.). Следует добавить, что В.Г. Янчевецкий выпускал с 4 сентября 1910 журнал «Ученик», где пропагандировал и освещал разведчество в ежемесячных номерах до 1914 г.Следующим по важности для разведчества в очерке отмечены способности в живописи ОИП и его жены, нарисовавшей несколько символических рисунков. Очередным событием был описан «приезд БР[?] в Россию, его встречу с ним [ОИП] и потом с Царскосельскими скаутами (а затем и его встречу с Государем)». Можно подумать, что БП приезжал на встречу с ОИП. На самом деле БП приехал 19 декабря 1910 г. по пригла-шению императора для обсуждения с ним вопросов скаутинга и встречу с его соратником – Г. Захарченко в Москве. Если бы об этом событии не узнал из газеты В. Янчевецкий и не пригласил с собой ОИП на встречу с БП в «Hôtel de France», то разговора и не было бы вообще.Уже не удивительно, что следующим описываемым событием в тексте стала беседа ОИП с императором о судьбе разведчества. Еще одним фактом из истории начала разведчества стало упоминание о работе герл-гайд под управлением А. Анохина в Киеве в интерпретации ОИП. На этом период с 1909 по 1918 г. заканчивается. Как видно, в означенный период, на ше-сти страницах отмечено шесть событий и три имени: О.И. Пантюхов, НМ. Пантюхова и А.К. Анохин. Можно добавить еще одну фамилию (Б. Солоневич) за период с 1917 до 1926 г. На этом рассказ о периоде с 1909 по 1926 год закончен.Можно ли назвать это материалом для 1-го разряда, пусть решит каждый для себя. Замечу только, что таким образом из скаутской истории вычеркнуты В.Г. Янчевецкий (основатель разведчества), Г.А. Захарченко (основатель разведчества), И.Ф. Бострем (генератор возрожде-ния), Р.А. Фернберг (основатель школы русских скаутмастеров), Е.Ф. Романова (инициатор возрождения московского разведчества), первые русские скаутмастера (ст.скм. К. Перцов, С. Васильев, В. Собинин, скм. С. Тумим…). Нет в очерке рассказа об участии скаутов в Пер-вой мировой (О. Петров, В. Кириллин, В. Рождественский…) и Гражданской войнах (Г. За-харченко, В. Собинин, В. Клименко…), где они воевали, нет фамилий борцов за скаутинг в Советской России (Б. Зеленов, Н. Катанская, В. Собинин, В. Зотов…) . Нет ни слова о съез-дах, законах и традициях, первых лагерях, парадах, которые были в период до 1926 года… Получается, что в разведчестве есть только один герой, которому слава и поклонение.Вместо того чтобы проследить основные этапы развития разведчества, рассказать о при-чинах и мотивации тех или иных событий, а также об их участниках, мы читаем мемуарные зарисовки из жизни ОИП. Не сложно сделать вывод, что вся история разведчества, это труд одного человека, который «твёрдой рукой вёл всех в светлое будущее». Вождизм и культ личности, как известно, всегда имел пагубные последствия, стоит ли сегодня строить «шалаши в Разливе» и «дома в Шушенском»? Скм. А. Захарьин ратует за скаутских дух, который передаётся в обстоятельных рассказах ОИП. А разве этот дух не источают подвиги скаутов на Первой мировой или Гражданской войнах, разве нет этого духа в скаутских допросных протоколах ОГПУ ? Что мы знаем, например, о скауте Всеволоде Рождественском, с 1914 по 1918 воевавшем на фронте по полгода, а по полгода учившемся в гимназии, которую закончил одновременно с войной?  Вот чей скаутский путь должны знать современники, кого помнить и на кого ровняться. Как бы ни велики были руководители, но дети должны быть не менее важными в истории разведчества.Так получается, что знакомство с историей наши скауты получают, прежде всего (а чаще всего и только) из разрядов, которые они так или иначе должны изучать. Каким образом они узнают о полноте разведческой истории не понятно. Даже, если предположить, что, при наличии интереса, они захотят раздвинуть границы разрядов, то это им вряд ли удастся, так как ДОСТУПНЫХ книг на эту тему практически нет. Почему бы, например, не выставить электронную версию книги Ю.В. Кудряшова «Российское скаутское движение», которая в поисковом режиме могла бы выдавать любые справки по истории разведчества как временнЫе (по годам), региональные (по городам) и именные (по фамилиям). Особого внимания заслуживает обширная хроника разведчества(41 стр.), размещённая в конце книги и сборник биографических справок скаутских деятелей (448 персон).Отсутствие исторической литературы не позволяет провести даже более-менее серьёзную историческую игру, т.к. все познания скаутов крутятся только вокруг легенд, типа «30 апреля 1909» и одной фамилии. Вопрос исторического просвещения стоит уже давно и его можно и нужно решать уже сегодня. Например, Сектором истории ГК ОРЮР был предложен выпуск электронного иллюстрированного исторического журнала «Русская разведка», в котором можно в ежемесячном режиме публиковать как уже известные работы, так и новые историче-ские изыскания, вести полемику и обсуждения. Таким образом, можно было бы аккумулиро-вать плоды наработок и знакомить с ними интересующихся историей разведчества. Однако эта инициатива была отклонена Советом ОРЮР-Р. Единственным местом, где таковая работа систематически идёт, это группа «Русская разведка» , где, например, собрана самая обшир-ная в интернете коллекция исторических фотографий разведчества, фалеристики и т.д. На стене группы выставляется информация и комментарии к историческим датам, дням памяти тех или иных лиц связанных с историей разведчества и России, православным праздникам и иным событиям. К сожалению, этот опыт является достоянием только самых любопытных и способных в поисковых системах и ни как не продвигается руководством ОРЮР.Работа по истории разведчества должна двигаться вперёд и развиваться, а ограничивать и лакировать «самые красивые» эпизоды удел тех, кто не имеет богатого прошлого. Наша зада-ча познать его в полной широте и рассказать о нем как можно ярче. Для этого нужно сделать так, чтоб каждое событие нашло место в истории, истории, которая продолжается сегодня.Инс. А. РусановПермский край, с. Полозово, 15 февраля 2014 г.,

Послесловие


Дорогие читатели!Не знаю, много ли вас прочитало статью «История наука или закон», но если кто-нибудь прочитал, то пpoшу не полениться и сообщить мне об этом по адресу rpolchaninov@verizon.net. Можно написать два слова «прочитал» и подпись, но желательно было бы узнать больше: имя, звание, должность, город пребывания и год рождения. Послед-нее особенно важно. Аста, редактор «Опыта» жаловалась, что ОП читают только старики, а я думаю, что не только. Тут будет интересно разобраться подробнее, кто же эти читатели по возрасту и месту жительства? Помогите, откликнитесь. Автор статьи А. Русанов, серьёзный исследователь истории разведчества. Для меня большая радость, что в ОРЮР есть такие лю-ди.А. Русанов пишет, что О.И. Пантюхов 30 апреля 1909 г. не встречался с ребятами в Пав-ловском Парке. Что вы думаете? Как быть с Анохиным и основанным им отрядом разведчиц в Киеве? Не желая углубляться во все затронутые вопросы, я нарочно остановился только на этих двух, и вот почему:В царской армии было правило, при обсуждении вопросов, начинать спрашивать мнение с самого младшего. Почему? Потому, чтобы он мог свободно высказаться без оглядки на то, что думают или что скажут старшие.Руководитель должен уметь не только шевелить руками, но и шевелить мозгами. Иначе, какой он руководитель? Не надо бояться высказать своё мнение и вступить в спор. Не надо быть трусом. Руководители должны научиться, не только говорить, но и излагать письменно свои мысли. Для этого и был задуман журнал «Опыт».Р. Полчанинов 

Дочь, данная Богом

Вчера моя дочь Анюта сдала мне раздел «Православие» второго разряда. «Ну, и что?» – скажете вы. А то, что ей всего 10 лет. Но не это даже главное, а то, как она сдавала.В субботу Анюта приболела, даже в воскресенье пришлось ее не брать в храм (что ее очень огорчило). К понедельнику она еще не выздоровела, и я разрешила ей посидеть дома, не ходить в школу два-три дня. А чтобы чтение (ее любимое занятие) было еще с большей пользой, я дала ей книгу второго разряда. Придя с работы в понедельник домой (а мне пришлось задержаться, и дома я была к 21 часу), я встретила дочь с нетерпением ожидающую меня, чтобы начать сдавать раздел «Православие». Наскоро поужинав, мы сели. Я много раз принимала разряды у детей, особенно раздел «Православие». Обычно, видя, что разведчик или разведчица хорошо знает один вопрос, сразу переходили к другому. Но в данном случае меня захватило слушание: Анюта рассказывала двунадесятые праздники с такими подробностями, которых нет в нашем разряде! На мой вопрос, откуда эта информация (вот глупо – сама же ей покупала и приносила разную православную литературу), Анюта ответила, что таких книг, как «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», «Православный катехизис для детей» и даже Юлии Вознесенкой «Мои посмертные приключения» (хотя последняя книга – чисто художественная) и других. Потом она прочитала все положенные молитвы и тропари, и на этом мы закончили.Вторник преподнес мне не меньшее удовольствие. Анюта опять с нетерпением ждала ме-ня после работы, и мы уже в 19 часов приступили к дальнейшим требованиям. Начать решили с литургии. Вот тут меня ждало столько переживаний, эмоций и радости, что я едва сдерживала слезы. Анюта сейчас поет на клиросе, а так как там все взрослые, а у нее плохое зрение, то я стала давать ей свои книги с содержанием Литургии. А там есть кроме положенных молитв, возгласов и ектений еще пояснения по символике, связанной с жизнью любимого нами Иисуса Христа. Вот Анюта и рассказывала не просто течение службы, что, где и когда происходит, но и описывала свои детские переживания в тот или иной момент Литургии. Она вспомнила, как в три года я ей не разрешала на Евхаристическом каноне ставить и гасить свечи, какое на нее оказывало влияние пение Херувимской (она в три года видела спускающихся ангелов во время ее пения)… Как она любит «Блаженны»… Она рассказывала, как она ждет того момента службы, когда священник будет читать Евангелие, чтобы узнать, услышать еще раз слова Христа… И с нетерпением ждет целования креста – символа того, что Христос воскрес!!!Последующий рассказ об устройстве храма я уже слушала другую свою дочь, повзрос-левшую в моих глазах.И надо было видеть ее радость, когда я ей сказала, что она сдала! А как иначе?Скм. Нина СередкинаМать трех взрослых сыновей и одной ВЗРОСЛОЙ дочериг. Обнинск, 20 февраля 2014 г. 

Письмо в редакцию

Скм. Ростислав Полчанинов, получив это письмо, решил, что его следует поместить в «Опыт». Отец Ярослав Беликов согласился, сказав, что можно считать, письмо написанным в редакцию.
Дорогой Слава!Я состою в ОРЮР уже давно (вероятно меньше половины, чем ты), и много лет работаю с молодежью в качестве духовника разных единиц на разных побережьях США. В этом году меня впервые пригласили на КДР, и я сразу принял приглашение и записался. Повышение квалификации – очень важно, и наличие КДР мне даст возможность быть инструктором на разных курсах. В подготовке для работы о нашей идеологии я прочитал множество статей наших масти-тых руководителей, уже ушедших из этого мира, еще здравствующих, а также несколько пи-саний не-маститых руководителей. К сожалению, во многих работах я нашел много о необхо-димости иметь идеологию, знать ее, о проблемах с ней для современного человека или руко-водителя, но, увы, мало о самой идеологии. Другими словами: нужно знать идеологию, нужно ею руководиться, нужно ее передавать новым поколениям, нужно ее поставить на пьедестал, но ... в чем она, эта идеология, заключается - редко пишется, и как ее передавать и применять на практике – еще меньше.В твоей статье из Опыта № 73 ясно выражена суть идеологии: вера не абстрактная, а дея-тельная; любовь к России и знания о ней (что мы потеряли бы в ВОСД или ФСЕ). Как я написал в своей работе для КДР, идеология, это – основа ОРЮР, а методика, педа-гогика, лагеря, костры, администрация – все это нужное, но без содержания нашего мировоз-зрения – одна внешняя и ненужная оболочка. Нам нужно больше внедрять нашу идеологию на практике.Да благословит тебя и твои труды Господь!Отец Ярослав (Беликов) 

Идеология российского разведческого движения (К XXXI КДР)

Понятие «идеология» фактически состоит из двух связанных между собой концепций, обе, как и многие понятия современной философии, древне-греческого происхождения: ιδεα – идея/прообраз, и λογος – логос/слово/разум/учение; т.е., оно обозначает комплекс основных взглядов, целенаправленностей, концепций, идей выражающий интересы определенной группы человечества, который отличает ее от других групп – в нашем случае, молодежного движения под общим названием «российские разведчики».1 Эту идеологию нельзя понять без ссылки на деятельность и мышление основателя миро-вого скаутского (в русском переводе – «разведческого») движения – Старшего скаута мира, генерал-лейтенанта британской армии, лорда Роберта Баден-Пауэлла, барона Гилвельского.Би-Пи, как его называли, фактически разработал свои идеи вовсе не с целью воспитания молодежи, а для обучения своих молодых солдат принципам войсковой разведки: наблюде-ния, ловкости, подкрадывания, маскировки, физической закалки, выживания в самых тяжелых условиях природы – однако он посчитал, что для успешного развития этих навыков требуются человеческие качества духовности, мужества, всегда приподнятого духа, солдатского братства, взаимной помощи, наконец, исполнения своего долга и данной боевой задачи всегда и во всем – вплоть до самопожертвования. А такие качества, он считал, как раз выявляются и растут именно путем практики принципов войсковой разведки.Вот такое понимание Би-Пи и вошло в его идеологию скаутизма как системы воспитания молодежи.Многим известно как это произошло, но повторить эту историю полезно. Во время англо-бурской войны в Южной Африке (1899–1902 гг.) Би-Пи, в то время полковнику, поручили защиту г. Мэфекинг. Гарнизон города был чрезвычайно малочислен, и поэтому ему пришлось завербовать на защиту города почти всех мужчин. Оказался недохват в обеспечении военных действий – непрерывного пребывания на пунктах наблюдения, передачи донесений и депеш, да и просто всевозможной административной поддержки. Его начальник штаба привлек для этой цели мальчиков города, которые, как заметил Би-Пи, блестяще выполняли такие задачи.Би-Пи на деле вынес неблагоприятное сравнение бравой южно-африканской молодежи с развязанными и расслабленными юношами в Англии.Когда Би-Пи вернулся в Англию, он разработал и издал книгу приемов войсковой разведки, которая вдруг – и даже к его изумлению – стала применяться не только лишь военнослужащими, но также и молодежью в выходах в природу. Видя это, интересовавшиеся развитием и воспитанием молодежи, попросили Би-Пи написать что-то применимое именно для ее воспитания. Вот тогда-то он и собрал группу мальчиков изо всех классов и местностей для проверки таких принципов на деле. Он нашел, что они действительно работают, и в 1908 г. издал свою знаменитую книгу «Скаутинг для мальчиков» и ввел в нее не только принципы войсковой разведки, которые так заинтересовали молодежь, но и идейные предпосылки для нее, так как он считал, что они необходимы для успешного развития хорошего разведчика – и таким образом они вошли в основу скаутской идеологии2.Ну, а как же насчет именно нашей, российской разведческой идеологии? Какие ее основы помимо общескаутских? Для начала следует заглянуть в наш Устав и прочесть пп. 1.4 и 1.5, где сказано, что наша идеология основывается на христианском мировозрении, на борьбе со злом, на стремлении следовать Торжественному Обещанию и законам, на конкретно российской культуре и государственности и, наконец, на лояльности к странам, в которых мы живем, ну а далее, в п. 1.3, указывается наша цель – воспитание молодежи.Так как участие руководителей в программах и их поддержка своих младших братьев и сестер является важным фактором в методике разведчества3, то, говоря об идеологии, пожа-луй, следует добавочно указать на руководительские обещания (п. 2.11 Устава) и на изложе-нии облика и поведения руководителя в Отделах 7, 8, 9 и 10 положения о руководителях.Более того, можно сказать, что весь устав пропитан нашей идеологией, так как в осталь-ных пунктах он указывает на то, что мы – не какой-то сброд людей, более или менее согла-шающихся в своем мировозрении, а сильная и богатая идеями организация. То же можно ска-зать и о наших положениях вообще. Поэтому устав и положения следует читать, помнить и всячески применять в нашей работе.Далее, следует также заглянуть в разряды, в особенности в третий, в котором излагаются наши заповеди, обычаи и символика4. Я даже осмеливаюсь посоветовать каждому руководи-телю их заучить наизусть и время от времени упоминать ребятам. Ведь разведческие заповеди и обычаи, недаром предлагаются в самом начале разведческого пути и, совместно с законами и ТО (также загляни в устав, пп. 1.6 и 1.7, если, не дай Бог, забыл), образуют отличное резюме нашей идеологии.В изложении нашей идеологии нельзя пропустить и слова нашего гимна и песни руково-дителей – оба насыщены принципами нашей идеологии. Совершенно прав скм. Алексей По-ремский (один из главных теоретиков, Акела), когда он пишет, что «одним из источников нашей идеологии ... являются гимн и наши разведческие песни» и указывает, что «с первых же строк нашего гимна мы находим центральные для разведчества понятия готовности к раз-ведке.»5 и 6Сравнивая основы нашей идеологии с мировой скаутской (как ее вначале представил себе Би-Пи) мы можем без особого удивления прийти к заключению, что во многом – христианство, борьба со злом, ТО, законы – сходятся. К нашим основам мы, как российские разведчики, добавляем, что под христианством мы подразумеваем православие и, что нам важна российская культура и государственность, а также, из-за того, что мы разбросаны по всему миру, мы прибавляем к этому лояльность к странам, где мы проживаем.То, что православие занимает важнейшее место в нашей идеологии, опять-таки говорит наш устав (см. п. 8.1.2), указывая, что оно само по себе лежит в основе российской культуры и государственности. Для нас, без православия все остальное пусто. Прав один из наших вид-ных духовных руководителей, написав, что «наша организация [в] первую очередь ставит во-прос о воспитании в православном духе» и «значение православия в нашей системе образова-ния первенствующее» 7.Однако то, что мы лелеем прелесть нашей веры отнюдь не должно означать, что мы не-терпимы и не можем принять в наши ряды членов из других вероисповеданий. Заглянем еще раз в наш устав (п. 8.1.4) и прочтем там, что он запрещает нам заставлять инаковерующих участвовать в жизни именно нашей церкви. И действительно, в свое время у нас были и кал-мыки-мусульмане, и лютеране, и католики. Им позволялось следовать устоям своей собствен-ной веры, к ним приходили их пастыри и имамы. И они все-таки оставались нашими братья-ми. Одно дело иметь идеологические основы и честно указывать на них; совершенно другое принуждать других им слепо следовать. Мы нашу идеологию никому не должны навязывать. Об этом самым убедительным обра-зом писали и наш первый Старший скаутмастер, Борис Мартино, и скм. Поремский8. Более того, последний указывал, что наша идеология неизменно находится в процессе творчества, что мы, исполняя свой долг, воспитывая наших младших братьев и сестер в духе разведче-ства, работая над собой, следуя данному нами ТО, как раз этим продолжаем развивать и углублять нашу вечно живую идеологию9.Насчет религии я, правда, должен сознаться, что многие, войдя в тесный контакт с наши-ми религиозными убеждениями и поближе ознакомившись со всей глубиной православия, наконец, сами переходили в нашу веру. Скажу откровенно, это случилось и со мной. По-этому я не боюсь иметь инаковерующих ребят в наших подразделениях; более того, хотя этот вопрос достаточно щекотливый, поддерживаю мысль, что принимать следует даже атеистов, так как они или сами потом отойдут от нас, или, что гораздо скорее, найдут у нас Бога.Правда, очень многое в мире идет в разрез нашей идеологии: чрезмерный индивидуализм, заманчивая технология, природный эгоизм детей, необузданная развязность современного века прикрывающееся под мантией свободы, старания обойтись безо всякого риска в жизни. Однако все это не ново, мы давно боролись с этим и побеждали. Как побеждали? А тем, что создавали здоровый дух в работе с нашими питомцами.Откуда должен идти такой дух нашей организации для отпора против того (как пишет один из наших российских собратьев), что «...на детство и юность идет массивная атака лож-ных ценностей»10? Он зиждется, в первую очередь, на самих нас – руководителях – и на зна-ниях, которые мы приобретаем опытом, на курсах, поднимаясь по разведческой лесенке11. Но я считаю, что этого не достаточно – требуется и того, чтобы сами наши ребята восприняли и продолжили этот дух и поддерживали высокое моральное настроение. Без них не обой-дешься. И, наконец, в основе тяжелую ответственность за формирование и внедрение хорошего духа несут верховные органы управления – старший скаутмастер, начальники отделов, члены совета, члены Главного Суда Чести. Они обязаны прямо-таки воплощать правильный дух в своих отношениях друг с другом и с подчиненными им братьями и сестрами, и быть примером в их личной жизни.Один из наших руководителей очень удачно изложил факторы для создания и роста духа любой организации12. Суммируя и анализируя их можно увидеть, что нашей организации по-счастливилось заиметь большинство из них. Так, наши руководители, в общих чертах, верят в идею нашей организации и пользуются уважением, помогают друг другу в работе, считают свою работу ценной и полезной. Сама разбросанность нашей организации, совместно с ее ме-тодикой воспитания, не дают большой возможности внедряться авторитарным замашкам. Структуры организации солидны и сама цель организации – воспитание – поощряет ду-ховный рост членов ее. Работа с детьми в большинстве случаев дает сильное удовлетворение. Правда связь (указанная как один из факторов созидания духа), у нас во многом страдает, но это лишь один фактор. Поэтому я не особенно беспокоюсь, что мы потеряем в борьбе с со-временными увлечениями.А вот вопрос о внедрении российской культуры и государственности и сопоставление этого с лояльностью к странам нашей диаспоры, по-моему, является самым труднопонимае-мым фактором для наших ребят и образует в зарубежье тяжелейшую проблему нашей идеоло-гии. Действительно: как привить ребятам, которые являются вторым, а в некоторых случаях и третьим поколением граждан той или иной страны, любовь к им уже чужому языку, непонят-ной культуре и какой-то далекой стране, к которой частенько правительственные органы гос-ударств, где мы, бывшие эмигранты, живем, относятся весьма недружелюбно? Осложняется этот вопрос и тем, что на Родине, которой мы же вернули разведчество, этого вопроса, по со-вершенно понятной причине, вообще не существует; из устава российской части ОРЮР даже убрали пункт о лояльности к странам проживания и мы, злостные эмигрантики (как нас про-звали большевики) оставлены бороться с этой проблемой наедине.Простого ответа на вопрос нет. Частично нам и, действительно, слава Богу, помогают православие и церковь, но и у последней тот же вопрос встает ребром. Многие богослужения уже происходят не на церковно-славянском, который хоть мало-мальски служит поддержкой языка русского, а на языке стран проживания. Помогают и ребята новейшей эмиграции и я, откровенно скажу, жалею, что у нас по каким-то историческим причинам образовалась неприязнь к евреям–выходцам и мы не притянули их детей. Возможны и другие способы – я о них уже говорил, правда пока без большого отзыва с мест. Дискуссия о решении этого вопроса необходима. К сожалению, многие у нас даже пого-варивают, что мы, мол, не русская школа и что в зарубежье уже давно следует забыть про «национальное воспитание» и просто воспитывать молодежь хорошими людьми и граждана-ми, ну, быть может, по скаутской методике, ну, быть может, с некоторой памятью о далеких праотцах. Однако хорошо, что большинство наших руководителей, насколько я, надеюсь пра-вильно, понимаю, совместно со мной признают, что это грозит гибелью нашей идеологии и в конце концов и нашей организации, которая тогда немногим будет отличаться от местных скаутских подразделений.Благо меня омывает наш одиннадцатый закон и обогревает недавно прочитанная мною статья нашего умного Акелы, где он пишет, что и в христианстве и в разведчестве первична именно радость, а страдания отходят на второе место13.Так вот, если нас спросят, в чем же, мол, суть вашей идеологии, то мы всё еще можем с гордостью сказать, что мы, дополняя родителей и школу и с помощью специальной методики, воспитываем своих младших сестер и братьев в духе православия, понимания других, служе-ния и помощи ближним, мирового братства и борьбы со злом, восприятия культуры, языка и истории своих праотцов так, чтобы они могли быть носителями их. Наконец, полнейшего физического, умственного и духовного развития – всё это с тем, чтобы они смогли оставить мир лучше, чем они его приняли14.Скм. Александр Таурке

Примечания

1. Скм. Аленин Р., «Идеология», ж. Опыт №143, стр. 9–10.2. Прекрасное изложение начала скаутинга и изложение основ его идеологии, покоящихся на принципах разведки и исходящего из них мировоззрения Баден-Пауэлла, можно найти в его интересной и полезной книге Lessons from the Varsity of Life, 1933.3. К примеру, см. (к сожалению, только начало) прекрасной статьи скм. А. М. Шатерника, перепечатанной в журнале Опыт №21, стр. 3–6.4. Об этом говорит скм. А. Поремский, знаменитый «Акела»: «Разведческое 'писание' ... можно, по существу, свести к законам, заповедям, гимну, тексту Торжественного Обещания», см. Опыт №22, стр. 10.5. Скм. Поремский А., «Песня БКС», Опыт №23, стр. 6.6. Он же, «Наш гимн», курсовые материалы XXXI КДР. Мне кажется, что обе его статьи, о гимне и песне руководителей, настолько важны и интересны, что их следует переиздать в очередном номере нашего Опыта.7. Ски. (прот.) Беликов Я., «Опыт духовного воспитания в ОРЮР», Опыт №131, стр. 3.8. СТС Мартино Б. и скм. Поремский А., «Об идеологическом творчестве», два соединенных эскиза в кур-совых материалах XXXI КДР.9. Там же, особенно эскиз Поремского.10. Аленин, там же, стр. 15.11. Поремский, там же.12. «Джоган», «Некоторые мысли о духе организации», статья в курсовых материалах XXXI КДР.13. Скм. Поремский А., «О радости», статья в курсовых материалах XXXI КДР. Между прочим, я очень со-жалею, что просто не смог найти время для того, чтобы отыскать, где действительно были опубликова-ны статьи, приложенные к материалам XXXI КДР. В будущем, если такое будет хоть как-то возможным, следует узнать от предыдущих лекторов о происхождении этих статей и дать курсантам правильные цитаты.14. Последние слова этого абзаца взяты из чудесного «Последнего завещания скаутам» лорда Баден-Пауэлла. 

Темы для бесед

900 лет тому назад Преподобный Алипий Печерский. Икона В. Васнецова30 августа (17 авг. ст. ст). 1114 г. преставился Преподобный Алипий иконописец Печерский.Ученик греческих иконописцев, чудесно присланных Божией Матерью из Константинополя в Киев для росписи Великой Лаврской церкви, он свидетельствовал, как сама собой изобразилась икона пресвятой Богородицы. Изучив иконопись, принял монашеский постриг и стал трудиться для украшения лавры и бедных приходских церквей. Если заказчик приносил деньги, он часть отдавал обители, другую часть раздавал бедным, а себе оставлял лишь столько, сколько понадобилось для приобретения красок. Раз случилось ему исцелить прокаженного, помазав его раны своими красками.Однажды один мирянин заказал ему через других иноков иконы, но иноки, соблазнившись, деньги присвоили и ничего не сказали преподобному Алипию. Не получив заказ, мирянин пожаловался игумену. Игумен призвал Алипия и иноков и учинил разбирательство. Когда принесли доски, на которых иконы должны были быть написаны, все пришли в трепет, увидев, как чья-то невидимая рука изобразила на них священные лики. 300 лет тому назад3 июля 1714 г. Петр I издал указ «учинить обыкновенную почту, в неделю два дни» между Петербургом и Москвой. «Почтовыми днями» назначили понедельник и пятницу. Первая регулярно действующая почта для связи России с зарубежными странами была устроена по повелению царя Алексей Михайловича ещё в 1665 году.250 лет тому назад16 мая 1764 г. Основание Смольного Института благородных девиц – первого женского учебного заведения, положившего начало женскому образованию в России. 200 лет тому назад15 июля 1814 г. Вышел 13 номер московского журнала «Вестник Европы», опубликовавший стихотворение 15-летнего Александра Пушкина «К другу стихотворцу» – первое пуш-кинское произведение, появившееся в печати. 150 лет тому назад3 июля 1864 г. родился Митрофан Ефимович Пятницкий, основатель знаменитого русского хора.  100 лет тому назад29 июля 1914 г. Игорь Иванович Сикорский на своем самолёте «Илья Муромец Киевский», поднявшись на высоту в 2000 метров, совершил восьмичасовой перелет из Петербурга в Киев. Покрыл расстояние в 1200 верст (1280 км) с одной остановкой для пополнения бензином. Экипаж состоял из четырех человек. Нагрузка – 100 пудов (1638 кг) и первый в истории человечества завтрак в воздухе. В полёте один из моторов испортился. Спустившись на трех моторах «Муромец» впервые доказал преимущество многомоторных аэропланов. После триумфальной встречи летчиков «Муромец» в тот же день прилетел обратно в Петербург. Это был мировой рекорд, удививший просвещенную заграницу. Сам Государь Николай Александрович, прибывший осмотреть этот «Ковер-Самолет», наградил двадцатитрехлетнего студента Сикорского Владимиром IV степени, золотыми часами с вензелем и освободил его от воинской повинности. Киевский политехнический институт преподнес ему диплом, а Государственная Дума постановила выдать 100 тыс. рублей на усовершенствование воздушных кораблей Сикорского. 1 августа 1914 г. Началась Первая мировая война.18 августа 1914 г. В связи с вступлением России в войну с Германией Санкт-Петербург пере-именовали в Петроград.  50 лет тому назад4 июля 1964 г. умер советский поэт, драматург, переводчик и литературный критик Самуил Яковлевич Маршак. В основном он известен благодаря своим детским сказкам и стихам: Двенадцать месяцев, Умные вещи, Кошкин дом, Сказка о глупом мышонке, Отчего кошку назвали кошкой, Багаж, Где обедал воробей, Усатый-полосатый и другим. 

Евгений Сергеевич Бобров (1931–2014)

«Евгений Сергеевич» называли его официально. «Женя» – говорили знакомые, и «Женька–а» самые близкие друзья. Ласковое, полушутливое обращение «Женечка» не шло ему. Слишком оно изнеженное, не подходящее к высокому, крупному богатырю, как Женя Бобров. Умел он рассказывать. Заслушаться можно. До сих пор бывшие подопечные вспоми-нают его истории. Жаль, что не все его рассказы попали на бумагу. Он говорил экспромтом, когда и карандаша под рукой не было, а если бы и был, то, как записать интонацию, мимику, жесты? Они остаются только в памяти.Весть о его кончине разнеслась по свету в течение нескольких часов, и по интернету полетели воспоминания о Жене. Все его любили, уважали. С ним всегда было хорошо и весело. Многие считали его «лучшим другом», а друзей было много.Тяжелая судьба выпала на долю Евгения Боброва, но с верой в Бога и с Божьей помощью – все пережил. Что значит крепкий, закаленный организм. Крепкий от рождения, а закалил тело и душу сам.Родился Евгений Сергеевич Бобров 26 мая 1931 года в Краснодаре. Отец его по призва-нию священник, а мать – дочь священника, но… в Советском Союзе о таком прошлом не го-ворили, и отец Сергей работал бухгалтером. Разыгралась Вторая мировая. Немецкие войска заняли северный Кавказ. А когда наступившие стали отступать, захватывая с собой всех тех, кто боялся советской власти пуще фашисткой, эвакуировались и Бобровы. Поездом, да в то-варных вагонах поехали на запад. Поезд часто останавливался, и вот на какой-то станции Же-ню послали за кипятком. Он накинул курточку на свитер, взял чайник и пошел к стоявшему вдали паровозу. Пришлось идти довольно далеко. Набрал кипятку и пошел обратно… При-шел – а поезда нет! Ушел. И остался одиннадцатилетний Женя совершенно один в незнако-мом месте. «Никого и ничего у меня нет», говорил он, «только чайник, и тот без крышки».И эта короткая фраза «чайник без крышки» – та искорка юмора, которая пронесла Женю через все трудности жизни, а их оказалось много.Итак, холодный, голодный мальчик пошел на Запад прямо по железной дороге. Завидев на дороге подводы, сошел к ним и поплелся с ними. Господь, в которого Женя твердо верил, помогал ему, посылая добрых людей, дававшие, кто поесть, кто что-нибудь из одежды. На ка-кой-то станции, одна дама, говорившая по-немецки, оказала особую заботу, она обратилась к случайно подъехавшему высокопоставленному лицу в форме, и тот помог получить паспорт. И теперь уже с паспортом Женя шел дальше, надеясь встретиться с своими. От встречных он, время от времени, узнавал, куда какие-то Бобровы держали путь.Нанимался на работу, и с ним расплачивались, кто едой, кто ночлегом, а кто деньгами.«Застрял» на полтора года в западной Украине в деревне, где будущий скаутмастер научился всему тому, что потом пригодилось как в жизни, так и в скаутской работе. Война кончилась, и Женя очутился в лагере Ди-Пи (перемещенных лиц), в городе Фюссен (американская зона Германии). Как-то раз, по дороге в столовую за супом, Женя встретил своего отца! Радость встречи описать нельзя. Ее надо пережить. А кто из нас переживал подобное? Вероятно, никто.Итак, Бобровы соединились, и через 5 лет выехали в США, попав в Калифорнию «на апельсины», где собирали урожай, а когда контракт кончился, переселились в Лос-Анджелес, и вошли в жизнь русской колонии. Отец Сергей стал служить в церкви, а Женя узнал, что формируется скаутское звено, примкнул к нему, и посвятил себя ОРЮР.ОРЮР в Лос-Анджелесе росла. Из звена сделался отряд, из отряда дружина, и когда скм. Степан Мартинович переехал в Сан-Франциско, Женя стал на его место начальника дружины. На этом посту он пробыл лет 20, сделав много полезного за эти годы. Он получил все скаутские награды и в 1979 г. орден Белого медведя. Одной из проблем в скаутской работе явился недостаток в пособиях. Женя задался целью создать таковые. Достали поддержанный ротатор и старую русскую пишущую машинку, и он двумя пальцами выстукивал на восковке букву за буквой. На одну страницу уходил час, а с иллюстрациями, того больше. На это он тратил все свободное время. А времени-то, после того как появилась семья, стало не так много. Как-то раз мы с Бобровыми поехали в горы на пикник. Устроились, закусили и пошли гу-лять. Все, кроме Жени. Женя поставил на стол пишущую машинку и стал печатать. «Мне надо 2 страницы в день по субботам и воскресеньям», сказал он, «а в будни по одной странице». «Замечательный человек!» – говорил о нем мой отец, бывший с нами на пикнике. «Печа-тает и песни поет». И Женя, сидя за машинкой, и выстукивая букву за буквой, громко припе-вал: – «Со-стя-заа-ние по ааз-бу-ке Мо-ор-зе». Или что-то подобное, в зависимости от текста.Господь помог: Женя устроился работать на авиационный завод North American. Степе-ней научных не получил, но курсы прошел, и, благодаря русской смекалке скоро отличился на службе.«Я как посмотрю на чертеж, так сразу вижу, какая это часть. Иду и вытачиваю ее на стан-ке», говаривал он. Начальник его приметил, разговорились. Оказался американским скаутма-стером. Он втянул Женю в свою ряды. Со временем Женя стал орлиным скаутом, что счита-ется самым высоким рангом у бойскаутов США. Узнав, что Женя готовит пособия, начальник разрешил ему пользоваться их бумагой и ротатором. Бобров приходил на службу за час раньше, и крутил ротатор. Так появились брошюры: «Следопыт», составленный вместе со скм. В.В. Розенбергом, песенник, ряд состязаний на весь год, и все 3 разряда. И Лос-Анджелесская дружина «Нижний Новгород» обзавелась различными скаутскими пособиями в достаточном количестве на всех членов, и даже смогла снабжать и другие дружины.В течение многих лет, когда иные руководители во время двухнедельного отпуска ездили отдыхать или путешествовать – Женя ехал в лагерь.Самым большим достижением скм. Боброва, пожалуй, является «Балалаечный оркестр при дружине Нижний Новгород». Будучи русским патриотом, он хотел создать что-нибудь на культурном поприще. И задумал из своих скаутов организовать балалаечный оркестр, пред-ложив протодиакону о. Иоанну Гречишкину взяться за такое дело. Тот согласился. С помо-щью родителей обзавелись балалайками, выписывая их из России и покупая в специальных магазинах, и начали заниматься. Сшили русские костюмы и стали выступать. Вышел отлич-ный оркестр, который приглашали на всякие мероприятия. Ни один концерт в русской коло-нии не проходил без участия балалаечного оркестра. А в мае 1975 года, дружина «Нижний Новгород» устроила «День русской культуры», посвященный Золотому веку русской поэзии. Играл оркестр, пел скаутский хор, скауты танцевали народные танцы и декламировали. Стоит ли говорить о том, что и эта идея зародилась у скм. Евгения Боброва? Оркестр выступал в Форт Росс и на международных фестивалях. В 1976 году Америка праздновала свое 200–летие. В Лос-Анджелесе провели двухдневный фестиваль международ-ного наследия, на котором принимали участие, под эгидой КРА (Конгресса русских амери-канцев), все русские организации. Наше русское наследие оказалось настолько богатым, что нам понадобилось два киоска. Мы выставили литературу, произведения местных художников. Ски. Валентина Рышко привезла своих кукол в национальных костюмах и устроила представление кукольного театра, а Женя приготовил два интересных экспоната: лобзиком вырезал две карты – одну Аляски, а другую США и нанес на них географические названия русского происхождения.Возились часа два, устанавливая и раскладывая все экспонаты. Выставка пользовалась большим успехом. Все время подходил народ. А в концертном отделении выступал балалаеч-ный оркестр дружины ОРЮР.Вечерело. Что делать с экспонатами? Снимать все, тащить домой, а потом на следующее утро снова расставлять – казалось очень сложным, и вот мой муж Олег Аристов решил остаться на ночь сторожем. К десяти часам вечера, улица опустела. Олег остался один. Где-то далеко сидел какой-то человек, вероятно тоже сторож. Прошли двое полицейских, переброси-лись словами, а так – никого. И вдруг вдали показалась черная фигура. Фигура приблизи-лась – Женя! А в руках у него термос с кофе, бутерброды и фрукты. – Ну, как же я мог оставить своего друга одного? – говаривал он потом. Друзья просиде-ли вместе часа два. Женя уехал. Но эти два часа не только сократили ночь, но и согрели друж-бой.Бобров слыл коллекционером. Самая замечательная из них – скаутские лилии со всего мира. Полный комплект русских скаутских значков он поставил в специальные рамки, надписал, и переслал в Музей архив русского зарубежья им. Солженицына в Москве. Замечательно то, что в брошюре музея красуется фотография этой коллекции.Он собирал фотографии животных и вклеивал их в альбомы. Это служило пособием на скаутских сборах. Затем он стал описывать тех животных, которые встречались среди лесных имен в дружине. «Чтобы дети знали, кое-что о животном своего лесного имени», говорил он. Эти описания появились на страницах «Опыта». Одно время скм. Евгений Бобров состоял в редколлегии журнала. Но здоровье ухудшилось. Активную работу пришлось прекратить, и после операции сердца скм. Бобров ушел в резерв. Но всегда был готов помочь: провести сбор, беседу, дать совет.Такая работа его не удовлетворяла. Ему хотелось деятельности. Он вступил в Общество памяти русских ветеранов и в 2001 году его выбрали председателем. На этом посту он прора-ботал 11 лет до закрытия общества.
 У Жени были золотые руки. Он все умел, любил работать и работал хорошо. Все у него выходило аккуратно, все детали подогнаны. Любил чистоту и опрятность и его рабочий кабинет всегда находился в идеальном порядке.Дружина «Нижний Новгород» в течение многих лет устраивала лагеря на восточном склоне гор Сьерра Невада. Как-то раз за зиму выпало особенно много снега. Когда мы прие-хали ставить лагерь, то снег уже стаял, зато ручей стал широким и бурным. Женский лагерь всегда разбивали на островке этого ручья, и переходили через него по камням. Но в том году камни торчали над водой только острыми макушками. Мы перетащили два бревна через ру-чей в виде временного мостика – собираясь построить хороший, а пока переходили по скользким круглым бревнам, с них соскальзывали и попадали в воду. Было не глубоко, но неприятно, и бывали царапины и синяки. Деревья, пролежав несколько месяцев в воде стали твердыми как камень. Топоры отскакивали и гвозди гнулись. Так что о мостике приходилось только мечтать, да и ворота стояли криво и шатко.И вот приехал Женя:– Хо–хо! Привет! – гаркнул он еще издали. Его обступили, обняли. Все обрадовались ему. Осмотрел Женя лагеря. Выслушал жалобы. Взял самый большой топор и вонзил его в огромное толстое бревно, лежавшее неподалеку на полянке. Выстругал колышки, забил в расщелину и пошла у него работа. Не прошло и часу, как Женя расколол бревно, выровнял, и с помощью разведчиков перетащил обе половины через ручей – получился плотный, широкий и ровный мост. На этом он не кончил. Валежника в том году было очень много. Бревна крепкие, прямые. И Женя принялся мастерить… К концу дня ворота стояли крепко. На лужайке против женского лагеря красовались всякого вида качели и стояли чурбаны в виде кресел и сидений.Молодец Женя – настоящий богатырь… Руки большие, крепкие. Да и кулаки огромные. А если кулак человека такой же величины, как и его сердце, то у Жени было пребольшое сердце! Былинные богатыри создавались не только сотни лет тому назад, они создаются и в наше время. И есть у нас настоящий былинный богатырь – скаутмастер Евгений Сергеевич Бобров!А. Аристова

Видео о скаутах-разведчиках

О русских скаутах–разведчиках много и хорошо написано. Но в новом веке с бурным развитием средств создания изображений (цифровая фотография и видео) и их передачи (телевидение, Интернет, социальные сети и медиа-хранилища) мы неожиданно осознали, что современные люди предпочитают смотреть фото и видео, а не читать длинные тексты…Нравится нам это или нет, но это следует принять как данность. У «наглядных» средств информации есть свои важные преимущества. Хорошая фотография, а тем более, видео, могут очень точно и ёмко передавать дух и настроение события, красоту природы. Хороший фильм – это и мощное рекламно-агитационное средство (что понимали уже сто лет назад).К сожалению, в части кино и видео, доступного широкой публике (в наше время – через Интернет), русские скауты представлены плохо – причём во всех организациях, в отличие от многих зарубежных скаутских организаций. В большой степени это следствие того, что со-здание видеосюжета требует наличия определённой аппаратуры и специальных знаний, чутья и опыта – как в технической части создания видео, так и в журналистике. Это трудоёмкий процесс, гораздо более трудный, чем написание текста и фотографирование.Вот уже несколько лет я собираю кино- и видеоматериалы, посвященные российским и русским скаутам–разведчикам. Проведено несколько скаутских киношкол, на всероссийских Джамбори организовывались центры и активитеты по обучению киносъёмке и новостной те-лежурналистике. В планах – организация общедоступных курсов по киносъёмке для скаутов-разведчиков.Осенью 2013 года был основан сериал «В гостях у скаутов». Мы приезжаем в гости к раз-личным скаутским группам и на разные события – и рассказываем о них нашим зрителям. Все вышедшие серии можно увидеть по адресу: http://scouts.ru/visit-scoutsСки. Арсений Каркач