Журнал скаутских руководителей "Опыт" №155 (апрель 2015)

ВложениеРазмер
PDF icon opyt155.pdf2.28 МБ

Загрузите журнал в виде файла PDF с изображениями для чтения и печати по ссылке в начале страницы. Текст, приведённый ниже, не содержит изображений и дан для ознакомления.

Содержание

Пасхальное поздравление
От редакции – Скм А. Аристова
Встреча Благодатного Огня из Иерусалима – Ски. К. Миронов
Шесть храмов и одна ночь… – Инс. П. Миронова
Начинать надо со звена звеновых – Скм. Р. Полчанинов
Результаты опроса участников конференции «Внешколь-ное воспитание в современной России» (Москва, 2012 г.) – Ски. Г. Казаков
Опыт сотрудничества с воскресной школой – Скм. Р. Полчанинов
Делимся опытом - о. Я. Беликов
Письмо в редакцию – Скм. И. Короленко
Темы для бесед
М.В. Ломоносов
Великий князь К.К. Романов
Сто лет под запретом, или злоключения гектографа – Журнал «Юный тех-ник для умелых рук»
Разведческая практика. Выживание в лесу – Скм А. Аристова

«Опыт» – журнал разведческих руководителей, издается Главной Квартирой Организации российских юных разведчиков (ОРЮР).

Редактор журнала – скм. А. Аристова astaristov@gmail.com
Редактор номера – скм. Р. Полчанинов rpolchaninov@verizon.net
Технический редактор, вёрстка – ски. А. Каркач scout@mail.ru
Страница и архив журнала в Интернете: scouts.ru/opyt

Помещаемый в порядке информации материал не обязательно отражает мнение или установки руководства ОРЮР. Редакция оставляет за собой право не помещать присланный материал.
«Опыт» выходит четыре раза в год: 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября. Просьба присылать материал за месяц до выпуска очередного номера.

Фото на обложке: разведчики 46 отряда Св. Николая Чудотворца МБО ОРЮР в Москве раздают прихожа-нам Благодатный Огонь из Иерусалима после праздничной Пасхальной службы в московском храме Нико-лая Чудотворца 12 апреля 2015 г.

Главная Квартира ОРЮР
№ 155, апрель 2015 г.

© SGPA 2015

Редакция «Опыта» сердечно поздравляет всех дорогих членов организации их родных и дру-зей со светлым праздником Христова Воскресения!
Также поздравляем всех членов организации с праздником нашего Небесного покровителя Святого Георгия Победоносца и желаем доброго здоровья и успеха во всех делах!

От редакции

Дорогие читатели!
И снова наступила засуха… Материал, который год тому назад хлынул бурным потоком, ис-сяк.

Снова обращаюсь к вам!
Дорогие читатели! Пишите и присылайте то, что вам самим интересно, и это будет интересно и нашим читателям. И обязательно указывайте имя, фамилию и звание.
В данном номере мы помещаем несколько заметок из опыта наших руководителей, а это нам тоже очень нужно. Ведь мы учимся друг у друга. Скм Ирина Короленко рассказала о трудностях, которые ей пришлось превозмочь в Марокко, принимая во внимание то, что это был ее первый лагерь, а ее назначили начальницей. Отец Ярослав Беликов обратился к руко-водителям с просьбой написать о том, как они справляются с трудными ребятами в лагере. Ответов получил горсточку, и все они приводятся в данном журнале. Скм. Р. Полчанинов поделился тем, как можно работать с общественными организациями. Вывод – предложить сотрудничество.
У каждого начальника единицы или лагеря всегда были, есть и будут проблемы. Как вы с ними справляетесь? Расскажите. Одного определенного решения нет, но может быть можно что-то применить. По крайней мере, попробовать.
Наш технический редактор – ски. Арсений Каркач полагает, что нужно давать больше материалов о скаутской практике, например, о выживании в лесу. На эту тему материала много, однако, надеюсь, что никто из наших скаутов не попадет в такую ситуацию, что нуж-но будет питаться насекомыми и острым камнем докапываться до грунтовых вод.
В публикуемой статье «Выживание в лесу» кое-что взято из интернета, а кое-что из про-шлых номеров «Опыта». Приведенный материал может подойти нашим ребятам, выходящим в поход на день-два. Если вы можете что-то добавить к этому, то будем очень благодарны.
В данном номере две статьи о наших славных деятелях – Михаиле Васильевиче Ломоно-сове и вел. князе Константин Константиновиче Романове. Первый был одним из выдающих-ся ученых XVIII века, причем мирового масштаба, а второй был одним из просвещеннейших людей России на рубеже XIX-XX вв. Рассказать и обсудить их деятельность в беседе у лагер-ного костра может быть интересно и поучительно.
Благодарим Константина и Полину Мироновых за рассказ о встрече Благодатного Огня и об опыте работы 46 отряда ОРЮР при храме во имя святого покровителя отряда.
Счастливой разведки и успешного лагеря и пусть в них не будет трудных «лжелидеров»!
Гл. ред. А. Аристова

Встреча Благодатного Огня из Иерусалима

Вечером 11 апреля 2015 года, в канун Пасхи, в международном аэропорту Внуково в Москве разведчики и скауты ОРЮР и НОРС-Р встретили Благодатный огонь, который был доставлен в Москву из Иерусалима делегацией Фонда Андрея Первозванного, получившей святыню в иерусалимском храме Гроба Господня. Самолёт почти не опоздал, и скаутско-разведческие делегации повезли Благодатный огонь по Храмам, где их с нетерпением ждали.
Посмотрите сюжет российского телеканала «Вести» «Частицу Благодатного огня доста-вили в Москву» http://www.vesti.ru/doc.html?id=2497230 (11 апреля 2015), который включает интервью о доставке Благодатного огня с исполнительным директором ООДО ОРЮР и пресс-секретарем ‎ОРЮР‬ Полиной Мироновой.
Ски. Константин Миронов
Фото Ски. Арсения Каркача, Интернет

Шесть храмов и одна ночь…

46 отряд ОРЮР Свт. Николая Чудотворца в Москве встречает Пасху несколько лет. Стало уже доброй традицией начинать Служение разведчиков этого отряда в Великую Субботу. С утра мы прибываем в Храм Николая Чудотворца на Трех Горах и встаем в караул у Плаща-ницы. На первый взгляд может показаться, что это не сложно, но тем, кто хоть раз пробовал нести подобное послушание, объяснять ничего не придется. Дело в том, что Великая Суббота – это один из немногих дней в году, когда в Храм приходят те люди, которых в другое время здесь не увидишь. Они приходят освятить пасхальную трапезу. Хотя, полагаю, до конца отче-та, почему они это делают, себе не отдают. Некоторые из приходящих подходят и к Плаща-нице. Отсутствие понимания православной культуры и происходящего, заставляет «захожан» совершать ошибки, преднамеренные или нет. И задача несущих караул у Плащаницы не до-пустить неуважительного отношения к Святыни и отвечать на вопросы пришедших. Большой радостью становится появление в Храме детей, впервые вошедших под своды. Им мы помо-гаем впервые правильно перекреститься, дарим подарки к грядущему Празднику праздников.
Пусть это будет всего-навсего конфета, но для получившего ее она оставит приятное воспоминание о Храме и людях в нем… Взрослых людей мы тоже не забываем. Благодаря издательству «Никея» несколько лет подряд мы получаем Евангелия для раздачи новоначаль-ным. Люди с радостью получают в дар Книгу с пояснениями прот. Александра (Уминского) (ведь по сути своей все мы дети, вне зависимости от возраста и любим получать подарки).
В трудах и предпраздничной суете Суббота проходит быстро и часто мы не успеваем да-же отдохнуть, как наступает время для не менее ответственной миссии- доставке Благодатно-го Огня. Еще утром в Храме к нам подходили люди и спрашивали, привезем ли мы Огонь к Празднику. За многие годы уже возникла привычка у прихожан, что разведчики привозят Благодатный Огонь и с нетерпением ждут его появления. Подходят и информируют нас о том, что Огонь снова сошел…
И ждут нас не только на Трех Горах, но еще в нескольких храмах Москвы: Бутовский по-лигон, Храм Ап. Фомы на Кантемировской, Храм Всех Святых в Бибирево, Храм в Вешня-ках и Даниловский монастырь. Таков смысл Служения – отвергнуться себя, своих желаний и привычек, и посвятить свое время и силы на благо других. Пасха – один из таких дней, когда мы все забываем о себе и несем радость верующим.
Радость от Праздника не была бы столь полной, не будь этих минут счастья в глазах дру-гих людей.
Инс. Полина Миронова, начальник 46 отряда Св. Николая Чудотворца МБО ОРЮР
Фотографии неизв. автора, Полины Мироновой

Начинать надо со звена звеновых

Опыт подсказывает, что начинать разведческую работу на новом месте надо не с набора от-ряда в человек 30–40, а со звена звеновых в 5–8 человек. Желающему создать отряд должно быть не менее 16 лет, а ребятам – по 15–16. Почему нужно начинать со звена звеновых? А по-тому, что работа по звеновой системе даёт лучшие результаты, чем работа по отрядной систе-ме.
Члены такого звена должны понимать, что пребывание в «звене звеновых» временное, пока они не научатся работать со звеном, не соберут свои звенья и станут вожаками. Конеч-но, не обязательно, чтобы все стали вожаками, но желательно.
Никто не рождается вожаком. Чтобы стать вожаком, нужно желание и опыт. Вожак «зве-на звеновых», может и не иметь опыта. Если его нет, то он приобретет его вместе со звеном. Главное иметь желание. Проводя сборы с ребятами и он, и ребята будут вместе учиться этому делу. В «звене звеновых» все равны, только вожак, будучи старше на год или больше, являет-ся первым среди равных. Конечно, будут ошибки, но на ошибках учатся и приобретают необ-ходимый опыт проведения сборов.
Вожак на первом сборе объясняет цели организации. Возможно, что он уже об этом гово-рил ребятам и раньше, но не мешает повторить
Разведчество – внешкольная воспитательная работа. Школа дает детям знания, а развед-чество их воцерковляет, развивает благородные чувства к ближним, воспитывает чувства – любви к своей малой родине (краеведение) и к России в целом.
Чтобы быть принятым в организацию надо сдать вступительный экзамен, который назы-вается «третьим разрядом». Если в «звене звеновых» все новички, то они должны освоить материал, сдать испытание на 3-й разряд и потом обучать 3-му разряду новичков. Вступив в организацию, ребята продвигаются вверх по «разведческой лесенке» – сдают испытание на второй, а затем и на первый разряды. После сдачи второго разряда ребята сдают экзамены на получение специальностей.
К сдаче специальностей мы готовимся с первого дня. Всем звеном можно готовиться к сдаче специальности «Проводника» (по своему городу), «Краеведа» и пр. Другие специаль-ности не обязательно проходить всем звеном. Большинство специальностей ребята сдают в зависимости от своих способностей и интересов.
Вступая в организацию, ребята дают ТО – Торжественное обещание. Это не клятва и не присяга, это только обещание, которое даётся в торжественной обстановке перед разведче-ским знаменем. ТО гласит: «Честным словом обещаю, что буду исполнять свой долг перед Богом и родиной, помогать ближним и жить по законам разведчиков». В этих словах – вся идеология разведчества.
В звено звеновых мы приглашаем ребят исполнять свой долг перед Богом и родиной. Разведческая работа – это и есть посильное исполнение своего долга. Но ребят мы приглаша-ем вступить в организацию не ради высоких целей, хотя и это следует упомянуть, но привле-каем их, главным образом, другими вещами.
Для многих лагерь является причиной вступления в организацию. Да, кроме разведче-ских бывают и коммерческие лагеря. Туда можно попасть не давая никаких обещаний, но принадлежность к старейшей организации со своей героической более чем столетней истори-ей уже является притягательной силой. Быть членом организации с яркой историей, конечно, престижно.
Для многих новичков, не это главное, а то, что они попадают в компанию, где можно попеть и поиграть. Это надо понимать и не отталкивать таких ребят от себя. ОРЮР организа-ция воспитательная. Она должна принимать в свои ряды всех, но не для того чтобы развле-кать, а для того, чтобы воспитывать.
Скм. Р. Полчанинов

Результаты опроса участников конференции «Внешкольное воспитание в современной России», посвященной 95-летию со дня рождения
и 50-летию со дня кончины Б.Б. Мартино
(Москва 15–16 декабря 2012 г.)

Какое определение вы могли бы дать внешкольному воспитанию?
• Та неотъемлемая деталь воспитания детей, которая позволяет им развиваться не только интеллектуально, но и духовно, и физически.
• Борьба за души.
• Дополнительное образование.
• Возможность выстраивать индивидуальную траекторию развития личности ребенка и возможность выбора учителя по его личностным качествам.
• Система работы с детьми и подростками, ставящая во главу угла моральное развитие ре-бенка, а также выработка ими полезных социальных навыков.
• Воспитательная работа с детьми, проводимая в свободное время детей и, как правило, не в школе.
• Развитие в ребенке творческого и иных потенциалов личности при помощи внешкольных занятий и иных видов деятельности.
• Основное воспитание.
• Воспитание школьников вне школьной программы, но вполне возможно, и в школе, и с участием школьных учителей.
• Социально-педагогическая деятельность, направленная на формирование личности граж-данина и патриота, проводимая вне учебного процесса в свободное время школьника, ос-нованная на его внутренней мотивированности, добровольности и увлекательности (яр-ким примером такого воспитания является воспитание по системе скаутинга).
Чем оно отличается от других видов воспитания (семейного, школьного, церковного), от дополнительного образования?
• Дополнительное развитие.
• Неформальный акцент.
• Лучшая адаптация детей в обществе, больший интерес к жизни.
• Уникальная методика и место работы (социальная группа).
• Оно делает то, чего не знают другие, а главное, учит жить в обществе, в среде, в органи-зации, дает возможность подружиться и найти близких по духу людей, друзей.
• Свободой возможностей, выбора.
• В системе дополнительного образования ведется и воспитательная работа, хотя и не санк-ционированная свыше. Воспитание проходит всюду, везде, где есть дети, каждый момент жизни ребенка. Думаю, что внешкольное воспитание отличается направленностью имен-но воспитательной, духовным целеполаганием.
• Оно более доступное.
Каково состояние внешкольной воспитательной работы в России на 2012 год по сравнению с тем, что было 4–5 лет назад?
• Ограничиваются условия и методы работы педагогов и школьников.
• Разрабатывается закон о ювенальной юстиции в нашей стране.
• Проблемы внешкольного воспитания работы начали подниматься открыто и масштабно.
• Оцениваю ниже удовлетворительного.
• Повысились требования, отчетность, СанПиН, а также ответственность за жизнь и здоро-вье детей.
• Низкая конкурентоспособность в глазах школьников. Общение в Интернете занимает большую часть их времени.
• Идет непрерывная работа, а изменений не происходит.
• Сейчас все больше переходят на коммерческую основу, и воспитание остается целью от-дельных педагогов, а не внешкольной воспитательной системы.
• Стремительно развиваются общественные организации. Агрессивно насаждается волон-терское направление. Растет поддержка администрации городов, но только при отдаче со стороны детскими проектами для города.
Чего не хватает в современной практике внешкольного воспитания?
• Желания получить здоровое, целеустремленное, здравомыслящее юное поколение.
• Игры, ведь интересней познавать что-то новое благодаря детским играм.
• Хороших педагогов и развитой инфраструктуры.
• Скоординированности действий.
• Организации сверху, согласованности действий разных организаций.
• Энтузиастов.
• Принижена ценность такого воспитания. Работа строится на альтруизме, и часто достой-ным харизматичным воспитателям приходятся уходить из системы внешкольного воспи-тания для заработка, оставляя это как хобби.
• Общая проблема – необходимость омоложения кадров, нехватка мужчин.
• Единой системы воспитания и ориентиров в нем.
• Духовности, идейности, традиционности, нравственности, русскости.
Где в современной России готовят хороших внешкольных педагогов?
• В наше время хорошими руководителями становятся преподаватели.
• Педагогические университеты.
• В скаутской организации.
• В ОРЮР.
• Хорошим педагогом надо стать, его невозможно где-то научить, хорошо понимать и учить детей, если у него нет к этому способностей.
• Первых скаутских руководителей никто не готовил, а это в большинстве были очень хо-рошие внешкольные педагоги.
• Сомнительно, что их можно было готовить. Педагог – это склад характера.
• В семьях.
Достаточно ли их количество и квалификация?
• Сейчас в России много хороших внешкольных педагогов. Каждый может предложить до-стойные методы работы с детьми и молодежью.
• Конечно, нет. Квалификация работает с опытом, а опыт дело индивидуальное. Молодым педагогам платят гроши, поэтому они уходят из школы и из учреждений дополнительного образования.
• Планку уровня профессионализма нужно поднимать.
• Есть яркие, увлеченные, талантливые, но их, естественно, мало.
Есть ли лично у вас примеры эффективной внешкольной работы с детьми и молодежью, на которые вы стараетесь равняться? Какие?
• А. С. Макаренко, Януш Корчак, Баден-Пауэлл.
• Да, руководители отряда и дружины.
• Да, мой родной отряд «Феникс».
• Равняюсь на Русское зарубежье. 1991 год дал мне стимул возобновить работу с детьми.
• Работа в ОРЮР 1991–1999 гг. в Черноголовке, работа в Ногинске в ОРЮР и СЮТур, ра-бота на Крутицком подворье в конце 90-х гг., работа в дружине «Преображение» в 90–е гг. (Ружников, Курочкина).
• Руководитель нашей организации Горбунова А. П. и руководитель скаутского отряда «Стая Белого волка» Горбунов С. Е. (Бизон).
• Подростковый клуб «Перекресток», «Лестница» и РСЦ «Скауты Татарстана», г. Казань.
Продвинулась ли ваша общественная организация вперед за последние 4-5 лет, в чём?
• Мы поняли, что необходимы обществу. Часто меняем методы работы.
• Разработаны программы по работе с детьми, образовались несколько эффективно работа-ющих отрядов. Проводимые лагеря перешли на новый уровень.
• Да. ОРЮР постепенно пополняет свои ряды. С каждым годом разведчиков становится все больше, а значит, больше сторонников идей скаутского движения.
• Да. Мы, дружина «Богородск», продвинулись в плане экологического воспитания (эколо-гические акции, проектная деятельность, участие в научных конференциях).
Какие основные препятствия, проблемы мешают развитию вашей группы, дружины, организации?
• Инертность подросткового сознания, Интернет, формализм со стороны чиновников.
• Недостаток кадров.
• Трудно работать с родителями школьников.
• Не хватает поддержки от населения.
• Материальные проблемы.
• Родители боятся отпускать детей в походы. Ориентируют на футбольно-хоккейные сек-ции. Считают, что это престижно.
• Усилился меркантильный дух.
• Нет новых идейных, деятельных и энергичных руководителей.
Какие в наши дни существуют источники материальной и информационной поддержки эффективных форм внешкольного воспитания?
Интернет, СМИ, гранты, административные, работа в сотрудничестве с различными ведом-ствами, практика на глазах у зрителей, родители.
Какова должна быть стратегия внешкольного воспитания в современной России?
• Государственной.
• Нужно заинтересовать детей и регулярно собираться.
• Постоянное повышение профессионализма организаторов.
• Развивать в детях безусловную любовь ко всем.
• Она должна быть направлена на совершенствование патриотического и национального воспитания.
• Развитие в детях морально-этических качеств, оздоровления и привитие навыков ЗОЖ. Интеграция со структурами государства для социализации и воспитания или создания ба-зы для формирования гражданской позиции.
• Нужно объединять школьное и внешкольное воспитание. Не надо создавать антагонизм. Единая картина мира у ребенка складывается в содружестве всех видов воспитания: се-мейного, школьного и внешкольного;
Ваши предложения в итоговый документ конференции
• Обозначить роль внешкольной работы в процессе солидаризации общества.
• Поиск новых творческих педагогов внешкольного воспитания должен проходить мас-штабно.
• Предложить безвозмездную помощь в организации воспитательной работы классным ру-ководителям школ, пропагандировать скаутский метод через организацию отдельных внеклассных мероприятий в форме игры.
• Учесть опыт учительницы 2 кл. школы №22 г. Череповца и опыт казанской учительницы математики.
• Необходимость изучения истории скаутизма, различных ее аспектов и периодов.
• Надо писать в Госдуму и прочее, требовать внимания к внешкольному воспитанию, зало-жить в бюджет.
• Конференции проводить и далее.
Как часто, на ваш взгляд, надо проводить подобные конференции?
• 2 раза в год; каждый год; раз в 1–2 года; раз в несколько лет для подведения итогов.
• Информировать о проведении конференции заранее.
Другие соображения, пожелания, предложения
• Хотелось бы во время конференции получать сборник тезисов выступлений.
• Замечательно, что здесь встретились чрезвычайно интересные, яркие и разнообразные люди.
• Интересно участие представителей различных организаций. Хотелось бы больше инфор-мации из их опыта работы.
Ски Г. Казаков

Опыт сотрудничества с воскресной школой

Сараево. Осенью 1937 г. мне поручили возродить наш отряд, который к тому времени развалился. В русской начальной школе я смог бы собрать стаю волчат, но ребята уже состоя-ли в «Соколе». Оставались гимназисты младших классов, учившиеся в воскресной школе, которой руководила Елена Николаевна Пелипец. Но как к этому подойти?
Я решил пойти к Елене Николаевне и поговорить с нею о сотрудничестве, сказав, что я буду начальником отряда, и хотел бы с ней сотрудничать. Она обрадовалась. Дела в воскрес-ной школе шли не очень успешно. Дети, которые шесть дней учились в гимназии шли не-охотно в воскресенье в школу, даже только на один урок русского языка. Я предложил вести уроки по родиноведению, разучивать русские песни и немного играть после конца занятий, обещал привлечь новых учеников и постараться вернуть тех, кто перестал ходить, а у Пели-пец просил разрешения, записать школьников и школьниц в отряд. Она сразу согласилась.
Она также дала мне списки тех учеников, которые по каким-то причинам перестали хо-дить на занятия, и тех, кто никогда не ходил в воскресную школу. Получив списки, я начал обходить родителей. Представившись, как новый учитель родиноведения, я просил родите-лей снова посылать детей в воскресную школу. Родители отвечали, что рады были бы, да де-ти не хотят. Тогда я просил разрешения самому поговорить с детьми, и обычно получал со-гласие.
В следующие воскресение в школу вернулось человек шесть и всех вместе стало двена-дцать. После русского урока, я рассказал про Вещего Олега и стал разучивать с ними слова песни. Ребята учили слова неохотно и спросили меня, когда же будут игры?
Вопрос меня не удивил. Я к нему был готов. Вытащив из портфеля большой лист бумаги и кулёк с мукой, я поставил кольцо на кучку муки и объяснил ребятам правило игры. Все бы-ли в восторге, когда уронивший кольцо, вытянул губами его из муки, вымазавшись при этом в муке. Раздался хохот. Ребята, конечно, хотели сыграть ещё раз, но я сказал, что играть бу-дем, но не сегодня, а в следующее воскресенье.
Елена Николаевна не ушла после своего урока, а осталась посмотреть, как я буду расска-зывать, петь и играть. Она осталась довольна. Детям тоже понравилось, а это главное.
Получив список детей, которые раньше в школу не ходили, я пошёл поговорить с родите-лями. К концу года школу стало посещать около 20 человек. Их пришлось разделить на два класса, а с играми стал мне помогать Игорь Москаленко. Мы начали готовиться к ёлке, кото-рую воскресная школа раньше не устраивала. Ёлка прошла успешно, и все остались доволь-ны.
Для работы с одиночками я отпечатал на шапирографе на одном листе коротенькое «Что такое разведчество?» Листовка пользовалась успехом, и я решил написать подробнее и по-просить Бориса Мартино отпечатать её на ротаторе. Ротаторное «Что такое разведчество?» я получил вскоре после Рождества. С согласия Е.Н. Пелипец я обошёл всех родителей, всем дал листовку, и от всех получил разрешение записать их детей в отряд. Начались прохожде-ние третьего разряда и подготовка к первому походу в День Св. Георгия.
В день Св. Георгия в Сараево в школах занятий не было, и мы пошли в поход на целый день. Это был не только первый поход возродившегося отряда, но и день, когда все новички давали Торжественное Обещание перед знаменем отряда. Десять новичков почувствовали се-бя разведчиками и разведчицами.
Кроме этих десяти было 11 младших, с которыми работал Игорь Москаленко, а всего в походе участвовало 25 человек. Не отряд, а небольшая дружина. Это мы считали большим успехом. Плодом полугодовой работы в воскресной школе.
Конечно, мы пошли в поход не до зари, как это делали сербы, а часов в 8 утра и шли не больше получаса. Церемония много времени не заняла, и мы начали игры. После обеда и мёртвого часа, провели для всех большую лесную игру – отнятие флага, после нее, не дожи-даясь темноты, устроили костёр. Ребята не скрывали восторга.
В июне 1938 г. русское Сараево готовилось к встрече Первоиерарха РПЦЗ митрополита Анастасия с чудотворной Коренной иконой Божьей Матери. Для русских в Сараево это стало большим событием – первое посещение Сараево митрополитом с чудотворной иконой. Настоятель прихода о. Алексей Крыжко хотел достойной встречи, собрав как можно больше детей. Он обратился к старосте общества «Русский Сокол» с просьбой организовать встречу, но, получил отказ, потому что поезд из Белграда приходил поздно, и обычно с опозданием, и староста считал, что детям это будет трудно, и, родители не пустят детей. Не найдя поддерж-ки у соколов, о. Алексей обратился ко мне, как к начальнику отряда разведчиков, обещав в будущем помощь в работе. Я сразу согласился. Времени для подготовки оставалось мало и пришлось торопиться.
В списке, от Е.Н. Пелипец стояло около 40 детей гимназического возраста. К ним я доба-вил детей из русской начальной школы. Получилось человек 60. Я составил 6 списков по ме-сту жительства, по 10 человек в каждом. Эти списка я раздал своим помощникам и доверен-ным лицам, объяснив важность дела. Одной из них была Муня Березницкая, которая не со-стояла в отряде, но согласилась помочь. Каждый должен был посетить родителей и получить согласие отпустить детей, обещав, что зайдёт за ними и потом лично доставит домой.
Родители согласились, и всё прошло по плану. Отец Алексей никогда не видел столько русских детей, потому что в русскую церковь не все ходили, и был, конечно, очень доволен. На следующий день на Литургии церковь была полна, и многим пришлось стоять на улице. Прихожане потом меня спрашивали, откуда взялось столько русских детей.
Муне Березницкой всё так понравилось, что она предложила организовать отряд развед-чиц. Наступило лето. Мы стали записывать новичков, устраивать походы и к концу лета в Сараево была уже дружина, с численностью человек в 40.
Теперь нет воскресных школ ни в Зарубежье, ни в России, зато при многих церквах есть церковно-приходские школы. Не все церковно-приходские школы захотят с нами сотрудни-чать, но думаю, что в приходах, где школ нет, от нашей помощи не откажутся, и мы сможем, создав школу, начать при ней разведческую работу.
К нам в лагеря приезжают дети из городов, где нет отрядов ОРЮР. Нам стоит с помощью их родителей найти желающих начать в их городе работу ОРЮР. С желающими готов поде-литься опытом.
Скм. Р. Полчанинов

Делимся опытом

Дорогие руководители!
Усердная просьба поделиться опытом!

Иногда в лагере появляется разведчик/ца, с сильным характером, к которому тянутся дру-гие ребята. Однако, деятельность группы – отрицательная и разрушительная. Группа под ру-ководством такого типа явно или скрыто сопротивляется лагерной дисциплине, начальству, начинает травить кого-нибудь из положительных разведчиков или новичков. Характер у это-го человека не меняется, и с возрастом дело становится хуже. Если правильно его наставить, он станет замечательным разведчиком, помощником, товарищем, а позже и руководителем. Но если на это не обращать внимания, и не провести соответственной работы, такой «субъ-ект» сорвет лагерь, совратит немало других ребят, и лагерь для начальников станет кошма-ром. В лагерях такие ребята были, есть и будут.
Те, у кого есть успешный опыт работы с такими ребятами, пожалуйста, поделитесь им: что и как делать? Предлагаю направить материал в «Опыт», и как можно скорее – до начала лет-него лагеря.
О. Ярослав
Просьбу о. Ярослава получили руководители по электронной почте. Ответы прилагаем.
Редакция
Уважаемый Отец Ярослав!

У нас было 2 случая. Первый случай касался мужлагеря, но не такой критичный. Была апатия и она распространялась среди ребят. Возраст от 14 лет. Мы пошли в двухдневный по-ход.
Вечером младших отправили спать по расписанию, а с этими апатичными (их было чело-век 5–6) мы остались обсудить план ночного дежурства и заодно подняли тему ответственно-сти. Мы провели беседу у вечернего костра и рассказали им, что мы (руководители) взросле-ем, они тоже, и у нас на текущий момент нет старших разведчиков, на которых мы могли бы положиться на 100%, основываясь на текущей ситуации. Но мы разъяснили им, что нам нуж-ны такие положительные люди, нам нужна помощь от них. Мы рассказали им про доверие от руководителей и ответственность, которые старшие ребята должны постепенно брать на себя, чтобы развиваться самим в качестве лидера! Рассказали им, что за хорошим примером дети тянутся, а если тянутся за плохим, то такое поведение надо пресекать. Подчеркнули, что это их тоже касается, ведь у многих есть младшие братья и сестры. Они поняли, о чем речь. Есте-ственно, им понравилось то, что мы в них нуждаемся как в поддержке, как в людях, которым мы готовы доверить. И осознав все это, они как будто переродились.
Когда на утро нас разбудили, как договаривались с вечера, уже горел костер, завтрак го-товился дежурными, никто не проспал, и мы вышли без задержек. После этого вторая неделя в муж/лагере прошла на «Ура!» Не надо было даже напоминать о задачах, они все делали са-ми, и когда заканчивали дело, не ложились в тенёк, а подходили и предлагали еще помощь! Вывод: нужна беседа, чтобы донести до ребят важность влияния их личностей на лагерную жизнь, на звено и, главное, на подрастающее поколение.
Второй случай сложнее. Он касается женлагеря. Была лидер, которая всех тянула вниз и вела в непонятном направлении. Снижение скаутского духа, непослушание и апатия. К со-жалению, беседы не помогали. Общались и со всеми и с лидером, но результат был неудовле-творительным. Подробности можно узнать у Белки (Обнинск), так как Белка много сил вкла-дывала в помощь этой девочке, наставляя её на правильный путь развития личности. К сожа-лению, как я понял, ситуация исправилась только тогда, когда эта девочка уехала из лагеря. Женлагерь после этого сразу же стал лучше, хотя так говорить не очень хорошо. Но бывают ситуации, когда другого выхода нет. Иногда дети настолько сложны и апатичны, невежливы, разбалованы и не воспитаны, что они ни с кем не считаются, и только когда им самим вы-годно, они «играют по правилам».
Андрей (Енот) Штиль
Дорогой отец Ярослав!

K сожалению, описываемая вами ситуация очень характерна для наших дней и, увы, встречается далеко не только в скаутских лагерях. О возможных подходах к ее решениям я бы сказал так: лагерь и его община – это динамическая система.
Описываемый вами человек – это личность, которой чего-то не хватает. Обычно это не-достаток любви и внимания в семье, и при этом и недостаточное достижение собственных целей, ценностей – от еды и одежды до возможности обучения, здоровья, доступа к поблаж-кам самого различного рода... Т.е. всего того, чего не достает человеку в существенной нужде (как многим из нас несколько десятилетий тому назад). Оттого и ухудшается общительность такого человека, в особенности с его средой, семьёй, школой. В таком случае, естественно, человек прибегает к тому, что дает ему удовлетворение, и начинает зависеть от таких вещей как компьютер (компьютерные игры), телевизор, алкоголь, наркотики... и может даже вести непорядочный, бесцельный образ жизни (ночные гуляния по сомнительным развлекательным объектам с не менее сомнительной компанией).
И вот такой молодой человек попадает в лагерную среду, и тут всё зависит от того, кто-кого «превысит». Если он попадает в лагерную общину с хорошо и четко налаженной про-граммой, с хорошо сыгранной и опытной командой руководителей, тогда можно будет тако-го человека включить в дело. В противном случае нездоровое поведение одного такого чело-века привлечет к себе всё больше и больше лагерников. Наконец такой «индивидуалист» начнет вести себя агрессивно и так, что руководство с ним не справится, а может быть и за-хочет «не поднимать скандала». Ведь, кто знает, может быть, его родители могут повредить организации...
Как поступить в таком случае?
1. Во-первых, скаутскую работу следует начинать с мала, т.е. с группы младших вол-чат/белочек и их постепенно воспитывать. Всем известно, что с маленькими легче справлять-ся, чем со старшими, особенно, если у них нет «скаутского прошлого».
2. Нельзя быть наивным, надо быть трезвым реалистом, и при этом не терять любви к де-тям и к молодежи.
3. Надо быть строгим! С любовью, но и с четкостью. Надо быть примером. Это необхо-димо на 100%, и этого следует требовать от своего руководительского состава.
4. Необходимо держать вожжи в руках, а палец держать на пульсе действия. Для этого необходимо полное и постоянное общение всех ответственных (руководителей, персона-ла…). Для этого необходимо регулярно проводить сборы.
5. Необходимо установить четкую, единогласно всеми поддерживаемую, воспитательную линию лагеря. Правила эти должны быть всем понятны и восприняты, как руководителями, так и обслуживающим персоналом. Если в лагере все опытные лагерники/скауты, то это не-трудно.
6. В отношении к родителям, лучше всего еще до лагеря, четко дать знать какие цели по-ставила себе данная организация, какие будут требования, и чего можно ожидать, если со-блюдение этих правил сорвется.
Хочу добавить, что воспитательная работа в наши дни становится все более сложной. Со срывами надо считаться. Но бывают и успехи.
Иерей Александр (ски. Дельфин)
Отклик на письмо скм о. Ярослава о проблеме «трудных» разведчиков/разведчиц.

Ситуация, о которой пишет о. Ярослав, возникает в лагерях, в которые набираются нович-ки старшего возраста. Обычно такие ребята с уже «устоявшимся» (если не сказать испорчен-ным) характером, попав в первый раз в скаутский лагерь, вскоре устанавливают, что условия, и вся программа лагеря с ее дисциплиной им не подходит, и они начинают бунтовать, осо-бенно если замечают, что руководители уследить за ними и повлиять не в состоянии.
Возникала такая ситуация и в лагерях мюнхенской дружины «Смоленск». Поэтому уже многие годы в наши лагеря мы не берем новичков старше 12 лет. В этом возрасте на них лег-че повлиять, заинтересовать скаутской программой и из них впоследствии выходят хорошие разведчики/цы, и они охотно приезжают в лагеря, становятся вожаками, а то и руководителя-ми.
Скм Ю. Готовчиков, нач. дружины «Смоленск»
Уважаемый отец Ярослав, добрый день!

Это вопрос очень сложный, но решаемый. Схема примерно такая.
1. При нарушении скаутских законов (а надо очень точно объяснять разведчику, какой за-кон он нарушил) дать 3 шанса. Если это не помогает, то:
2. Созывается Суд Чести (он должен быть из руководителей вашей организации), который решает, оставлять этого разведчика в организации или тратить массу времени на этого чело-века, воспитывая его день ото дня, объясняя, какие законы и традиции в нашей организации.
3. Предложить этому разведчику выбрать другую организацию, которая подходит для него по условиям.
Такой разведчик может сильно повредить имиджу организации, если люди будут наблю-дать за его действиями, несоответствующими нашим законам.
Мы ребятам говорим: «Если пришли в нашу организацию, то выполняйте все законы. Ес-ли не хочется выполнять наши законы и становиться одной дружной командой, то это уже не к нам». И ребята понимают.
Бог в помощь!
Ски. Людмила Воеводина («Облепиха»),
дружина «Висагинас», Литва, г. Висагинас

Письмо в редакцию

(Это письмо скм. Ирина Короленко прислала задолго до того, как отец Ярослав поднял вопрос о трудных лагерниках. Из-за обилия другого материала публикация всё откладыва-лась, но теперь письму настало самое время появиться. –А.А.)
Хочется поделиться случаем, который произошел со мной в моем первом лагере.
Я стала членом ОРЮР в 20 лет. Я чувствовала, что должна что-то делать для России. К политической деятельности не было склонности, а вот воспитывать детей в русском духе, с любовью к России, со знанием родного языка мне, действительно, улыбалось. Я сдала на 3-й разряд. На день Св. Георгия дала Т.О., а в начале осени Крока (скм. Доннер – прим. ред.) по-тащил меня в Гаутинг в предгорьях Альп в лагерь на X КДР (1946 г.).
Жизнь в лагере была для меня китайской грамотой. Я ничего не знала, ни о разведческих правилах, ни об обычаях. Кое-как что-то усвоила. Увлекалась интереснейшими лекциями. Когда Борис Мартино появлялся в лагере, то все оживало, расцветало и сверкало остроумием. Борис сильно болел. Его вытаскивали через дырку в заборе из туберкулезного санатория и притаскивали в лагерь. КДР я сдала через месяц и считала своей обязанностью вести работу с окружающими меня детьми.
Вскоре мы уехали в Марокко, поселились в бывшем американском военном лагере рус-ской деревней, и мне, конечно, пришлось заняться с ребятами. Я была одна, и никто не мог мне помочь и посоветовать. Как-то выкручивалась. Постепенно завязывалась дружба с ребя-тами, с некоторыми из них она продолжается и до сих пор, но было очень трудно. Мне даже было трудно выйти перед строем ребят и командовать.
Тут появились две девушки из Мюнхена, где они только что прошли КНО: Люся Чернова (Оболенская–Флам) и Катя Тевяшова (Иляхинская). Мы решили устроить лагерь. Заработали денег концертом. Старшие нам помогали. К нам присоединились другие молодые люди: Же-ня Харченко (Бэй), Женя Емельянов (Руденко), Миша Кудрявцев.
Мы разбили лагерь в лесу пробкового дуба. Меня попросили быть начальницей. И тут начались серьезные трудности. Кроме скаутов мы взяли в лагерь ребят, не участвовавших в нашей работе. И вот один мальчик красивый, самоуверенный, избалованный стал срывать нашу работу и подрывать наш авторитет. Он привык делать, что ему заблагорассудится, и это импонировало многим из ребят. Уговаривать его, просить не имело смысла. Даже отправить его домой не было возможности. Во-первых, он не совершал никаких преступлений, а во-вторых, у нас не было никакой связи с Касабланкой – ни машины, ни телефона.
И случайно все исправилось. Я вызвала его поднять флаг. Он должен был сначала прочи-тать законы. Весь лагерь знал их прекрасно. А он и не собирался их учить. Он начал что-то бормотать, смутился, совсем запутался и замолчал. В строю разведчики стали посмеиваться. Я стояла молча, глядя на его смущение, и, наконец, скомандовала стать обратно в строй и вы-звала другого. Весь его разрушительный авторитет погиб, а он сам стал милейшим мальчи-ком. Он учил, все делал, что нужно, помогал другим и т.д. У меня это вышло совершенно случайно. Когда я решила его вызвать на подъем флага, совсем не думала, что он оскандалит-ся. Опытный педагог мог бы это сделать сознательно и гораздо раньше. Не пришлось бы му-читься и ломать голову, как его перевоспитать. Поэтому, я думаю, очень важно изучать педа-гогику, психологию, писать статьи о случаях в своей практике.
Пожалуйста, старые опытные руководители, потрясите свою память и расскажите нашей молодежи о полезных случаях в своей практике, чтобы ваш опыт не лежал бы зря на полках прошлого, а сослужил хорошую службу для теперешних руководителей.
Скм Ирина Короленко

Темы для бесед

250 лет тому назад
15 апреля 1765 г. умер Михаил Васильевич Ломоносов, ученый и поэт (род. 19 ноября 1711 г.). См. статью.
100 лет тому назад
15 июня 1915 г. умер Великий князь Константин Константинович Романов (см. статью).
19 июня 1915 г. умер Сергей Иванович Танеев – композитор, пианист, педагог, учёный, му-зыкально-общественный деятель из дворянского рода Танеевых. Родился 13 [25] ноября 1856 г. во Владимире.
Танеев – уникальный русский ученый-музыковед европейского масштаба, его работы по сей день не потеряли актуальности. Автор ряда уникальных научных исследований в области фольклора, источниковедения, полифонии. В своих трудах по полифонии он впервые пред-ложил простую математическую формулу для сочинения сложных контрапунктов.
Как педагог, Танеев добивался повышения профессионального музыкального образования в России, боролся за высокий уровень музыкально-теоретической подготовки учащихся кон-серватории всех специальностей. Создал в отечественной традиции основу для серьезнейшей музыкально-теоретической подготовки всех исполнительских профессий. Первый предложил усовершенствовать профессиональное музыкальное образование, разделив его на две ступе-ни. Создал композиторскую школу, воспитал многих музыковедов, дирижёров, пианистов.
50 лет тому назад
5 июня 1965 г. Оксфордский университет присудил почётную степень доктора литературы Анне Ахматовой.
Анна Ахматова – русская поэтесса, переводчица и литературовед, одна из наиболее зна-чимых фигур русской литературы XX века. Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чув-ства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка. Кроме поэтических произведений пе-ру Ахматовой принадлежат замечательные статьи о творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лер-монтова, воспоминания о современниках. Стихи Анны Ахматовой переведены на многие языки.

Михаил Васильевич Ломоносов
(20 ноября 1711 года – 4 апреля 1765 года)

Пушкин сказал о нем точнее всех: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Ека-териною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Михаил Ломоносов родился 20 ноября 1711 г. в деревне Денисовка недалеко от Холмо-гор, в Архангельской губернии. В представлении многих людей Ломоносов — сын помор-ского рыбака из бедной, затерянной в снегах деревеньки, движимый жаждой знаний, бросает все и идет в Москву учиться. На самом деле его отец Василий Дорофеевич был известным в Поморье человеком, владельцем рыбной артели из нескольких судов и преуспевающим куп-цом. Он был одним из самых образованных людей тех мест, поскольку некогда учился в Москве на священника. Известно, что у него была обширная библиотека.
Мать Михаила — Елена Ивановна была дочерью дьякона. Именно мать, к сожалению, рано умершая, научила читать сына еще в юном возрасте и привила любовь в книге. Так что, отправляясь в Москву в 1730 г., Ломоносов уже имел максимально возможное в тех местах образование, позволившее ему поступить в Славяно-греко-латинскую академию — первое высшее учебное заведение в Москве.
Здесь он изучал латынь, политику, риторику и философию. О своей жизни этого периода Ломоносов так писал И.И. Шувалову в 1753 г. «имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как за денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, жил я пять лет (1731–1736), а наук не оста-вил».
Счастливая случайность — вызов в 1735 году из московской академии в академию наук 12 способных учеников — решила судьбу Ломоносова. Троих из этих учеников, в том числе и Михаила, отправили в сентябре 1736 г. в Германию, в Марбургский университет, к «слав-ному» профессору Вольфу, известному немецкому философу. Ломоносов занимался под ру-ководством Вольфа математикой, физикой и философией. Затем он учился в Фрейберге у профессора Генкеля химии и металлургии. Вместе с похвальными отзывами о занятиях Ми-хаила за границей руководители его не раз писали о беспорядочной жизни, которая кончи-лась в 1740 году после брака в Марбурге с Елизаветой-Христиной Цильх, дочерью умершего члена городской думы.
Беспорядочная жизнь, кутежи, долги, переезды из города в город были не только след-ствием увлекающейся натуры Ломоносова, но и характерны для тогдашней студенческой жизни. В немецком студенчестве он нашел и то увлечение поэзией, которое выразилось в двух одах, присланных им из-за границы в Академию наук в 1738 г. — «Ода Фенелона» и в 1739 г. — «Ода на взятие Хотина». К последней он приложил «Письмо о правилах россий-ского стихотворства». Эти две оды не были в свое время напечатаны и послужили только для Академии наук доказательством литературных способностей Ломоносова. Между тем, с «Оды на взятие Хотина» и «Письма о правилах российского стихотворства» начинается ис-тория нашей новой поэзии.
Работы Ломоносова в области русской словесности значительны. Он реформировал си-стему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюде-ния в области языка послужили началом становления русского литературного языка светско-го характера.
Для того чтобы внести порядок в литературный язык, Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам — штилям, связав с каждым из них определенные литера-турные жанры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение коме-дии как низкого жанра, а трагедии — как высокого.
В 1741 г. Ломоносов вернулся на родину. С восшествием на престол Елизаветы Петров-ны, в январе 1742 г., он был определен в академию адъюнктом физики.
В 1743 г. при Академии возникли исторический департамент и историческое собрание, в заседаниях которых Ломоносов повел борьбу против Миллера, обвиняя его в умышленном поношении славян. И вскоре Ломоносов вследствие «продерзостей», непослушания конфе-ренции академии и частых ссор с немцами в пьяном виде, более семи месяцев «содержался под караулом». Он целый год оставался без жалованья; на просьбы о вознаграждении для пропитания и на лекарства получил только разрешение взять академических изданий на 80 рублей.
В 1745 г. Ломоносов подает прошение об определении его профессором химии. Назначе-ние в академию совпало с приездом его жены из-за границы. Через четыре года у них роди-лась дочь Елена. С этого времени начинается достаточно обеспеченная и спокойная жизнь Ломоносова. Расцветает его научная деятельность.
Как и многие ученые того времени, Ломоносов «все испытал и все проник», говоря сло-вами Пушкина. Но главные его открытия касаются химии, физики и астрономии. Они на де-сятилетия опередили работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замечен-ными европейской наукой, не придававшей особого значения развитию точных знаний в «варварской стране», которой они считали Россию.
Леонард Эйлер был едва ли не единственным его современником, который понял мас-штабы его ума и оценил глубину его обобщений. Благодаря вниманию Эйлера, в начале 1748 г. Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где, в частности, стал производить анализы образцов различных руд и минералов. Образцы он получал с горных заводов и от рудознатцев со всех концов России.
Физические и химические опыты, которые проводил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Однажды он взвесил запаянный стеклянный сосуд со свин-цовыми пластинками, прокалил его, а потом снова взвесил. Пластинки покрылись окислом, но общий вес сосуда при этом не изменился. Так был открыт закон сохранения материи — один из основных законов природы. Печатная публикация закона последовала через 12 лет, в диссертации «Рассуждение о твердости и жидкости тел» (1760 г). В истории закона сохране-ния энергии и массы Ломоносову по праву принадлежит первое место.
Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, от-крытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Он считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц — молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении — медленнее.
Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно ука-зал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Он пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хо-тел обнаружить экспериментально. Вместе с ним изучением электричества занимался его друг — немецкий ученый Георг Рихман. В 1753 г., проводя опыт с молнией во время грозы, Рихман был убит молнией.
Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых годов он проявляет особый интерес к моза-ике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заво-де и посвященного битве под Полтавой. В 1753 г. Ломоносов получил привилегию на осно-вание фабрики мозаики и бисера и 211 душ с землей в Копорском уезде.
Ученый имел немало врагов и завистников, во главе которых стоял всесильный Шума-хер. По счастью, у него нашелся покровитель граф Шувалов. Через Шувалова Ломоносов имел возможность провести в жизнь важные планы, например, основание в 1755 г. Москов-ского университета, для которого написал первоначальный проект, основываясь на «учре-ждениях узаконенных, обрядах и обыкновениях иностранных университетов».
В 1757 г. он стал канцлером (вице-президентом) Академии наук. В 1759 г. занимался устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии, причем всеми силами отстаивал права низших сословий на образование и возражал на раздававшиеся голоса «куда с учеными людьми». Ученые люди, по словам Ломоносова, нужны «для Сиби-ри, горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистой веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом».
По географическому департаменту Ломоносов занимался собиранием сведений о России.
В 1761 г. он следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.
Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения в глубь Все-ленной, Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, — оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.
Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «кам-ни, как вода, кипят». Загадкой в те времена была природа комет. Ученый высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солн-ца. Позднее установили, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнеч-ные лучи.
После восшествия на престол Екатерины II в 1762 г. он написал «Оду», в которой срав-нивал новую императрицу с Елизаветой и ожидал, что Екатерина II «златой наукам век вос-ставит и от презрения избавит возлюбленный Российский род».
Его надежды оправдались. В 1764 г. была снаряжена экспедиции в Сибирь, под влиянием сочинения Ломоносова «О Северном ходу в Ост–Индию Сибирским океаном».
Еще в 1742 г., когда Ломоносов был зачислен в Академию наук, он начал писать большой труд по горному делу, но многочисленные другие академические обязанности задержали окончание этой работы. Он издал «Первые основания металлургии или рудных дел» только в 1764 г.
В своей книге Ломоносов дал описание руд и минералов по их внешним признакам, рас-сказал о залегании руд, указал, как по кусочкам руды, найденным в ручье или речке, можно добраться до жилы. Он обращал внимание рудоискателей на значение окраски горных пород. Михаил Васильевич правильно объяснял, что минералы окрашиваются от присутствия окис-лов железа, меди, свинца и других, металлов. Очень ценно было указание ученого о «спутни-ках» руд. Например, он сообщал, что серный и мышьяковый колчеданы сопутствуют золоту, висмут встречается вместе с оловом и т. д.
Книга Ломоносова была первым практическим руководством к поискам руд, основан-ным на строгих научных наблюдениях. Она была разослана по рудникам и оказала большую помощь русским горным мастерам-рудоискателям, открывшим много новых месторождений на Урале, Алтае и в Нерчинском крае.
Однако он не ограничился только практическими сведениями, а считал, что разведчику недр для успеха в работе необходимо знать, как и в каких условиях образовались отыскивае-мые им полезные ископаемые. Поэтому к книге была приложена замечательная работа Ломо-носова «О слоях земных», которая положила начало геологической науке в нашей стране. Ученый изложил в ней свои взгляды на строение земной коры, происхождение горных пород и встречающихся в них окаменелостей и полезных ископаемых, на образование гор, причины перемещения суши и моря и т. д.
Взгляды Ломоносова значительно опередили его время. Так, Михаил Васильевич один из первых понял значение внутренних сил в образовании рельефа Земли.
Во времена Ломоносова многие ученые еще не понимали значения встречающихся в зем-ле окаменелостей — останков животных и растительных организмов. Некоторые ученые считали их «игрой природы» или полагали, что окаменелые раковины животных были зане-сены на сушу во время «всемирного потопа», о котором повествует Библия. Михаил Василь-евич утверждал, что останки вымерших животных встречаются там, где жили эти животные. Если окаменелые морские раковины встречаются на суше, то, значит, эта суша была некогда дном моря.
Ломоносов первый понял, что животные и растения далеких геологических эпох не только сохранились в виде отдельных окаменелых остатков, но и участвовали в образовании некоторых слоев земли, например, пластов каменного угля. Он правильно объяснял образо-вание чернозема, связывая его с накоплением в почве перегноя — остатков отмерших, разла-гающихся растительных и животных организмов. Эта мысль Ломоносова в XIX веке получи-ла развитие в исследованиях чернозема В.В. Докучаевым, основавшим новую науку — поч-воведение.
В то время ученые считали каменный уголь горной породой, пропитавшейся каким-то «угольным соком». Такого мнения придерживались некоторые геологи в начале XIX века. Между тем еще в XVIII веке Ломоносов доказывал, что ископаемый уголь, подобно торфу, образовался из растительных остатков, покрытых впоследствии пластами горных пород. Необходимо отметить, что Ломоносов первый указал на образование нефти из остатков орга-низмов. Эта мысль получила подтверждение и признание только в XX веке.
Через канцелярию Академии наук Ломоносов обращался также и к горнопромышленни-кам с просьбой присылать ему образцы руд. Некоторые из них тотчас же стали собирать кол-лекции минералов и руд на своих участках и отправлять их в Петербург. Преждевременная смерть помешала закончить огромную работу по сбору и обработке минералов нашей страны.
В июне 1764 г. Екатерина II посетила дом Ломоносова и в течение двух часов смотрела «работы мозаичного художества, новоизобретенные Ломоносовым физические инструменты и некоторые физические и химические опыты». При отъезде императрицы Ломоносов подал ей стихи.
Всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы — сутки. О последних годах жизни его рассказывала племянница Матрена Евсеевна «Бывало, сердеч-ный мой, так зачитается да запишется, что целую неделю не пьет, не ест ничего, кроме мар-товского (пива) с куском хлеба и масла». Размышления и пылкость воображения сделали Ло-моносова под старость чрезвычайно рассеянным. Он нередко во время обеда вместо пера, ко-торое по школьной привычке любил класть за ухо, клал ложку, которой хлебал горячее, или утирался своим париком, который снимал с себя, когда принимался за щи.
Но он не был рассеянным кабинетным чудаком. Крупный, позднее полный, и в тоже время быстрый, сильный, нрав имел хоть и добрый, веселый, но крутой, вспыльчивый до ярости. Однажды задумали его ограбить три матроса на Васильевском острове, он пришел в такое негодование, что одного уложил без чувств, другого с разбитым лицом обратил в бег-ство, а третьего решил ограбить сам. Снял с него камзол, штаны, связал узлом и принес «до-бычу» домой.
В конце жизни Ломоносова избрали в почетные члены Стокгольмской и Болонской ака-демий. Став уже признанным, окруженный почетом, привычек своих Ломоносов не менял. Небрежный в одежде, в белой блузе с расстегнутым воротом, в китайском халате, он мог принять и важного сановника, и засидеться с земляком-архангельцем за кружкой холодного пива, ибо «напиток сей жаловал прямо со льду». До конца жизни Ломоносов не переставал помогать родным своим, вызывал их в Петербург и переписывался с ними.
Умер он от весенней простуды. Похороны ученого в Александро-Невской лавре отлича-лись пышностью и многолюдностью.
Статья с сайта tonnel.ru

Великий князь Константин Константинович Романов (1858 – 1915)

Великий князь Константин Константинович Романов. Генерал-адъютант, генерал-от-инфантерии по гвардейской пехоте и по Оренбургскому казачьему войску, присутствующий правительствующего Сената, президент Императорской Российской Академии Наук (с 1889), поэт, командир лейб-гвардии Преображенского полка (1891–1900), главный начальник воен-но-учебных заведений (1900–1910), генерал-инспектор военно-учебных заведений (с 1910). Но этого далеко недостаточно. Великий князь считается одной из самых светлых личностей своей эпохи, и его современники ставили его высоко.
Константин Константинович, внук Николая I, родился 10 [22] августа 1858 в Стрельне. Он получил разностороннее домашнее образование благодаря учителям, среди которых были светлейшие умы того времени – историки С.М. Соловьев, К.Н. Бестужев–Рюмин, музыканты и писатели И.А. Гончаров и Ф.М. Достоевский.
Великого князя готовили к службе во флоте, но здоровье позволило ему провести на море только 8 лет, и в 1882 году его перевели в сухопутное ведомство.
Во время плаванья по Средиземному морю в 1881 году Константин Константинович по-сетил Афон. Он писал, что в беседе со старцем он выразил свое желание «приносить великую пользу в духовном сане». На это старец, по словам К. Романова, ответил: «пока ждет меня иная служба, иные обязанности, а со временем, быть может, Господь благословит намерение. Дай Бог, чтобы сбылись слова святого старца».
В 1900 г. его назначили Главным начальником Военно-учебных заведений, а с 13 марта 1910 года он стал генерал-инспектором Военно-учебных заведений. Под его руководством произвели большую работу по развитию и улучшению обучения в военно-учебных заведени-ях.
Константин Константинович состоял почетным членом всех престижных научных, куль-турных и просветительных обществ. В 1887 г. его избрали почётным членом Императорской Академии наук, а в 1889 назначили её Президентом. По его инициативе при Отделении рус-ского языка и словесности учредили Разряд изящной словесности, по которому в почётные академики избирались известные писатели. Например, в 1900 г. А.П. Чехов и В. Г. Королен-ко, в 1909 – И.А. Бунин. К. Романов Возглавлял комитет по празднованию 100–летия со дня рождения А.С. Пушкина, по его содействию открыли новое здание Зоологического музея в Петербурге. Свои поэтические произведения Великий князь подписывал инициалами «К.Р.». Он издал несколько сборников стихов. Многие из его стихотворений были переложены на музыку. Самое известное из них – романс П.И. Чайковского «Растворил я окно». Стихотво-рение «Колокола» стало одним из излюбленных стихотворений молодежных концертов в за-рубежье. Из-под пера К.Р. вышло несколько поэм, пьеса «Царь Иудейский» и перевод траге-дий Шиллера, Гете и шекспировского «Гамлета». Но особую славу и любовь народа получи-ли стихи великого князя «Умер бедняга в больнице военной». Стихотворение сразу же было переложено на музыку Яковым Пригожим. В исполнении Надежды Плевицкой, оно было за-писано на граммофонную пластинку и разошлось по всей России, а затем и вышло заграницу. Песня стала самой популярной среди солдат Первой мировой войны.
Юрий Никонычев в предисловии к сборнику стихотворений К. Р. пишет следующее: «Не-задолго перед своей свадьбой К.Р. заступил на должность командира роты Измайловского полка. Служа в полку, он проникся сердечным участием к нелегкой службе солдат–измайловцев и написал о них немало превосходных стихотворений, впоследствии составив-ших цикл «Из полковой жизни». Одно из этих стихотворений, «Умер, бедняга», стало вскоре народной песней... сам поэт искренне любил русского солдата, но любил его без надрыва, без ложной, усердно нагнетаемой сентиментальности… Описывая в стихотворении «Умер, бед-няга» существующий неприглядный порядок похорон солдата, когда покойного обряжали в «старый мундир» и отпевали в госпитальной часовне, а потом взвод провожал лишь до пер-вого поворота улицы одинокие дроги с гробом, следовавшие далее до могилы без сопровож-дения, где «люди чужие» предавали останки умершего земле, К.Р. с сердечной болью поведал об этом ритуале, ни словом, ни интонацией не выразив недовольства в стихотворении, пото-му что для него правда жизни, которую он изобразил, значила более, чем собственные гнев-ные осуждения этой правды. Но уже как должностное лицо он предпринял все меры для пе-ресмотра положения о солдатских похоронах. В результате в 1909 году были приняты новые «Правила погребения нижних чинов» — пример уважительного отношения государства к усопшим вне зависимости от их социального статуса и служебного ранга.
Великий князь Константин Константинович скончался 2 июня 1915 года в Павловске. По-хоронен в великокняжеской усыпальнице Петропавловской крепости.

Сто лет под запретом, или злоключения гектографа

Мир вокруг нас стремительно меняется. Ушли пароходы, проводные телефоны, пишущие машинки и множество других технологий, на которых опиралась жизнь людей в прошлом. Сегодня мы расскажем вам о таинственном аппарате-технологии «гектографе», который часто упоминается в истории русского разведчества под именем «шапирограф». Аппарате забытом, но очень полезном. Прочтя статью, попробуйте смастерить этот аппарат в сво-ём отряде и напечатать на нём лагерную или отрядную газету! Печатать можно в цвете!

Рассказать об этом приборе давно просили наши читатели. Но, увы, подготовленная ста-тья несколько лет пролежала в портфеле редакции. Почему – разъяснит небольшой экскурс в историю.
Прибор этот имел множество названий – автограф, мультиграф, полиграф, шапирограф... Самое распространенное – гектограф, что в переводе с греческого языка означает «сто раз пишу». Если верить второму изданию Большой Советской Энциклопедии, придумал его рус-ский изобретатель М.И. Алисов в 1869 году. Запатентованный им прибор мог давать до 150 копий текста или рисунка. Все необходимые материалы для этого можно было свободно ку-пить в аптеке любого уездного городка, а уж собрать – проще простого.
Первыми после патентного ведомства оценили преимущества гектографа многочислен-ные подпольные кружки революционеров-пропагандистов. Они печатали на нем не только листовки и прокламации, но целые брошюры. Это было и дешевле содержания подпольных типографий, и безопаснее – уничтожить при необходимости гектограф дело минуты. Власти спохватились и ввели уголовную ответственность за «незаконное изготовление и хранение гектографов без соответствующего на то разрешения». Но рецепт в те далекие времена был широко известен, и гектографы верно служили революционерам, особенно молодежи, вплоть до февральской революции. В первые годы Советской власти гектографы никто не запрещал, но затем в уголовном кодексе вновь появилась статья, сулящая суровые кары за изготовление, хранение и использование множительной техники, в том числе и гектографов. И лишь не-давно с развитием демократизации нашего общества запрет был снят, и мы можем рассказать вам, как в домашних условиях сделать это интересное устройство. Несмотря на свой более чем столетний возраст, гектограф пригодится многим и в наши дни. Например, для издания школьного рукописного журнала или газеты, печатания пригласительных билетов...
Как же был устроен этот прибор, дважды за последние сто лет попадавший под запрет? До смешного просто. Обыкновенная кювета из металла или фаянса размером чуть больше ли-ста писчей бумаги. Заполнялась она студенистой массой, приготовленной из желатина. На ее поверхность накладывали написанный чернилами оригинал, прокатывали валиком, а затем снимали. Большая часть чернил прилипала к поверхности массы. Затем на неё накладывался чистый лист, прокатывался валиком – и копия готова. Вот и вся множительная техника!
Но как вы догадываетесь, секрет её в рецептах желатиновой массы и специальных чер-нил.
Предлагаем на выбор два рецепта приготовления гектографической массы.
Рецепт первый. Возьмите 10 г желатина и 90 г чистого глицерина. Замочите желатин в холодной воде и продержите его там несколько часов, пока не разбухнет. Затем смешайте его с глицерином и подогревайте смесь на водяной бане или просто в банке, поставленной в ка-стрюлю с водой до тех пор, пока желатин полностью не растворится. Ни в коем случае не до-водите смесь до кипения! Теперь можно заливать смесь в кювету или противень. Смесь лейте небольшой струйкой и с минимальной высоты, иначе внутри массы образуются пузырьки воздуха, а это уже брак.
Рецепт второй посложнее, но качество копий при этом получается лучше. Замочите на сутки в 1 л холодной воды 200 г плиточного столярного клея из костей. Сделать это лучше в большой старой кастрюле. Проследите, чтобы клей не распадался на отдельные куски. В про-цессе набухания хороший столярный клей обычно впитывает воду в пять раз больше соб-ственного веса. Если спустя сутки на поверхности клея еще останется немного воды, удалите ее. Затем налейте в кастрюлю 600 г чистого глицерина. Полученную смесь прогрейте на во-дяной бане, пока её вес не уменьшится до 1000 г. Процесс этот долгий, но не пытайтесь фор-сировать, поставив кастрюлю непосредственно на огонь. Все испортите!
Когда вся лишняя влага выпарится, аккуратно вылейте смесь с небольшой высоты в ло-ток или кювету. Застыв, она должна образовать ровную гладкую поверхность. Если появятся неровности, образованные пузырьками воздуха, не горюйте. Дело поправится. Налейте на поверхность тонким слоем одеколон или этиловый спирт и подожгите. От жары масса на ко-роткое время расплавится, и близкорасположенные к поверхности пузырьки исчезнут.
Теперь перейдем к гектографическим чернилам. Основой для них послужат водные рас-творы анилиновых красителей для тканей. Предлагаем на выбор несколько способов приго-товления чернил разных цветов:
Чёрные – 9 мл воды, 2 г глицерина, 1,7 г нигрозина. Голубые – 8 мл воды, 1 г глицери-на, 1 г анилиновой лазури. Красные – 7 мл воды, 7 г глицерина, 1 г фуксина.
Несложно экспериментально составить рецепты и для других цветов.
Работа на гектографе несложна, но требует аккуратности. Сначала на лист писчей бумаги перьевой ручкой, стеклянным рейсфедером или рапидографом наносится рисунок или текст. Исписанной стороной лист накладывается на гектографическую массу и прокатывается рези-новым валиком аккуратно, чтобы лист не сдвинулся. Затем возьмите лист за край и осторож-но снимите. На поверхности массы остался четкий оттиск оригинала, и можно переходить к тиражированию. Так же аккуратно положите на гектограф лист чистой бумаги и прокатайте валиком. Копия готова.

Не спешите выбрасывать отработанную гектографическую массу. Она вам еще послужит, и не раз. Смойте с нее чернила. Для этого приготовьте смесь из 95 мл воды, 4 мл глицерина и 1 мл спирта или одеколона и намочите в ней мягкий тампон. С лёгким нажимом осторожно протрите тампоном гектографическую массу. А потом выровняйте. Как – вы уже знаете. Если масса уже не отмывается, растопите ее снова на водяной бане и заново залейте в кювету.
Статья из советского и российского журнала для молодёжи
«Юный техник для умелых рук» (приложение к журналу «Юный техник» для среднего и старше-го школьного возраста), №8, 1990, с. 13.
Журналы «Юный техник» и «Юный техник для умелых рук» – кладези материалов для работы с отрядом и стаей. Архив выпусков журнала «ЮТ для умелых рук» доступен по адресу http://publ.lib.ru/ARCHIVES/YU/''YuT_dlya_umelyh_ruk''/_''YuT_dlya_umely...

Разведческая практика. Выживание в лесу

В поход лучше всего идти всем звеном. В крайнем случае вдвоем, но не в одиночку. О том, что брать с собой в однодневный или более длинный поход, говорить не будем. Это изучает-ся в подготовке к 3 разряду.
До выхода в поход безусловно нужно доложить начальству куда идете, каким путем, сколько времени рассчитываете на это, и когда думаете вернуться. Следует указать на карте цель пути. Важно определить направление от лагеря до цели, лучше всего по компасу.
Вообще-то не рекомендуется сходить с тропы. Но даже, идя по тропе можно заблудиться.
В Опыте № 126 (январь 2008 г.) печаталась статья об ориентировании. Там советы не только разведчикам/цам, но и руководителям, как провести некоторые занятия во время по-хода. Приводим некоторые выдержки из нее.
Умение запоминать дорогу
Во время прогулок и походов важно запоминать дорогу, особенно, если по ней нужно возвращаться. Местность может быть однообразной: прерии, кустарник, лес, океанское побе-режье, но именно в таких местах есть что-то выдающееся, какое-нибудь явление, на которое следует обратить внимание. Такие явления называются ориентирами. Ориентир может быть необыкновенной формы куст, дерево или большой камень.
Скаут всегда должен внимательно смотреть на местность и запоминать ориентиры, и если он их крепко держит в памяти, то никогда не заблудится, возвращаясь той же дорогой.
Способы запоминания дороги
Предлагаем несколько упражнений, которые могут скаута научить этому.
1. «Кто лучше помнит?» Идя по незнакомому пути, следует обращать внимание ребят на некоторые ориентиры. Особенно важны такие ориентиры на поворотах или развилках. Ука-жите на десять таких ориентиров на протяжении километра. В конце пути спросите ребят, что они запомнили и в каком порядке, а на обратном пути проверьте точность их памяти.
2. «Запоминать вспять». Посоветуйте идущим запоминать не только ориентир, но и местность, в которой он находится, а также во время похода, посоветуйте оборачиваться и за-поминать пройденную дорогу, т.е. то, что предстоит увидеть на обратном пути.
3. «По отметкам». Этот способ запоминания пути употребляется охотниками и звероло-вами. Идти надо напрямик, через лес, и по пути делать отметки: делать зарубки на уровне глаз, надламывать сучки, связывать пучки травы или тонкие веточки, надевать на веточку клочок мха или гриб, срывать мох на видном месте не дереве, складывать несколько камней кучкой и пр. В конце пути, приблизительно в километр, скажите ребятам, чтобы они пошли обратно по отмеченному пути.
***
Однако, выступив в поход, и пройдя некоторое расстояние, вдруг может показаться, что к цели можно дойти быстрее, если идти напрямик. Особенно это станет важным, когда хочется достичь цели первыми, или выиграть время на купание, игру или отдых.
А сойдя с тропы можно и заблудиться. А если заблудитесь в лесу (забыв применить сове-ты как запоминать дорогу) то, первым делом не паникуйте! Сначала попытайтесь по своим следам вернуться обратно. Если это трудно, то оставайтесь на месте и разработайте план дей-ствия. Не бегайте по лесу без цели – от этого станет хуже. Во-первых, устанете и потратите драгоценные силы, во-вторых, будете ходить по кругу, сами этого не замечая, в-третьих это усложнит поиски, которые наверняка, предпримут те, кому было сказано, куда вы ушли. В таком случае, лучше всего оставаться на месте.
Но если пойдете в поисках пути, то лучше всего растянуться цепочкой, так чтобы вы мог-ли не только видеть, но и слышать друг друга. Время от времени перекликайтесь, лучше все-го свистком, договорившись заранее у кого какой будет сигнал. А также договоритесь, каков будет сигнал: «Идите ко мне!» в том случае, если кто и обнаружит тропу или что-нибудь важное, или если понадобится помощь. Прорепетируйте сигналы, перед тем как выступать в путь.
В любом случае вам поможет правильное ориентирование.
Ориентирование
1. По небесным светилам
• По солнцу при помощи часов. По часам можно установить направление север-юг. Часы нужно держать горизонтально так, чтобы часовая стрелка указывала на солнце. Угол между часовой стрелкой и направление на цифру 12 цифербла-та, разделить пополам. Линия, проходящая из центра часов через середину угла, укажет направление север-юг .
Важно знать, что до 12 часов дня, юг находится справа от солнца, после 12 – слева.
• По луне. Полная луна противостоит солнцу. Значит: в 7:00 часов утра она находится на западе, в полдень на юге, и в 19:00 (7:00 часов вечера) на востоке.
• По звездам. Найдите Большую медведицу. Соедините мысленно две крайние звезды ковша и от них прямо вверх дойдете до Полярной звезды, она всегда на севере.
2. По растительности
Однако в пасмурный день солнца нет, а ночи бывают такие, что не только звезд, но и полной луны не видно, тогда можно ориентироваться по растительности.
• С южной стороны: на деревьях, растущих в открытом месте, ветки длиннее и гуще. Годовые кольца шире на срезах пнях. Созревающие ягоды ярче.
• С северной стороны: на стволах берез больше пятен, мох растет на стволах и пнях, грибы на стволах и пнях, кора темнее и грубее, после дождя стволы сосен чернеют, и смолы выделяется меньше.
3. По насекомым
С южной стороны пня или камня находится муравейник, а также пчелиные гнезда.

К сожалению, ориентирование не поможет, если вы не будете знать в какой стороне ла-герь. Можно постараться найти людей по признакам цивилизации.
• Найдя тропу, внимательно осмотрите ее. Если ветки деревьев бьют в грудь и по поя-су, то это звериная тропа, и она к людям не приведет, но может привести к воде. Тропа, сделанная человеком будет шире, более протоптанная, и может быть с остат-ками следов.
• Если набредёте на ручей, то идите вниз по течению и со временем он приведет к ре-ке, а по берегу реки, доберетесь до цивилизации.
• В лесу много всяких звуков. Остановитесь и прислушайтесь. Можно услышать шум мотора, лай собак, а то и голоса.
• Можно залезть на возвышенность или высокое дерево и осмотреться.

Никогда не следует рисковать жизнью и стараться перейти болота, трясину или крутой обрыв. Такие места лучше обходить. Лучше пройти лишнее расстояние, чем подвергать себя опасности.
Главное – не торопиться. Экономьте силы и делайте все обдуманно. К ночи готовьтесь за-ранее, как только солнце коснется горизонта. Ночлег лучше устроить около ручья или речки, но на сухом открытом месте. Место, обдуваемое ветром, спасет от комаров и кусающих насе-комых.
Надеемся, что у вас с собой будет достаточно запасов воды и еды. А если нет, то следует найти источник воды, до того, как устраиваться на ночлег.
Вода в походе
Надеемся, что вы возьмете с собой большой запас воды. Вода самое главное для выживания. Без пищи можно прожить довольно долго, но без воды нельзя.
В лесу всегда можно найти источник воды: ручьи, ключи, озера. Найти воду помогают растения, так называемые «гигрофиты», (от др.-греч. ὑγρός — влажный + φυτόν — растение). Они отличаются крупными и мясистыми стеблями, листьями яркой окраски. Под такими рас-тениями, сравнительно неглубоко протекают грунтовые воды. В северном полушарии наибо-лее распространенные виды гигрофитов – это аир, тростник, камыш и ползучий лютик.

Аир Тростник Камыш Ползучий лютик
К воде может привести и звериная тропа, и влажная почва. Но если воды нет, то можно ее собрать. Проще всего собирать дождевые капли. Вырыть небольшую ямку и выложить дно широкими листьями.
А что делать, если дождя нет и не предвидится? Тогда можно собрать росу. Росу можно собрать за ночь. Она начинает падать с сумерек. Обмотать палку или толстый прут впитыва-ющей тканью – майкой или полотенцем и опустить ствол в посудину.
Если есть при себе полиэтиленовый пакет, а они просто необходимы в походе, то можно собрать в него испарения от растений. Надеть пакет на ветку кустарника или на стебель, ис-парения будут собираться в пакете, остывать и превращаться в капли воды.
Чтобы собрать испарения из травы следует выкопать на полянке ямку, набросать на дно свежей яркой травы, поставить в центр посуду, сверху все плотно накрыть полиэтиленом и положить в центр камушек. Таким образом, влага, образующаяся на полиэтилене, будет сте-кать прямо в посудину.
Вода не из родника может быть загрязненной. В таком случае ее надо стерилизовать. Ес-ли она мутная, дайте ей отстояться. За это время разведите огонь. Осторожно перелейте воду через несколько слоев бинта или марли в кастрюльку, поставьте на огонь и доведите до ки-пения. Последние опыты доказали, что все микробы уничтожаются при нагревании, так что, даже в горах, достаточно довести воду до кипения, чтобы ее очистить от микроорганизмов.
Надеемся, что провианта вы набрали не на один день, а на несколько, но если вдруг ока-жетесь без пищи, то самая простая и доступная пища в лесу – это ягоды и грибы. Однако нужно хорошо знать одни и другие, чтобы не отравиться. Об этом поговорим следующий раз.
Скм А. Аристова