Журнал скаутских руководителей "Опыт" №158 (январь 2016)

ВложениеРазмер
PDF icon opyt158.pdf2.4 МБ

Загрузите журнал в виде файла PDF с изображениями для чтения и печати по ссылке в начале страницы. Текст, приведённый ниже, не содержит изображений и дан для ознакомления.

СОДЕРЖАНИЕ

Поздравления
От редакции – Скм А. Аристова
VIII Всероссийский слет скаутов-разведчиков «Джамбори Бородино-2016» – Ски И. Арон
Темы для бесед – Редакция
Съезды по скаутизму – Историческая группа «Русская разведка»
Штабс-капитан Василий Малкочи – Скм А. Таурке
Трудные ребята в лагере (продолжение) – Скм Р. Полчанинов
Алексей Петрович Антропов – Ю.А. Пелевин
Анна Андреевна Ахматова – Скм А. Аристова
Сергей Исаевич Уточкин – Энциклопедия – авиация
Австралийская флора – Скм А. Аристова
Библиография о КДР – Скм Р. Полчанинов

«Опыт» – журнал разведческих руководителей, издается Главной Квартирой Организации российских юных разведчиков (ОРЮР).

Редактор журнала – скм. А. Аристова astaristov@gmail.com
Технический редактор, вёрстка – ски. А. Каркач scout@mail.ru
Страница и архив журнала в Интернете: scouts.ru/opyt

Помещаемый в порядке информации материал не обязательно отражает мнение или установки руководства ОРЮР. Редакция оставляет за собой право не помещать присланный материал.
«Опыт» выходит четыре раза в год: 1 января, 1 апреля, 1 июля и 1 октября. Просьба присылать материал за месяц до выпуска очередного номера.

Главная Квартира ОРЮР
№ 158, январь 2016 г.

© SGPA 2015

Редакция «Опыта» сердечно поздравляет всех дорогих руководителей, членов организации и друзей с праздниками Рождества Христова
и желает доброго здоровья, весёлого духа и счастливой разведки в Новом году!

От редакции
Недель шесть тому назад, заглянув в ящик «Опыта», я убедилась, что он пуст. На мой призыв к нашим руководительницам в прошлом номере написать о себе никто не откликнулся. Веро-ятно, сработал закон: «Разведчица скромна» и надо подыскивать что-то самой.
В таких случаях я начинаю с юбилейных дат. И, нашла целый ряд выдающихся русских деятелей. Прилагаем три биографических очерка: Антропов, Ахматова и Уточкин. Это части-цы русской культуры. А свою культуру нам важно знать, чтобы понимать, кто мы.
У нас в ОРЮР и НОРС хорошо поставлена практика. Лагеря, бивуаки проводятся отлично и пользуются успехом. «Опыта» для этого не нужно, материала на эту тему много. А вот что касается русской культуры, то она за рубежом хромает. В России разведчики и разведчицы окружены русской культурой, за границей дело обстоит сложнее. По-русски говорится только дома, и то далеко не у всех. В школе изучается культура той страны, где живут. Русская культура же преподносится дома, в приходских школах, и… у скаутов. Знания истории требуют наши разряды. Сдающие зазубривают имена и числа, не вникая в суть дела, лишь бы сдать. И получается: «Александр Донской» и «Дмитрий Невский». А что с ними связано – не запоминалось… Кто-то кого-то, где-то победил. Почему? Давно было. Нас не касается. Поэтому в «Опыте» мы стараемся привести очерки о великих русских деятелях в таком виде, чтобы очерк можно было прочитать во время беседы и обсудить. Обсудить, что сделал этот человек для своей страны, какой вклад он/она внес в русскую культуру.
В биографии Антропова вы прочитаете, как раньше писались портреты великих особ. Ка-кую роль играла живопись в те времена, когда не было фотоаппаратов. Оказывается, Антро-пов первым ввел реализм в живопись.
Анна Андреевна Ахматова – одна из крупнейших поэтов XX века. Прочитайте, что она говорит о себе. У нас в «Опыте» не принято печатать стихи, не связанные со скаутами, найти их для беседы вы сможете сами, но об Ахматовой поговорить стоит. Боюсь, что у нас за гра-ницей мало кто из разведчиков или разведчиц знает, кто такая Ахматова.
И как не познакомиться с жизнью Уточкина, рано погибшего храбрейшего спортсмена, авиатора, конструктора России, стоявшего на пороге авиации? В очерке о нем много цитат из произведений Куприна – известного писателя начала XX века, близкого друга Уточкина.
Помещаем биографию одного из первых скаутских руководителей и сподвижника ОИП – Малкочи. Интересный человек, один из первых скаутов. На Дне памяти верных слышим, что он «пал в бою с немцами», а больше нам ничего не известно. В каждой биографии есть что-то отражающее быт времени. Так, автор, Скм Александр Таурке, объясняет, что такое «вольноопределяющийся». Мой отец был вольноопределяющимся, и я думала, что это вроде добровольца, а оказывается, не совсем так. Скм Таурке объясняет и историю Георгиевского креста.
Не раз просили австралийцев написать больше об их лагерях, об их уникальной природе. От руководителя я получила перечень австралийских животных. Но мы сами знаем, что там водятся сумчатые кенгуру и коала и эвкалипты растут… Пришлось поехать самой посмотреть, что там еще есть. Природа меня удивила! Думая о кенгуру и коалах, мы забываем об уникальном растительном мире Австралии. А он такой же невероятный, как и животный мир. Делюсь тем, что видела в маленьком уголке Австралии – в Сиднее.
Не закрыта тема о трудных ребятах, и как вы с ними справлялись. Тут спешит на помощь Слава Полчанинов, очерк которого и помещаем. Спасибо!
Пришел на помощь с материалом и вышеупомянутый Саша Таурке. Он готовит брошюру о людях в списке Дня памяти верных. Список длинный. Раньше на Дне памяти верных при-сутствовали люди, которые знали самых первых в списке, а теперь их уже и нет, и узнать об этих первых можно только из печати. Саша предлагает свои очерки для «Опыта». Спасибо!
Начало поминальных списков во всех отделах одинаковое, но в каждой дружине есть свои потери. Напишите о ваших скаутах, ушедших в лучший мир. Поделитесь!
Жду материала и заранее благодарю!
А. Аристова
VIII Всероссийский
слет скаутов-разведчиков
«Джамбори Бородино-2016»
Летом 2016 года при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Государственного Бородинского военно-исторического музея–заповедника «Бородинское поле» и Российского военно–исторического общества состоится самое долгожданное событие скаутского мира – VIII Всероссийский слет скаутов-разведчиков «Джамбори Бородино–2016»!
С 20 июля по 2 августа 2016 года историческое место Бородинского сражения примет бо-лее 3000 представителей из большинства регионов Российской Федерации и десятка зарубеж-ных стран. Возможности Бородинского музея–заповедника позволят участникам познако-миться с историей Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны 1941–1945 года. Программа слета помимо важной исторической составляющей включает образова-тельную, духовную, международную и социально-полезную деятельность.
Элементы истории будут тонкой нитью проходить через все атрибуты Джамбори, начиная от названия подлагерей и заканчивая активитетами и мастерскими. Участникам слета выпадет замечательный шанс окунуться во времена гусарской жизни и почувствовать себя кавалером или дамой XIX века. Скауты смогут изучить особенности жизни современников героев, о которой так мастерски писал Лев Толстой в своем великом романе «Война и Мир».
Подлагерям даны названия «Гусары», «Егеря», «Кирасиры», «Драгуны», «Гренадеры», «Канониры». Таким образом, поляна под Бородино на пару недель вновь станет пристанищем различных видов войск российской армии того времени, благо, лишь для игры.
Духовная программа будет основана на личностном развитии через приобщение к духов-ным ценностям (освящение лагеря, организация работы полевого храма, День памяти Верных, литургия, знакомство с местами героического подвига).
Программа Джамбори начнется с центра Москвы. Двухдневная городская программа «Москва – сердце России» организована для того, чтобы скауты из других регионов и стран познакомились с российской столицей. Планируется торжественное построение и парад в Парке Победы на Поклонной Горе, а также молебен в Храме Христа Спасителя. Для ознаком-ления с городом и его историей будет проведена «Большая Георгиевская Игра» – историко–краеведческий приключенческий «квест». В одном из парков Москвы откроется благотвори-тельная ярмарка «Доброе дело» и состоится пресс-конференция о Джамбори. Свободное вре-мя участники слета смогут посвятить посещению музеев, парков и прогулкам по городу.
На поляне общим элементом всех подлагерей станут активитеты – программы, рассчитан-ные на участие всего подлагеря. «Лесной патруль» представляет собой практическую отра-ботку действий по охране леса от пожаров. Социальный активитет направлен на проведение добрых дел и решение социальных проблем силами скаутов. Активитет «Бородинское поле» включает экскурсию по Государственному Бородинскому военно–историческому музею–заповеднику, в ходе которой скауты узнают об истории Отечественной Войны 1812 года и Битве за Москву зимой 1941 года, а также познакомятся с укреплениями и памятными места-ми Бородинского поля. В ходе «Квеста» каждый скаут-разведчик станет непосредственным участником исторического события. Участники перенесутся в 1812 год и будут взаимодей-ствовать с персонажами времен Бородинского сражения. «Технопарк» познакомит участников с законами физики, химии, механики через непосредственное участие в создании механизмов!
Помимо ежедневных активитетов скауты поучаствуют в фестивале мастерских и програм-ме «Специальности скаута» и изучат одну или несколько скаутских специальностей. Будут доступны мастерские: Этнический, Исторический, Технологический, Пресс-Центр, Спортив-ный (включая Центр ГТО), Экстремальный, Выживание, Игротехника и другие.
Ски Ирина Арон, команда организаторов Джамбори «Бородино–2016»
Регистрация участников и контактная информация – на сайте jamboree.ru
Темы для бесед
300 лет тому назад
25  1716 г.  , . (см. очерк).
290 лет тому назад
9  1726 г.    в С.–Петербурге.
230 лет тому назад
14  1786 г.  Август Августович Монферран, ,   .
190 лет тому назад
15 января 1826 г. родился Михаил Евграфович –. (Настоящая фамилия Салтыков, псевдоним – Николай Щедрин. Писатель, журналист, редактор журнала «Отече-ственные записки», вице-губернатор Рязанской и Тверской губерний. Особенной популярно-стью пользовались его сатирические сказки.
100 лет тому назад
8–12 января 1916 г. (ст. стиль) общество « »      (см. очерк).
13  1916 г.   ,     (см. очерк).
50 лет тому назад
3  1966 г.     величайшая русская поэтесса (см. очерк).

Кунсткамера в Санкт-Петербурге – первый музей России, учреждённый императором Петром I. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук 
Съезды по скаутизму
Первый съезд представителей скаутских организаций и лиц, интересующихся скаутиз-мом, прошел в Санкт-Петербурге 27–30 декабря 1915 г. Нельзя сказать, что был он достаточно представительным. Возможно, это объясняется тем, что разрешение на его проведение было получено организаторами всего лишь за несколько дней до открытия съезда. И все же 49 его участников поработали неплохо. Делегаты заслушали несколько докладов по наиболее инте-ресующим вопросам: «Цели и задачи скаутизма в России», «Этические основы скаутизма», «Взаимоотношения семьи, школы и организаций скаутов», «Сущность и задачи скаутизма», «Суд чести», «Отряды скаутов и их организация», «Руководители скаутизма и подготовка инструкторов», «Скаутизм и семья», «Организация обществ содействия юным разведчикам», «Лагерная жизнь и походы скаутов», «Физические занятия скаутов и спорт», «Рыцарство и скаутизм». Съезд открылся 27 декабря в 14.00 в канцелярии В.Н. Воейкова. Помощник Глав-нонаблюдающего В.И. Срезневский («старейший педагог России») зачитал его приветствие и сделал вступление. В президиуме съезда в тот день были: тайный советник В.И. Срезневский, член Государственной думы Е.П. Ковалевский, профессор С.И. Зольский, доктор В.В. Гориневский, вице-адмирал И.Ф. Бострем. Съезд направил приветствия В.Н. Воейкову, О.И. Пантюхову, а также Р. Баден-Пауэллу: «Первый русский съезд по скаутизму, открывая свои занятия в Петрограде, шлет Вам, как инициатору гениальной идеи воспитания юношества и в лице Вашем всем английским братьям-скаутам свой низкий русский поклон и сердечный привет. Одновременно с этим желаем полного успеха доблестной английской армии в ее борьбе с нашим общим врагом». В тот день больше говорилось об общих проблемах движения. Отмечалось, что идея детской организации была сильно скомпрометирована «барабанным патриотизмом «потешных», что скаутов иногда называют также «потешными», социалистами и даже масонами.
29 декабря съезд посетил В. Воейков. Он передал делегатам благодарность Николая II за «повергнутые участниками съезда к стопам Его Величества верноподданнические чувства», выразил надежду царя на плодотворную работу и пожелал успеха развитию скаутизма в Рос-сии.
Делегаты приняли почти три десятка резолюций, в которых были отражены разнообраз-ные проблемы движения и организации. Весьма условно резолюции можно разделить на три основных группы: общие, организационные и педагогические. К первым мы относим следу-ющие решения: объединить все отдельные общества в один Всероссийский союз при местной автономии; в основу Устава скаутских организаций положить «Устав обществ физического развития», но с обязательным отговариванием особой цели и задач; просить Войкова собрать сведения обо всех скаутских организациях; просить его же направить Р. Фернберга в поездку по стране для более тесного ознакомления с постановкой дела на местах; обратиться к мини-стерствам и ведомствам с просьбой разрешить детям организовывать свои отряды, содейство-вать делу скаутизма. Обсуждение организационных вопросов завершилось принятием следу-ющих резолюций: специальной комиссии под руководством И.Ф. Бострема разработать мето-дические рекомендации по организации отряда, получению знаков специальностей, испыта-ниям на II и I разряды, на Старшего звена, начальника отделения; по разработанным комиссией программам приступить к подготовке инструкторов, а позднее – к изучению основ скаутизма в Центральном Гимнастическом институте; допустить существование «Судов чести» там, где они уже созданы, но впредь воздерживаться от создания новых; признать желательным издание печатного органа Комитета Общества; переиздать адаптированный вариант книги Баден-Пауэлла; издать пособия для Старшего звена и скаута-одиночки; издать труды I съезда. Принципиальное значение имело принятие текстов «Молитвы», законов, заповедей скаутов, свода обычаев.
Вопросов воспитания можно выделить немного. Резюмируя их обсуждение, участники съезда рекомендовали: физические упражнения скаутам делать только на природе; использо-вать «естественную» систему гимнастических упражнений Эбера; в спортивных играх отда-вать предпочтение ручному мячу перед футболом. И еще очень весомый пункт – недопустимо занимать скаутов в качестве украшения в различных мероприятиях.
На съезде была образована специальная комиссия при Комитете Общества «Русский Ска-ут» для разработки отдельных сложных вопросов в период до следующего съезда. Движение нуждалось в программах обучения инструкторов, программах по ручному труду; необходимо было создать положение о «Суде чести»; требовалось подготовить к обсуждению вопросы о «дне доброго рыцаря», «дне младшего товарища», о форме, о созыве очередного съезда в Ки-еве, о «Железном законе».
    ,   24 ,     - ,       4 «» (   ): ,  ,   .      10  (  ),  –  ,   .          ,  «   , ,  ,   ,        ,    ,      » («  .     », , 1916).   -   1916 ..   1917 .   ,   . ,  20000   115–120 .
Историческая группа «Русская разведка»
ВКонтакте: https://vk.com/club12078763

Штабс-капитан Василий Малкочи
Погиб в бою с немцами в 1914г.

Один из наших первых руководителей, Василий Дмитриевич Малкочи, штабс-капитан Российской императорской армии, отличался неколебимой преданностью Родине, отменным мужеством и любовью к детям.
Василий Дмитриевич родился 18-го октября 1881 г. в семье однодворцев Белецкого уезда Бессарабской губернии. Тогда «однодворцами» в Российской империи назывались государ-ственные крестьяне (не крепостные), которые, наподобие казаков, жили на южных границах России. После присоединения Бессарабии к России в 1812 г., по закону, принятому еще в 1847 г., многих местных жителей зачислили в однодворцы. Среди них, судя по фамилии, были и предки нашего Василия Дмитриевича.
Однодворцы – как и дворяне – имели право поступать на военную службу добровольно, если имели нужное образование (как минимум, шесть лет обучения). В этом было отличие от остальной массы населения, среди которой, после установления всеобщей воинской повинности в 1874 г., люди призывались по жребию.

Штабс-капитан Малкочи
Такие добровольцы назывались вольноопределяющимися, и имели некоторые льготы, ко-торых простые рядовые не имели. К примеру, вольноопределяющиеся служили более короткий срок на военной службе и могли выбрать род войск. Более того, понятие «вольноопределяющийся» стало как бы своеобразным воинским званием, и обращение к та-ковым было более мягкое, чем к простым рядовым. Офицеры считали хорошим тоном обращаться к вольноопределяющимся на «вы» и говорить им «господин», хотя этого и не требовал воинский устав. К тому же, вольноопределяющийся имел более легкий доступ к офицерскому званию.
Когда Василию было почти 18 лет, он решил отбыть свою воинскую повинность именно вольноопределяющимся. Кроме остальных льгот, вольноопределяющиеся также имели право на поступление в юнкерское училище и этим образом могли продолжить свое образование на казенный счет. Наверное, это и явилось одной из причин решения Василия, так как после того, как поступил рядовым-вольноопределяющимся в 53-й Волынский полк 10-го сентября 1899 г., через его уже зачислили в Одесское пехотное юнкерское училище.
К тому времени обязательную службу вольноопределяющихся сократили на два года и Василий 8-го августа 1901 г. окончил ее и был уволен в запас. Так как Василий покинул учи-лище, пройдя только лишь младший класс (полный курс был двухлетним), то производство в офицеры стало невозможным. Он вернулся в гражданскую жизнь. Однако судьба решила иначе.
9 февраля 1904 г., японцы без объявления войны напали на русский флот в Порт-Артуре (нынче Далянь в Китае) который, в конце XIX столетия, Китай был вынужден отдать России в аренду. Началась Русско-японская война. Удача не повернулась в сторону России. Несмотря на героизм русских войск стратегическая неподготовленность к войне, огромные расстояния и техническая слабость России привели к неудаче.
Василия, бывшего тогда в запасе, мобилизовали как рядового в его 53-й Волынский полк и совместно с полком отправили на фронт. Полк в составе 14-ой пехотной дивизии прибыл в Маньчжурию только в ноябре 1904 г. Первоначально занял оборонительные позиции и в начале 1905-го года принял участие в контрнаступлении на селение Сандепу. В этом сраже-нии 53-й полк проявил себя блестяще, решительной атакой захватив несколько важных воен-ных объектов. Однако японцы, правда, с большими потерями, отбили наступление, и отбро-сили русских к Мукдену (нынче Шеньян).
В наступательных и оборонительных боях под Сандепу молодой унтер-офицер Малкочи проявил исключительную храбрость. Всего лишь за несколько месяцев он получил все четыре степени солдатского Георгиевского креста.
«Егорий», как награду называли солдаты, был учрежден как высшая награда для нижних чинов и был причислен к Ордену Святого Георгия (который выдавался только офицерам). Награда давалась за боевые заслуги и за храбрость, проявленную против неприятеля. За всю столетнюю историю этой награды только всего около двух тысяч воинов были полными кавалерами – то есть, получили все четыре степени его.

В.Д. Малкочи с Георгиевским
крестом
Солдат, ставши полным кавалером Георгиевского креста, автоматически производился в офицеры и 29 января 1905 г. Василий Дмитриевич получил первый офицерский чин – зауряд-прапорщика.
19 февраля 1905 г. под Мукденом началось решающее сражение, в котором 53-й полк принял стратегическое участие. И вот тут молодому прапорщику не повезло – 24 февраля его тяжело ранили в ногу и эвакуировали в тыл.
После долгой реабилитации Василий Дмитриевич остался в строю, но хромал потом всю жизнь. 10 августа 1906 г. произведен в подпоручики и назначен плац-адъютантом (то есть, администратором комендатуры) Царскосельскому комендантскому управлению. Вот там он и заинтересовался работой с молодежью.
Дело в том, что одной из причин проигрыша в Русско-японской войне считалась неподготовленность молодежи к физическим и моральным стрессам военных действий. В начале ХХ века образовались два, до некоторой степени, сопернических молодежных движения – скаутов и т.н. потешных. Потешные появились в 1908 г. в Одесском округе. Они занимались военным строем, пением, приемами с деревянным оружием. Движение быстро разрослось и получило гораздо более основательную поддержку со стороны правительственных кругов, чем скауты. Да и не удивительно: ведь военная муштра гораздо проще и понятнее, чем более глубокая воспитательная скаутская методика.

О.И. Пантюхов (слева) и В.Д. Малкочи с разведчиками
Поручик Малкочи стал отличным руководителем потешных. О нем говорили, что он за-нимался с детьми с особой любовью и дети его любили. Когда же он познакомился со штабс-капитаном Пантюховым, то сразу перешел к скаутам и стал его помощником. Благодаря Василию Дмитриевичу гимнастическое общество «Луч» разрешило проводить занятии с разведчиками в своем помещении. С Олегом Ивановичем он сотрудничал до своего перевода в 27-й Сибирский стрелковый полк 11 ноября 1911 г. Там он продолжал работать с детьми в движении потешных, где и подготовил их к большому параду в честь столетия победы 1812 года. В Сибири же его произвели в штабс-капитаны 28 октября 1913 г.
28 июля 1914 г. началась Первая мировая война. Русские военные силы ворвались в Пруссию, но из-за ошибок командования были вынуждены отступить. Сибиряки, в числе которых находился полк штабс-капитана Малкочи, бросились на выручку. 5 сентября 1914 г. подразделение полка заняло деревню Гуттен. Немцы перешли в отчаянную контратаку и отбросили русских. И вот в этом сражении, под деревней Гуттен, был убит в бою штабс-капитан Василий Малкочи.
Василий Дмитриевич был скаутским руководителем короткое время, но мы будем его помнить как героя и как одного из первых сподвижников основоположника нашего движения.
Составил скм. Александр Таурке

Трудные ребята в лагере
(продолжение темы)
В своём письме от 14 января 2015 г., которое о. Ярослав Беликов разослал всем руководите-лям Зарубежной ОРЮР, он поднял очень важный вопрос о трудных ребятах в лагере. Хоть в Опыте №155 за апрель 2015 г. напечатано несколько откликов, я всё же решил поделиться и своим опытом.
У нас в Югославии таких проблем не было, так как в лагерь ехали ребята, которые всю зиму посещали сборы звеньев, и трудных ребят среди них не могло быть. Бывали случаи, ко-гда в лагерь приезжали новички и трудности с ними могли быть, но я такого не помню.
В лагере дружины «Царское Село» трудные ребята бывали. Помню, одного такого хотели послать домой. За что именно, не помню. Знаю только, что за него заступился Я. Михеев, ко-торый рассказал, что у него был в Австрии подобный случай, но ему удалось перевоспитать этого ребенка. Отец Ярослав считает, что перевоспитать таких ребят невозможно и что «с возрастом дело становится хуже». Было бы очень важно узнать, как это Я. Михееву удалось всё же перевоспитать одного из трудных. Просим поделиться опытом.
Был ли этот парнишка действительно трудным, или не очень, тоже сейчас вспомнить не могу. Зато мне хорошо запомнился другой случай в лагере дружины «Царское Село» с дей-ствительно трудным ребёнком. Мальчишка делал всё наоборот и отрицательно влиял на сола-герников. Футболку он надевал так, чтобы знак ОРЮР был у него на спине, когда командова-ли направо, он поворачивался налево и кое-кому, из лагерников импонировал. Помню, что Рита Сувалова потребовала отправить его домой, и его отправили. Думаю, что это решение правильное.
Помню, как в том же лагере один трудный лагерник оскорбил новичка и тогда дело раз-бирал Лазарь Джурджинович, которому даже пришлось написать письмо с извинениями ро-дителям пострадавшего. Другого выхода не было.
Однако и среди приезжавших родителей бывали «трудные», создававшие в лагере разного рода проблемы. Теперь, как я понимаю, родителям предлагается посещение лагеря только один раз в воскресенье. В 2014 г. это выпало на 20 июля. Думаю, что это правильный выход из положения.
В условиях лагерей дружины «Царское Село», мне кажется, что мы не можем избежать риска. Интересно, что думают читатели ВеРу И Опыта, и какой у них опыт.
Бывает, что в лагере появляются не трудные ребята, а скажем, трудные обстоятельства. Об этом бы тоже следовало поговорить.
Помню, дело было в 1942 г. в лагере в Свидере около Варшавы. Лагерь не был разведче-ским, и там были не только ребята, которые были в подпольной дружине и регулярно посещали сборы в Доме молодёжи, а всякие. Лагерь устраивал Русский комитет для русских детей, и желающим не было отказа.
Однажды один наш разведчик обратил моё внимание, что среди ребят пошло стихотворе-ние «Старый барабанщик» с очень привлекательным началом и совершенно неприличным продолжением. Первые две строчки, как бы напоминали барабанную дробь.
Старрррый барабанщик, старрррый барабанщик
Крепко спал, крепко спал.
Он проснулся, перевернулся……

Мне не было известно ни кто начал, ни кто подхватил. Искать виноватых и делать из мухи слона я не хотел, а придумал нетрудный и благополучный выход. Надо было сохранить привлекательные строчки и заменит непристойности чем-то приемлемым. Начало получилось речитативом, а последняя строчка на распев. Получилось так:
Старрррый барабанщик, старрррый барабанщик
Крепко спал, крепко спал.
Он проснулся, перевернулся, отбарабанил и сказал:
Все мы барабаним, только толку нет.

В Германии в 1940-х годах старый барабанщик пользовался популярностью, не знаю как сейчас.
Второй, подобный случай был у меня в лагере в Баварии в 1950 г. Кто-то из ребят запел пиратскую песню. Она всем понравилась, но в ней были такие слова:
Корабли мы грабим ловко,
Золото храним в горах.
И за братскою попойкой
Пропиваем в кабаках.

Песенку пели ребята, конечно не у костра, понимая, что она для разведческого костра не подходит, и немало удивились, когда я предложил спеть её у костра. Запели, спели про кабак, и тут я остановил ребят и сказал, что я не против этой песни, но мне бы не хотелось, чтобы вы, вернувшись из лагеря домой, пели про кабаки. Я предложил другие слова:
Корабли мы грабим ловко,
Золото храним в горах,
И купцам и мореходам
Всюду нагоняем страх.

Ребятам мои слова понравились, и мы стали петь пиратскую песню по-новому. Не знаю, поется ли она и сейчас в лагерях, но, когда моя дочь была в конце 1950-х в лагерях ОРЮР, её именно так пели, и никто не знал настоящих слов.
Говорят, что из песни слова не выкинешь. Так оно было с любимой песней Славы Пелип-ца «Шёл вахмистр с похода, зашёл в пивной кабак, сел вахмистр у входа, давай курить табак». Помню, я сказал Славе, что эта песня немножко не соответствует разведческому духу, но он со мной не согласился.
А вот из этой песни, мне удалось выкинуть слова. Была такая у нас казачья песня:
В 93-м годе манёвры начались,
И шли донцы походом, чтоб Вислу переплыть.
На той сторонке Вислы поставлен был буфет
Вина и водки вдоволь….

Этот куплет я выкинул, и многие певшие эту песню у нас в лагерях и не подозревали о его существовании.
Последний пример подобной переделки был сделан не мной и не в ОРЮР, а в НОРР. Точно помню, что это было в конце 1938 или в 1939 г. в журнале «Часовой». На слова:
От зари до зари, чуть зажгут фонари,
Вереницей студенты шатаются.
С припевом:
Через тумбу, тумбу, раз,
Через тумбу, тумбу, два,
Через тумбу, тумбу, три, спотыкаются.

Песню придумали в лагере НОРР во Франции:
Там где речка Буре, в океан море,
При разливах его низвергается,
Там палатки стоят, там по-русски говорят,
И трёхцветный наш флаг развивается.
Припев:
Вот так штука, ха-ха-ха, (4 раза)
Вот так штука, ха-ха-ха развивается.

От зари до зари, чуть зажгут фонари,
Возле кухни дежурные шляются.
Ко всему, что в ней есть, чтобы можно подъесть,
Что-нибудь, не Бог весть подбираются.

Припев:
А с утра под посоха, в воздаяние греха
Вот так штука ха-ха-ха выставляются.

Меня немножко покоробило, что русский флаг развивается под припев ха-ха-ха, и наказание «под посох». В армии солдат наказывали, ставя их под ружье, но такое наказание у нас в лагерях не применялось. Вопрос наказаний в лагере отдельная тема, и о ней можно бы было поговорить в другой раз.
Скм Р. Полчанинов

Вожатская неделя Утренний осмотр
Рисунки Севы Селивановского

Алексей Петрович Антропов
(1716 – 1795 г.)
А. П. Антропов родился 25 марта 1716 г. в семье «слесарного мастера» Оружейной палаты. С 1732 г. он состоял на службе в «живописной команде» Канцелярии от строений. Многие годы провел под началом известного художника Ивана Вишнякова и в конце 1750-х годов получил звание живописного мастера. В команде И.Я. Вишнякова работал над декорированием дворцов и соборов, принимал участие в росписи Летнего, Зимнего, Аничкова, Петергофского и Екатерининского дворцов.
В 1752 г. его послали в Киев для исполнения живописных работ в соборе Андрея Первозванного. Под его руководством установлен иконостас, изготовленный в Петербурге. Также вместе с артелью мастеров он расписывал купол и стены церкви.
К ранним станковым произведениям Антропова относятся портрет императрицы Елизаветы Петровны (ГРМ).

Антропов А.П. Портрет императрицы Елизаветы Петровны
Подобные официозные изображения августейших особ исполнялись обычно с установленного и апробированного «образца». Например, портреты великого князя Петра Федоровича (1753, ГРМ) и великой княгини Екатерины Алексеевны (1753, ГРМ) Антропов писал с «живописных образцов» Г.-Х. Грота. Согласно традициям русского XVIII века, это прямое заимствование вовсе не умаляло авторского достоинства копииста, который подписывал работу своим именем. Задача не была чисто формальной: художник мог предложить новую интерпретацию классического образа. В то время в России копирование чужих произведений было профессиональной школой изучения приемов живописного мастерства.
Покинув в 1755 г. Киев, Антропов приезжает в Москву, где с «командою» расписывает плафоны Головинского дворца. Этими трудами он составил себе репутацию искусного мастера — в 1757 г. получает аттестат от Московской гофинтендантской конторы, удостоверяющий его квалификацию живописца.
В 1758 г. с прибытием в Петербург начинается новый этап его творчества. Он поступает в обучение портретному искусству к Пьетро Ротари — итальянскому художнику при дворе Елизаветы Петровны. Обучение строилось как это было принято в середине ХVIII века: уче-ник копировал манеру своего учителя и участвовал вместе с ним в выполнении живописных заказов, получая от него советы и наставления. Известна антроповская копия с портрета великой княгини Екатерины Алексеевны (конец 1750-х гг. ГТГ) работы П. Ротари. Итальянский мастер был доволен своим учеником и даже называл его «лучшим живописцем России». Вполне убедительно предположение И. М. Сахаровой, что знаменитый портрет А. М. Измайловой (1759, ГТГ) стал своего рода экзаменом на звание портретиста по окончании учебы у придворного маэстро.
Портрет посетившего Петербург грузинского царя Теймураза Николаевича, весьма удач-но написанный, завоевал художнику солидную репутацию в высших кругах — к нему весьма охотно стала обращаться с заказами петербургская знать.
По рекомендации Антропов был в 1761 г. определен в Святейший Синод живописцем и ревизором иконного писания. В его обязанности входило наблюдение за иконописцами. С конца 1750-х годов можно говорить о начале самостоятельного художественного пути Антропова — портретиста. Расцвет его творчества приходится на 60-е годы, когда он создал свои лучшие полотна, портреты: М. А. Румянцевой (1764, ГРМ), В.В. Фермора (1765, НИМ РАХ), А. В. Бутурлиной (1763, ГТГ), Д. И. Бутурлина (1763, ГТГ) и портрет неизвест-ной (1760-е гг., ГТГ). Во всех этих произведениях художник предельно точно фиксирует их внешность.
В портретной манере Антропова на протяжении всех периодов его творчества чувствует-ся влияние старых живописных традиций конца XVII — начала XVIII вв. Связь с техникой иконы и парсуны (парсуна - ранний «примитивный» жанр портрета) очевидна во многих его произведениях. Особенно показателен портрет атамана Ф. И. Краснощекова (1761, ГРМ), напоминающий одновременно парсуну и украинский портрет. Выполнение церковных работ в Киеве могло только укрепить эти живописные склонности, так как на Украине вплоть до середины ХVIII века были сильны иконно-парсунные) традиции. К тому же не следует забы-вать, что. Антропов всю свою жизнь писал иконы.

Антропов А.П. Портрет А.Л. Апраксиной
Подобная направленность сказалась на целом ряде работ Антропова, например, на портрете А. Л. Апраксиной (конец 1750-х гг., Гос. музей А.С. Пушкина), а также на многочисленных портретах духовных лиц, которых ему часто приходилось писать. Живописные качества работ Антропова, восходящие к парсуне, выразились в застылости поз, условно-объемной моделировке головы, приближенности лица к первому плану, глухом нейтральном фоне, тщательной, но при этом часто плоскостной прописанности аксессуаров, традиционном иконном сочетании красного и зеленого, желтого и голубого цветов.
В 1762 г. после восшествия на престол Петра III, Святейший Синод поручает Антропову парадный портрет нового императора. Появилась реальная возможность заявить о себе при царском дворе. Антропов пишет эскиз к портрету Петра III (1762, ГТГ) и три больших парадных портрета. Однако новый император был свергнут своей женой, будущей императрицей Екатериной II. Она не собиралась предоставлять место при дворе художнику, запечатлевшему образ ее ненавистного супруга. Государыня приблизила датского живописца Вигилиуса Эриксена, а позднее — Стефано Торелли. Как живописцы они были сильнее Антропова.
Однако Екатерина II привлекла Антропова к важным государственным делам. Его под-ключили к работам по подготовке коронационных торжеств. В числе других «казенных ма-стеров» его отправили в Москву для запечатления эпизодов коронации. Сроки были мини-мальными, и потому «понуждать живописцев» было поручено специально выделенному по-ручику лейб-гвардии. Антропов написал восемь портретов -транспарантов Екатерины II для всех четырех триумфальных ворот, поставленных в разных частях города. В подмастерьях у Антропова был Дмитрий Левицкий — в будущем крупнейший отечественный портретист столетия.
Праздничные полотна, выставленные для москвичей, которые с их помощью могли уви-деть лицо своей императрицы, быстро обветшали и пропали. Представление о них можно со-ставить по эскизу, попавшему в Третьяковскую галерею (Портрет Екатерины II. Эскиз. 1762, ГТГ). Скорее всего, он получил высочайшую «апробацию», так как императрица просматри-вала все архитектурные чертежи ворот и эскизы всех изображений, связанных с торжествами.
В 1760-е годы Антропов сделал достаточно много копийных портретов царицы с ориги-налов иностранных художников. Например, портрет Екатерины II (1766, ГРМ) — копия с ра-боты С. Торелли, и портрет императрицы (1766, Новгородский музей), написанный с ориги-нала Ф. С. Рокотова.
У художника, как и у других русских живописцев XVIII столетия, портретный образ вы-ступает прежде всего, как символ определенного сословного положения изображаемого — портрет человека превращается в социальный знак. Антропов создает портреты, по которым можно безошибочно судить об общественном статусе заказчика, о его должности, материаль-ном преуспевании; награды говорят о его успехах по службе.
В 1770–1780-х годах творческие силы Антропова идут на спад. В последний период он все меньше работает с натуры, но создает много икон. До конца своих дней мастер писал об-раза «для поднесения высочайшим особам». Синод возлагает на него различные поручения, связанные не только с контролем над иконописцами, но и его командируют в Москву для осмотра кремлевских соборов. В 1789 году он передает свой собственный дом Приказу Общественного призрения для устройства в нем народного училища. Его учениками были П.С. Дрождин и Д.Г. Левицкий. Мастер передавал своим ученикам, прежде всего преданность натурной правде. Однако, как замечает Александр Бенуа: «А.П. Антропов действительно мог выучить первого нашего большого мастера Левицкого приемам, как справляться с тканями, мебелью и отчасти даже лицом, но в то же время эти вещи обнаруживают чисто российскую наклонность к черноте, к желтому, оливковому тону, вполне объяснимую в художнике, обучавшемся у иконного мастера. Преемственность старой иконописной школы, таким образом, нашла себе выражение в его творчестве».
Художественное наследие А. П. Антропова трудно исчерпать, определив его принадлеж-ность к какому-то определенному стилевому направлению. Вернее всего было бы отнести его творчество к раннему реализму. Произведения Антропова знаменуют ощутимый сдвиг рус-ского искусства к реализму, зачатки которого относятся еще к петровскому времени.
Антропов скончался от горячки в 1795 году и был похоронен в Александро-Невской лав-ре, для которой он в свое время писал иконы и портреты. Алексей Петрович Антропов зани-мает достойное место в русской художественной культуре XVIII века. Незаурядное дарование живописца, строгая правдивость в изображении натуры, а также педагогическая деятельность принесли мастеру заслуженное признание.
Ю.А. Пелевин
По материалам сайта artclassic.edu.ru

Анна Андреевна Ахматова
1889 – 1966

Анна Ахматова
Как-то за разговором одна знакомая американка рассказала мне, что побывала в одном русском приходском зале, где на стенах висели портреты русских писателей. «И среди них только одна женщина!» – сказала она с некоторым негодованием. «Анна Ахматова!» Я ответила, что были у нас Марина Цветаева, Бела Ахмадулина… Но о них моя знакомая не слышала, а об Анне Андреевне она сказала: «Об Ахматовой мы слышали и в Америке». Следует заметить, что на стене висели портреты писателей и поэтов первого ранга.
Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия - Горенко) писала о себе: Я родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север – в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет. Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет – древний Херсонес, около которого мы жили. Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже научилась говорить по-французски.
Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина («На рождение порфирородного отрока») и Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть моя мама. Училась я в Царкосельской женской гимназии. Сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов. Последний класс проходила в Киеве, в Фундуклеевской гимназии, которую и окончила в 1907 году. Я поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Пока приходилось изучать историю права и особенно латынь, я была довольна, когда же пошли чисто юридические предметы, я к курсам охладела. В 1910 (25 апреля ст. ст.) я вышла замуж за Н.С. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж.

Вернувшись из Парижа, Гумилевы переехали в Петербург, и с 1910 по 1916 г. жили, в основном, в Царском Селе.
Анна Андреевна стала писать стихи в 11 лет. К сожалению, они не сохранились, также, как и ее первое стихотворение, появившееся в печати. Ей тогда исполнилось 16 лет, и подписала она его Анна Г., потому что отец не хотел, чтобы его фамилия появлялась в печати. Поэтому поэтесса взяла фамилию своей любимой прабабушки – Ахматова.
По инициативе Гумилева, в Петербурге в 1911 г., образовалось литературное общество – «Цех поэтов» и Анна Андреевна стала его секретарем и деятельным участником. В 1912 г. вышел ее первый сборник «Вечер», а в 1914-м «Четки», который принес ей славу. Ахматова стала излюбленным поэтом города. У нее появилось много подражателей. «Писать как Ахматова» стало целью для многих начинающих поэтов.
Тонкие черты лица поэтессы, ее выразительные большие глаза и нос с горбинкой придавали ее лицу некоторую экзотику, и художники любили писать ее портреты, фотографы – фотографировать, а поэты посвящать свои стихи. И Анна Ахматова стала символом петербургской поэзии эпохи акмеизма.
Во время Первой мировой войны Ахматова с горечью писала о трагедии войны. Однако ее сборник «Белая стая» (сентябрь 1917 г) не пользовался таким успехом, как предыдущие книги, вероятно и из-за политической ситуации. Стало не до стихов, в которых, к тому же появилась «молитвенность», что многим не нравилось.

Этна-Таормина (Etna Taormina) – ита-льянская и международная литератур-ная поэтическая премия города Таормина, присуждается ежегодно одному итальянскому и одному иностранному поэту за лучшие стихи года 1964 – Ахматова Анна Андреевна, за 50-летие поэтической деятельности и в связи с выходом в Италии сборника ее избранных произведений.
После революции Ахматова осталась на родине. В 1921 году она выпустила два сборника «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», в которых оплакивает судьбу своей страны, пытается свыкнуться с новым миром и смириться с судьбой. Критик М.С. Шагинян подметила: «Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи». Хотя Гумилевы развелись еще в 1918 году, расстрел бывшего мужа в 1921 году сильно подействовал на поэтессу. Ее единственный сын Лев остался без отца. Новый режим перестал печатать Ахматову, признав ее стихи не соответствующими линии партии. Однако Анна Андреевна не переставала писать, переживая удар за ударом, частые ареста сына, ссылки и расстрелы друзей, и самоубийство Цветаевой. Все свои чувства она выразила в стихах 1935–1940 г. Эти сочинения, с дополнением, под названием «Реквием» вышли в Мюнхене в 1961 г. В них Ахматова описывает свои страдания вместе со «стомиллионным народом», прибавив «мы не единого удара не отклонили от себя». Неожиданно в 1940 г. вышел небольшой сборник «Из шести книг», но только через 20 с лишним лет «Стихотворения» (в 1961). В 1962 году она закончила «Поэму без героя», которую писала больше 20 лет, являющуюся, как бы прощанием с Петербургом 1910 года. Читай: Поэма Без Героя. П-Б-Г – Петербург. «Бег времени» вышел в 1965, и уже после ее смерти, в 1987, во время Перестройки, опубликован трагический и религиозный цикл «Реквием». К концу жизни Анна Андреевна Ахматова получила свое признание. Ее стихи переводились на другие языка. У нее появилась возможность поехать границу, побывать в знакомых местах и встретиться с друзьями. В 1964 году она стала лауреатом премии «Этна Таормина»: ежегодная итальянская премия, которая выдается одному итальянскому поэту и одному иностранному. В 1965 году она получила почетную докторскую степень от Оксфордского университета.
Умерла А. А. Ахматова 5 марта 1966 г. Погребена на кладбище в поселке Комарово под С.–Петербургом.

Сергей Исаевич Уточкин –
летчик-спортсмен (1876-1916)
Сергей Исаевич Уточкин в 1910–1913 годах был, пожалуй, самым популярным летчиком-спортсменом в России. Благодаря его другу — писателю Александру Куприну — до нас до-шел облик этого удивительного человека: «Он был выше среднего роста, сутуловат, длинно-рук, рыжеволос, с голубыми глазами и белыми ресницами, весь в веснушках. Одевался всегда изысканно, но, как это часто бывает с очень мускулистыми людьми, — платье на нем сидело чуть-чуть мешковато. Усы и бороду брил и носил прямой тщательный пробор, что придавало его лицу сходство с лицом английского боксера, циркового артиста или жокея. Был он некра-сив, но в минуты оживления — в улыбке — очарователен. Из многих виденных мною людей он — самая яркая, по оригинальности и душевному размаху, фигура».
Уточкин родился в Одессе 12 июля 1876 г. в купеческой семье. Рано осиротел, воспиты-вался в пансионе Ришельевской гимназии. С детства пристрастился к спорту. Он занимался многими видами спорта и в каждом из них достигал совершенства. Не по душе оказался толь-ко бокс. Куприн так передает (со слов самого Сергея Исаевича) его отношение к боксу: «Пер-вые три минуты ты дерешься со злобой... Минута отдыха... Вторая схватка... Это уже нелепая драка, от которой нас часто разбороняют, а затем чувствуешь себя как в обмороке... Боли со-всем не ощущаешь; остается только лишь инстинктивное желание: упавши на пол, встать раньше истечения трех минут или одиннадцати секунд. Вы сами знаете, друг мой, что я сред-ней руки велосипедист, мотоциклист и автомобилист. Я недурно гребу, плаваю и владею па-русом. Я летал на воздушных шарах и аэропланах. Но пе-пе-редставьте с-с-себе, этого с-спорта я никогда не мог о-д-д-олеть!». В этих словах весь Уточкин: человечный и скромный. Ведь он не был гонщиком средней руки, а был сильнейшим гонщиком своего времени.
Когда в Одессе начались полеты на воздушном шаре, спортсмен увлекся ими и 9 октября 1907 г. выполнил свой первый самостоятельный полет. Затем полеты следовали один за дру-гим. В конце того же года Уточкин гастролировал в Египте. По возращении ему вручили гра-моту Одесского аэроклуба о присвоении звания пилота-воздухоплавателя.
26 сентября 1909 г. он летал на своем шаре над Одессой с Куприным и двумя журнали-стами. Спустя три дня в «Одесских новостях» появился рассказ писателя «Над землей», в ко-тором он поделился впечатлениями о полете. Зная, что его друг уже освоил планер и готовил-ся к постройке самолета, поддержал это намерение словами: «...Я бы, не задумавшись ни на секунду, полетел с нашим пилотом на его будущем аэроплане, точно так же, как пошел бы с этим человеком на всякое предприятие, требующее смелости, риска, ума и звериной осторож-ности».
Блерио 11
Через несколько дней Уточкин отправился во Францию, где изучил конструкцию аэро-плана, мотора и поработал на авиационном заводе. В Одессу вернулся с основными узлами моноплана «Блерио-11». С помощью столяров изготовил деревянные детали и собрал само-лет. В конце того же года испытал его. Из-за недостаточной мощности мотора получались только подлеты.
Аэроплан Фарман IV (реконструкция)
28 марта 1910 г. Уточкин совершил свой первый полет на «Фармане». Это произошло че-рез неделю после выступления в Одессе русского летчика номер один Михаила Ефимова. Так кумир одесситов стал вторым в родном городе. Но остался одним из тех, кто самостоятельно научился летать, без провозных полетов. В тот же памятный день Сергей Исаевич поведал ре-портерам о содеянном: «Ноги мои нажимают рычажки (педали) поворотного руля. Пробую нажать левую сторону, и аэроплан послушно уклоняется влево. Я выравниваю аппарат и правой стороны не трогаю. Нет надобности терять мгновения на проверку. Остается попро-бовать самый тонкий маневр крыльев, дающий возможность сохранять ровное положение всей машины в воздухе. Тот же рычаг (ручка) руля глубины при движении им вправо опуска-ет правую сторону, поднимая левую, и наоборот. Хотя аэроплан идет совершенно ровно, дви-гаю рычаг вправо, и невидимая сила плавно давит на правую сторону. Перевожу налево, и эффект получается обратный. Радостно вскрикиваю — все так, как я ожидал. Чутье не обма-нуло меня. В упоении победой иду выше».
Вслед за первым Уточкин выполняет еще несколько полетов. Затем сдает экзамен на зва-ние пилота-авиатора в Одесском аэроклубе. 13 апреля Михаил Ефимов вручает ему соответ-ствующую грамоту за номером 1. В конце года Всероссийский аэроклуб выдал летчику пи-лотский диплом номер 5.
Сергей Исаевич первым показал полет самолета во многих городах России. Несмотря на отсутствие теоретической и учебно-летной подготовки, летал много, смело и успешно. В кон-це лета Уточкин, по просьбе директора московского завода «Дукс» Меллера, провел летные испытания самолета, построенного по французской лицензии. Осенью 1910 года завершил постройку собственного биплана, выполненного по схеме «Фарман». Аппарат получился удачным. В декабре авиатор совершил на нем десятки полетов над Одессой и продолжительный полет над морем (полтора часа). В следующем году он выполняет на своем аэроплане показательные полеты не только в России, но и за границей.
Свой сотый полет летчик совершил 15 июля 1911 года в Одессе. «Несмотря на неблаго-приятную погоду, — сообщало на следующий день «Зеркало Одессы», — вчерашний юби-лейный полет Уточкина прошел блестяще и собрал на территории выставки несколько тысяч человек. Ровно в семь часов вечера авиатор, усевшись на «Фарман», взял небольшой разгон и быстро очутился над открытым морем. Описав над ним несколько красивых кругов, Уточкин через три с половиной минуты спустился на территорию, встреченный громкими аплодисментами публики».
Через неделю Сергей Исаевич принял участие в групповом перелете Петербург — Москва. По жеребьевке он был четвертым, но стартовал первым, так как у соперников что-то не ладилось. Он намеревался покрыть расстояние до Москвы без промежуточных посадок, для чего установил на «Блерио» баки, позволяющие взять с собой сто пятьдесят килограммов бензина и масла. Благополучно миновал Тосно, затем Чудово. Но когда до Новгорода остава-лось менее десяти километров, забарахлил мотор. Пришлось идти на вынужденную. Не обо-шлось без поломки.
После небольшого ремонта аппарата в Новгороде, на следующий день он снова взлетает. Шел на высоте около четырехсот метров. Было ветрено и сильно болтало. Очки запотели и Уточкин начал протирать стекла носовым платком. Неожиданно резкий порыв ветра бросил машину вниз. Одной рукой пилот не справился с управлением. Выключил мотор и начал спускаться. Самолет попал в глубокий овраг с речушкой на дне и разбился, а летчик выпрыг-нул из аппарата на лету. Упал в воду и сильно пострадал: надлом черепной коробки, перелом ключицы, вывих коленного сустава. Находясь в сознании, Уточкин терпеливо ожидал помо-щи. Оргкомитет перелета поддержал пострадавшего, выделив на лечение три тысячи рублей. Здоровая натура авиатора взяла верх над недугами и через полтора месяца он снова летал.
В июле 1912 г. построил моноплан «Блерио» с увеличенной удельной нагрузкой на крыло. Скорость самолета превысила сто километров в час.
Показательные полеты Уточкина способствовали популяризации авиационного дела в России. У многих они пробудили желание летать и строить аэропланы. Историки авиации Г.Ш. Бурд и С.Е. Коников отмечают, что под впечатлением выступлений Сергея Исаевича пришли в авиацию Сергей Ильюшин, Владимир Климов, Александр Микулин, Петр Нестеров, Николай Поликарпов, Павел Сухой.
К сожалению, активная деятельность этого удивительного человека прервалась в начале августа 1913 года. Травма черепа оказалась роковой. Появились сильные головные боли. Снять их помогали лишь лекарства, содержащие наркотики. Нервное переутомление, злоупо-требление лекарствами, семейная драма привели Уточкина к психическому заболеванию. Куприн навестил его в петербургской больнице. «Физически он почти не переменился с того времени, когда он, в качестве пилота, плавал со мной на воздушном шаре. Но духовно он был уже почти конченый человек. Он в продолжении часа, не выпустив изо рта крепкой сигары, очень много, не умолкая, говорил, перескакивая с предмета на предмет, все время нервно рас-качивался вместе со стулом. Но что-то потухло, омертвело в его взоре, прежде таком ясном. И я не мог не обратить внимания на то, что через каждые десять минут в его комнату через по-луоткрытую дверь заглядывал дежурный врач-психиатр».
Почти целый год Уточкин находился на излечении. После выздоровления он предпринял шаги для возвращения к деятельности летчика-спортсмена. Но начавшаяся война лишила его этой возможности. Тогда он решил заняться испытательной работой. Предложил свои услуги заводу Щетинина. Последовал вежливый отказ. Отправился на завод Лебедева. Все повтори-лось. После того, как первая русская летчица Лидия Зверева и ее муж пилот Виктор Слюса-ренко перебазировали свое предприятие из Риги в Петроград, Уточкин наведался к Слюсаренко. Тот отказал не только в приеме на работу, но даже не разрешил сделать пробный полет.
«Разное было в жизни, — подумал Сергей Исаевич, — звездные взлеты, встречи и дружба с известными людьми, испытание славой... Теперь приходиться переживать испытание забвением».
Через несколько дней Зверева увидела на комендантском аэродроме Уточкина. Подошла. В конце разговора он поведал о своих затруднениях. — Простите, пожалуйста, — сказала летчица,— но мы не имеем возможности пригласить вас на работу. Выпускаем так мало аэропланов, что испытываем сами. Что же касается полета, то я только что облетала «Фарман-16». Он к вашим услугам. — Вы с-с-сами дадите мне пе-пе-провозной? — Таким пилотам, как вы, провозные полеты ни к чему. Из кабины Сергей Исаевич вылез улыбающимся. Лидия Виссарионовна подвезла его до гостиницы. Прощаясь промолвила: — Вам надо летать. Я переговорю с начальником авиационно-автомобильной дружины генералом Шереметьевым. Позвоните мне завтра вечером по телефону. Генерал-майор встретил Уточкина приветливо: — Рад вас видеть. Я любовался вашим полетом в Киеве еще в десятом году. Через несколько дней будете произведены в прапорщики.
Осенью 1915 года во время одного из полетов Уточкин простудился и заболел воспалени-ем легких. Потеря любимого дела, одиночество и забвение снова привели его в психиатриче-скую больницу.
Когда Зверева, узнав о случившемся, навестила его в больнице, то была потрясена чере-дованием мертвенно-остекленевшего взора при возбуждении больного с тоской и болью в мгновения прояснения. Но оказалось, что главная опасность была в катастрофически высоком артериальном давлении.
Приехав домой Лидия Виссарионовна нашла вырезку из газеты: «Можно представить Одессу без моря, без кафе, даже без одесского порта. Но без Уточкина? Каждый раз, когда Одесса читает об успехах Уточкина, она радуется. И в самом деле, какое величественное зре-лище должна представлять эта картина: легкокрылая птица, создание двадцатого века, — и в ней сидит одессит. Аэроплан над пирамидами Хеопса, — и в нем сидит одессит...». Она за-плакала и, всхлипывая, повторяла почти беззвучно: «Прошло три года... Только три года и все забыто...»
Через несколько дней Сергея Исаевича не стало. Кровоизлияние в мозг. На следующий вечер после смерти друга Куприн опубликовал некролог: «В промежутках между полетами он говорил: «Летать — одно наслаждение. Если там, наверху, чего-нибудь и боишься, то только земли». Спи же в ней, беспокойное, мятежное сердце, вечный искатель, никому не причинивший зла и многих даривший радостями».
Летчика похоронили 16 января 1916 года — на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Несмотря на то, что шла война, и у всех прибавилось забот и горя, похороны были людными. За гробом шли первые русские летчики Константин Акашев, Борис Данов-ский, Лидия Зверева, Харитон Славароссов, Виктор Слюсаренко, офицеры авиационно-автомобильной дружины, гатчинцы во главе с их тогдашним начальником капитаном Гонча-ровым.
Энциклопедия – авиация. Уточкин – биографическая справка

Разведчик – друг природы.
Австралийская флора
Стоило мне только сказать, что я побывала в Австралии, как меня сразу же спрашивали: – А кенгуру видели? – Видела! – А джои? – Видела. Дальше спрашивающий перечислял разных животных, не обязательно австралийских. На этом интерес к Австралии заканчивался.
А природа в Австралии необычайная. Ведь это древнейший материк. Миллиарды лет то-му назад, оторвавшись от основной земной массы, он поплыл себе на северо-запад. Произо-шла полная изоляция, и эволюция жизни пошла по другой линии. Сначала появились расте-ния, затем животные. Животные распространились по всему материку. Они бродили несмет-ными стадами, никого не боясь, да и бояться было некого, пока не пришли европейцы. На этом можно поставить многоточие. Не будем вдаваться в подробности уничтожения австра-лийской флоры и фауны. Не будем говорить о том, что было, а поговорим лучше о том, что есть, и о том, что видела.
Что касается кенгуру, то скажу, что скорее можно увидеть койота на улицах Лос-Анджелеса, чем кенгуру в национальных парках Сиднея, а в Сиднее их восемь. А кроме пар-ков есть еще заповедники, ботанический и зоологический сады, городские парки – и беско-нечные пляжи. Поразило изобилие и разнообразие птиц. Правда, не везде. Зато везде есть рас-тения, и я начала присматриваться к ним.
Интересно наблюдать, как климат и погода влияют на растительность. В этом и особен-ность материка – по краям его густая зелень, а в середине – пустыня. В Сиднее у побережья и расположено большинство национальных парков.
«Парки» – густые леса, а это говорит о том, что здесь достаточно влаги для высоких дере-вьев. По мере того, как вы продвигаетесь к побережью, растительность делается все ниже и наконец, превращается в колючую жесткую траву, а у самой воды - песок и камни. Такое же явление происходит и в другом направлении от побережья – чем дальше от влажного океан-ского воздуха, тем скуднее растительность, пока не попадаете в пустыню. В которой, кстати, не удалось побывать.
Издали австралийские леса похожи на наши северные, но подъехав ближе, видишь, что деревья-то не те. Главным образом это эвкалипты, которых в Австралии свыше 700 видов. Вдоль дороги время от времени появляются знаки предупреждения с силуэтом кенгуру. А у нас в северном полушарии изображен силуэт оленя.
– А где же они эти кенгуру? – С нетерпением спрашивала я свою хозяйку. Она отвечала, что кенгуру появляются рано утром и под вечер, и на мое замечание, что за все дни поездки по паркам, мы ни одного кенгуру не встретили, она заметила, что нужно благодарить Небо за это, ибо столкновение с кенгуру очень неприятно.
– Зачем столкновение? – ворчала я. – Вышел бы себе на опушку леса, я бы на него посмотрела, сфотографировала и все. – Но кенгуру не выходили, и я стала присматриваться к тому, что попадалось на глаза, а именно – к флоре.
В наши дни австралийские растения можно встретить во всех теплых странах мира. Они прижились на новых местах, и самые высокие и крупные эвкалипты в Калифорнии, бла-годаря влаге.
Увидев, что многие растения мне знакомы, я стала бравировать, определяя их. Вот, например, сосна с длинными иглами. Ну, конечно, я ее знаю. Это флоридская сосна. Longleaf pine называется она, в дословном переводе – «длиннолистая сосна», потому что у нее самые длинные иглы 20–45 см. По-русски ее называют болотной, она и растет на болотах во Флориде. Заявив это, я призадумалась: а в Австралии болот нет, так как же здесь может расти такая сосна? Я подошла ближе, отломила веточку… Так это же не сосна! Это хвощ! Ну, да, хвощ! Да, еще целое дерево?? И такое высокое! Хвощ одно из самых примитивных растений. Из родни папоротника. Я его помню с детства, когда мы срывали длинные прямые как прутья коленчатые стебли. И было так интересно разрывать их по «суставам». Но они же низкие. Самые высокие по колено. Ну, в южной Калифорнии по пояс, но тут – целое дерево, похожее на сосну!
– Это she-oak – шиоук, – пожалев меня, сказала моя хозяйка Лена.
– Какой же это дуб? – недоумевала я. – Бывают дубы в южных штатах США с узкими длинными листьями, как у ивы. Их называют ивовыми дубами. Только по желудям и можно определить, что это дуб. А это что? Издали сосна, вблизи – хвощ, а называют дубом? Вроде растительного утконоса.
Приехали домой в Сидней, и сразу за справочник. Вычитали следующее: латинское (и русское) название этого дерева – казуарина. Оно одно из самых примитивных деревьев на Земле. Родина его – Австралия. Листьев нет, а то, что я приняла за иглы – длинные тонкие зе-леные стебли, заменяющие листву. А листья, в ботаническом смысле у шиоук – мелкие, че-шуйки, окружающие каждый «сустав» веточки. Осыпающиеся ветки образуют плотный мяг-кий «хвойный» покров, и поэтому в казуариновых лесах очень тихо, а т.к. этот покров не дает возможности прорастать другим растениям, то такие леса чистые и светлые.
Дерево двудомное. На женских деревьях, на веточках весной появляются мелкие бледно-желтые цветочки, превращающиеся в плоды, похожие на желуди, отсюда и название «oak» (дуб), хотя плоды скорее похожи на сосновые шишечки, чем на желуди. Они-то и отличают женское дерево от мужского, на котором шишечек нет. И мужское дерево называют he-oak (он-дуб), в отличие от she-oak (она-дуб).
Благодаря стеблям, заменяющим листья, и корням с азотфиксирующими бактериями казу-арина может расти на тощей почве и в полупустыне. Раскопки показали, что это дерево воз-никло 530–750 миллионов лет назад.
В национальном парке Бундина мы решили пройтись до океана. Оставили машину на опушке леса и пошли по тропинке. Идти пришлось не больше километра, и на этом небольшом расстоянии растительность стала быстро меняться. Песчаная дорожка вела через сплошные заросли кустарника и деревьев чуть выше нашего роста. Заросли настолько густые, что через них можно продираться только с мачете. Конечно, зверья здесь нет, и только пичужки весело щебечут в ветвях и так быстро перелетают с ветки на ветку, что рассмотреть их невозможно.
Пришлось признаться, что растения оказались мне незнакомы. Особенно понравились мне кусты – банксии с большими мохнатыми цветущими шишками. Насчитывают около 170 видов. Их цветы бывают зелеными, оранжевыми, красными, желтыми и почти белыми. Причем одни прямые как щетки, а другие круглые как свернувшиеся ежики. Банксия тоже одно из самых примитивных растений, зародившееся в Австралии. «Щетки» состоят из тысячей мелких трубчатых цветов. С наступлением сумерек они начинают выделять аромат, привлекающий насекомых, ночных птиц и мелких животных, помогающих опылению цветов.
Названо растение в честь ботаника Джозефа Банкса, который прибыл с капитаном Куком, с его первой экспедицией. Банкс целыми днями бродил по новой земле, собирая и зарисовы-вая растения.
Банксия неприхотливое растение. Его охотно сажают в садах, и оно вышло далеко за пре-делы Австралии. У себя на родине она размножается при помощи пожаров. Когда лепестки опадут, то остается небольшая черная шишка, плотно скрывающая семена, которые обнажа-ются и падают на землю, только при пожаре, когда шишка раскрывается.
Шишки покрыты щетинами, а сквозь них проглядывают гладкие черные семена, так что шишка похожа на страшного мохнатого человечка, которым пугают детей.
Замечательная австралийская писательница детских книг – Мэй Гиббс, слыла и талантливой художницей. Она написала ряд книг о фантастических существах, живущих в цветах. «Страшные» шишки банксии вдохновили ее создать «больших, злых человечков Банксия».
Умельцы создают из шишек всевозможные предметы – подставки, подсвечники, вазочки и пр.
Но вот кусты исчезли. Появилась густая жесткая трава, но и она исчезла, уступив место длинным стеблям с мелкими листьями, плотно прижатым к камням, и длинным космам шершавой травы. Затем и это исчезло, и остался только желтый, шершавый камень, круто обламывающийся в воду. Волны с грохотом кидались на скалы – отсюда и название места – Бундина – «звук как гром».
Под нависшими серыми тучами океан казался почти черным. Где-то там далеко лежала Антарктида. Временами долетало до нас ее холодное дыхание. Вот-вот пойдет дождь.
Мы решили вернуться, и теперь кинолента стала вращаться в обратном направлении: сначала появилась трава, затем длинные ползучие ветки. И с каждым шагом, по мере того как мы отходили от воды, трава выпрямлялась, становилась выше, появился низкий кустарник, запестрела банксия, а дальше и невысокий лес.
– Смотрите! Муравей бульдог! – вскрикнула Ляля, показывая на тропинку. На камне стоял огромный муравей, сантиметра полтора в длину. Он был красный, с длинными ногами и настолько крупный, что можно было рассмотреть его открытые острые челюсти и приподнятые передние ноги. Он наблюдал за нами, поворачивая огромную голову из стороны в сторону, готовый к защите. – Осторожно! – предупредила Ляля, когда муравей стал подбирать ноги и всем телом повернулся к нам. – Он может прыгнуть. Его укус опасен. Бывали даже смертные случаи! – посмотрев внимательно на муравья на почтительном рассто-янии, мы ушли.
А кенгуру так и не видели…
Скм Аста Аристова

Библиография статей о КДР
Программы курсов // Опыт №10, С. 3.
Аноним. XXV КДР // ВеРу 474, октябрь 1999, С. 6.
Р. Полчанинов Лагерь в Свидере 1942 г. СИРС №87, март 2004 С. 1–4.
Р. Полчанинов Берлин 1942 г. - V Курс для руководителей. СИРС №89, май 2004, С. 1–2.
Р. Полчанинов Будем как солнце! СИРС №128, июнь 2008 С. 1-3.
Р. Полчанинов IХ БКС курс СИРС №145, ноябрь 2010, С. 1–10.
Р. Полчанинов I КДР и лагеря 1938 г. СИРС №174, ноябрь 2013, С. 1–4.
Р. Полчанинов Наш первый КДР – Будем как солнце // Опыт №151, март 2014, С. 5–7.
Н. Конон ХХХI КДР. ВеРу №629, август 2014, С. 2–3.
Н. Александрова Добавочный куплет песни КДР. ВеРу №629, август 2014, С. 5.
Н. Александрова Посвящение» ВеРу №629, август 2014, С. 6.
П. Микрюков Стих написан во время курса ВеРу №629, август 2014, С. 5.
Д. Рар «Журавель» курсантского лагеря ХХХ1 КДР. ВеРу №629, август 2014, С. 5–6.
Звено «Незабудка»«««« ВеРу №629, август 2014, С. 6–7.
М. Данилевский «Курсы для руководителей на Интернете» Опыт №127, апрель 2008, С. 5.
П. Зеленский «Песня – КДР» Опыт №128, июль 2008, С. 11.
А.М. Шатерник Работа скаутского руководителя (теория и практика) – Опыт №29, октябрь 2008, С. 3.
Р. Полчанинов IX БКС. Опыт №138, январь 2011.
Р. Аленин Идеология (Конспект ХХХ КДР 2011 г.) Опыт №143, апрель 2012.
Г. Кишковский Как я попал в ОРЮР - X КДР. Опыт №151, май 201.
Р. Полчанинов Переписка с курсантами XXXI КДР. Опыт №153, октябрь 2014.

Составитель скм Р. Полчанинов