Журнал скаутских руководителей "Опыт" №159 (апрель 2016)

ВложениеРазмер
PDF icon opyt159.pdf1.6 МБ

Загрузите журнал в виде файла PDF с изображениями для чтения и печати по ссылке в начале страницы. Текст, приведённый ниже, не содержит изображений и дан для ознакомления.

СОДЕРЖАНИЕ

От редакции – Скм А. Аристова
Прощальные слова Тихого Дрозда – Ски Л. Артемьев
Модульное обучение – Скм А. Таурке
Пособие для КДР – Скм. М. Данилевский
Начало разведческого пути – Ски Лидия А. Ткачевская
Александр Козловский и «плавучий отряд» – Скм. Р. Полчанинов
«Мы, сараевские скауты-разведчики. Дети Белого движения» – новая книга Р.В. Полчанинова – Инс. НОРД «Русь» Анна Смутная
Темы для бесед – Редакция
Надежда Андреевна Дурова (1883 – 1866) – Скм А. Аристова
Христос воскресе! – Скм. Лидия Герич
Благодарность – Редакция

«Опыт» – журнал разведческих руководителей, издается Главной Квартирой Организации российских юных разведчиков (ОРЮР).
© SGPA 2016

Редактор журнала – скм. А. Аристова astaristov@gmail.com
Технический редактор, вёрстка – ски. А. Каркач scout@mail.ru
Страница и архив журнала в Интернете: scouts.ru/opyt

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Редакция «Опыта» сердечно поздравляет всех дорогих членов организации, родных и друзей со светлым праздником Христова Воскресения!
Также поздравляем всех скаутов – от мала до велика с праздником Небесного покровителя Святого Георгия Победоносца и желаем доброго здоровья и успеха во всех делах!

От редакции
Дорогие читатели!
Перед Вами 159-й выпуск журнала «Опыт», надеемся, что он будет интересен и полезен. Время от времени в редакцию приходят просьбы дать что-то «педагогическое, методологиче-ское». Материала на эту тему поступает мало и, зачастую, в виде отчета, а не совета. Однако на этот раз скм. Александр Таурке прислал подробную статью о том, как изменить препода-вание в скаутской среде, внедрив «модульное обучение». Прочитав эту статью, каждый руко-водитель сможет приняться за дело, обработав какой-нибудь этап в своей личной сфере.
Скм. М. Данилевский, прошедший КДР под руководством Бориса Мартино, поделился своим опытом о том, как ему самому приходилось проводить подобные курсы. Он также за-дал задачу, решение которой присылайте на адрес редакции: astaristov@gmail.com . Прислав-шему ответим сразу, а для остальных ответ опубликуем в следующем номере.
Трогательно обращение Тихого Дрозда – нашего старейшего скаута. Ему 101 год! Было бы замечательно, если бы ему кто-нибудь написал письма. Вот только нет у него компьютера, он плохо слышит, а жена его плохо видит, поэтому письмо надо напечатать на принтере или пишущей машинке и послать обычной почтой. Адрес:

Mr. L. Artemieff
BURA TUGUN 6 Croft Court
50-52 Mirreen Drive TUGUN,
QLD 4224 Australia

В прошлом году отмечалось 100–летие разведчиц, и последний «Опыт» года был посвящен разведчицам. Но это сузило рамки. Ведь включили только тех выдающихся женщин, ко-торые состояли в ОРЮР. Хочется расширить список, рассказав про женщин, которые жили до создания скаутизма, и, вероятно, вступили бы в наши ряды, будь такая возможность.
Одной из самых выдающихся женщин в русской истории была женщина-офицер Надежда Андреевна Дурова. В поисках материала о ней я столкнулась с трудностями отличить факты от легенд. В источниках, а их у меня почти с десяток, много противоречивых сведений; вплоть до того, что один пишет: «точная дата рождения неизвестна», а в другом месте сказа-но: «21 марта 1783 года». Составленная мною статья взята из совокупности наименее противоречивых сведений, и того, что кажется логичным. Если у кого из читателей есть другие сведения – пожалуйста, сообщите.
Скм. Лидия Ткачевская прислала забавный очерк воспоминаний ее детства в Италии. Об их «подвиге», и о том, как у них проводили лагерь и давали ТО. Всегда интересно сравнить, как это делалось когда-то и как делается теперь.
В разделе «Из нашего скаутского прошлого» помещаем очерк скм. Р. Полчанинова о А.Л. Козловском и его «Плавучем отряде».
Что касается прошлого, то свое детство и отрочество скм. Ростислав Полчанинов описал в новой книге «Мы, сараевские скауты-разведчики. Дети Белого движения. Югославия, 1921–1941». Рецензию книги А. Смутной мы и прилагаем. Надеемся, что у каждого будет возможность прочитать книгу и узнать, как жили беженцы в годы между мировыми войнами. Некоторые эпизоды из скаутской жизни Славы были уже опубликованы в скаутских журналах и в зарубежной прессе. В книге описаны эпизоды вне скаутской жизни и просто воспоминания.
Воспоминания ценны, ведь это письменные зарисовки прошлого, маленькие картинки, отражающие наш быт в определенное время и в определенном месте. Такой картинкой мы и за-ключаем этот номер: Христос воскресе!
Скм. А. Аристова

Прощальные слова Тихого Дрозда
Когда оглядываешься на столетнюю давность, просто удивительно, сколько сделано для рус-ских скаутов. Мы сохранили саму идею, мы сберегли саму организацию. Трудно даже ска-зать, сколько поколений передавало эстафету молодым, сколько десятков тысяч осталось рус-скими на чужбине, благодаря нашим дедам и отцам благодаря неугасаемому скаут–костру.
Зарубежье делало и делает все, что в его силах.
Но можно ли ожидать больше? Мы сохранили на чужбине русский скаутизм и передали его на Родину. Наступило время развить и укрепить его в России. А для этого нужны энтузи-асты, нужны лидеры, нужны курсы для руководителей. А самое главное – нужны печатные пособия. И эти пособия может дать только Зарубежье.
Все это мы знаем. Но беда в том, что нет средств.
Ну, а если свершится чудо и эти средства найдутся, то спрашивается, есть ли готовый ма-териал для печатания?
Материал есть. Он в руках опытных ветеранов, хранится в записках лекторов разных курсов. Есть и статьи в наших журналах у наших ветеранов. К сожалению, ветераны не веч-ны. Сколько их ушло, не успев передать свои знания потомству! Надо спешить. Надо не от-кладывая создать трудоемкие комитеты для сбора материала…
Надо быть готовыми на случай, если найдутся средства.
Цель этого предприятия сохранить накопленные поколениями знания и передать потом-ству. В первую очередь в Россию. Там, имея печатные конспекты, они сами смогут проводить руководительские курсы. И так, увеличив число новых руководителей, можно рассчитывать на новые отряды скаутов.
С чего начинать?
Мы имеем лекторов руководительских курсов, а они имеют конспекты, записи прове-денных ими курсов. Им и начинать.
Ветераны хранят комплекты Опыта, Ве-Ру. Помню в одном из «Опытов» был дан список статей, напечатанных по темам (психология, методика и т.п.) Этот список сбережет время ис-кателя нужного ему материала.
Материал можно использовать и из иностранных пособий. Американские, английские, австралийские, польские скауты имеют иллюстрированные издания. Такие нам не под силу, но можно использовать. Могут помочь и бывшие пионеры, сегодняшние наши разведчики, которые помнят пионерские костры, лагеря… Материала есть сколько угодно.
Как и где его издать?
Речь идет о пособиях. В первую очередь о России. Учитывая дорогую почтовую пере-сылку из зарубежья, надо искать дешёвые издательства в России (скажем «Скаутский мир». А «Посев» откликнется всегда на такие нужды).
Ну вот, материал есть, найдено издательство. Есть надежда на финансы. Спрашивается: кто же возьмёт на себя руководство? Нельзя ожидать ответа с НИЗОВ. Он должен прийти с ВЕРХОВ. Решать будущее скаутизма в России – дело не одного–двух энтузиастов, а всего коллектива, всей организации российских скаутов-разведчиков.
Я лично, как и моя жена, Лидия Петровна, болеем за дальнейшую судьбу ОРЮР и всего русского скаутизма. Мы мечтаем, что скаутские костры запылают по всей России. Для этого и завещаем наши сбережения на пользу ОРЮР, и желаем всем вам Здравия и сил продолжать служить России и русской молодежи.
Скм. Артемьев (Тихий Дрозд)
(Скм. Леониду Артемьеву 101 год!)

Модульное обучение
Говоря откровенно, изучение разрядов – занятие скучное. Но можно преподнести их в инте-ресной и занимательной форме, если перевести их в так называемую «модульную систему».

Обычно обучение проходит следующим образом: сидящим за партами (ну пусть, на брев-нышках в лагере) ученикам лектор (руководитель-инструктор) преподносит материал. Уче-ники пассивно слушают, записывают, а некоторые иногда отвечают на заданные вопросы. Стараются зазубрить сказанное с тем, чтобы потом изрыгать это же на экзамене, который в большинстве случаев держится в тайне и дается в конце массивного блока полученной ин-формации.
В традиционном обучении преподаватель является главной личностью и на нем сосредо-тачивается все внимание.
Модульное же обучение отличается от традиционного. Оно сосредоточено не на препода-вателе, а на курсанте. Именно, обращая внимание на нужды курсантов, оно дает им возмож-ность легко овладеть материалом, продвигаться по нему индивидуальным темпом и гаранти-рует успех, доказав, что курсант овладел данным материалом.
Хотя зачатки модульного обучения появлялись и раньше, оно образовалось в 1970-х годах, когда Дж. Рассел (George Russell) составил ряд лекций (а затем и книг) по теме «Instructional Technology – IT: Self-paced Instruction». Новая методология приглянулась американской инду-стрии, которая жаловалась, что поступающие работники не оказывались достаточно подго-товленными средними – и даже высшими – учебными заведениями. Методология также началась успешно применяться в вооруженных силах США. В то время мы с моей женой Ви-ки прошли тренинг по ней и помогали вводить ее в Военном институте иностранных языков в Монтерее. Мне уже тогда показалось, что эта методика подошла бы и нашим ребятам при освоении разрядов и специальностей.
Этот новый подход к обучению получил развитие в 1990-х годах, когда его стали приме-нять многие учебные заведения США – в особенности средние школы, правда, иногда не со-всем правильно или не полностью. Лишь в конце 1990-х новая методика перекинулась в дру-гие страны, в том числе и Россию.
Однако в американских университетах некоторые факультеты оказали сильное сопротив-ление методологии IT. В большинстве случаев именно из-за того, что она не совсем правиль-но применялась в средних школах. В других случаях профессора оказались слишком консер-вативными и не хотели отдавать права преподавания «по старинке» и «свыше» – ведь по ме-тодологии IT учитель, вместо простого информирования, наоборот, начинает заниматься консультированием, мотивированием, организацией и управлением обучения, а это показа-лось умалением достоинства матерых педагогов.
По иронии судьбы как раз в России методология IT внедрилась скорее в заведениях выс-шего образования, чем в средних и начальных школах.

Принцип модульного обучения состоит в том, что любой курс можно разделить на авто-номные и сравнительно легко воспринимаемые части, последовательное и успешное освое-ние которых приводит в какой-то момент, к освоению всего курса. Каждая такая часть – «мо-дуль» – содержит в себе одно понятие или группу родственных понятий. Правильно скон-струированный модуль является полным, логически завершенным, минимальным учебным блоком.
Модуль включает следующие учебные элементы:
1. Тема модуля (понятие/предмет/название... тут можно добавить контрольный номер)
2. Точно сформулированная учебная цель вместе с ее исходным положением
3. Требуемый уровень усвоения (критерий освоения)
4. Учебный материал в серии последующих учебных элементов. По возможности он предоставлен в самых разнообразных видах, которые, в идеальном случае, охватывают все чувства (так как любое обучение воспринимается каждым из нас идиосинкразиче-ски): видео, чтение текста, беседы, ответы на вопросы, практические занятия по фор-мированию необходимых навыков и т.д. Это сопровождается методическим руковод-ством (т.е., советами, как надо изучать материал – как и какое задание, следует выпол-нить).
5. Самоконтроль (ученик сам или с товарищем проверяет свои знания) – это особенно желательно
6. Контрольный элемент (проверка знаний руководителем модуля), строго соответству-ющий цели модуля.

Учебная цель является самым важным, необходимым и сложным элементом в модульном обучении. Без правильно составленной учебной цели рушится вся система.
Учебная цель в понятии модульного обучения является описанием конечного состояния, которого курсант должен достичь – а не пути, который курсант проходит. Учебная цель – ре-зультат обучения, т.е., указывает на то умение, которое должен продемонстрировать курсант перед тем, как он может сказать, что полностью овладел учебным материалом.

Правильно и хорошо сформулированная полная учебная цель имеет три черты:
1. Доказуемое исполнение желаемой деятельности (это обязательный корень учебной цели)
2. Условия, при которых такое исполнение может или должно происходить (т.е., то, что учащийся должен уметь, знать, или иметь перед тем, как может приступить к исполне-нию желаемой деятельности. Приписать условия к описанию деятельности желатель-но, но не обязательно, именно в тех случаях, когда исполнение простое, или условия понятны из самого изложения учебной цели).
3. Критерий усвоения: насколько хорошо или точно следует исполнить желаемую дея-тельность – какого уровня должна достигнуть деятельность, с тем, чтобы можно было определить мастерство предмета.
Следует отметить, что слово «доказуемое» встречается в главной, первичной характери-стике. Мы хотим, чтобы учащийся мог доказать на деле владение определенным предметом или темой – для себя (что важнее) и для организатора (менее важно, но требуется для зачета). При формулировании учебной цели не следует употреблять субъективные определения в ви-де таких фраз как: «освоить», «ценить», «глубоко ценить», «понять», «действительно по-нять», «получить удовольствие», «осмыслить», «определить значение» и т.п. Хотя эти поня-тия могут стать важным результатом обучения, доказать, что ученики действительно ими об-ладают, к сожалению, невозможно только лишь глядя в их голубые очи. Гораздо лучше упо-требить такие слова как: «написать», «рассказать», «перечислить», «изложить», «прочитать наизусть», «рассортировать», «решить», «определить (конкретную вещь)», «построить», «сравнить», «суметь (что-либо сделать)», «употребить», «сопоставить», «контрастировать» и т.п.

Вот пример полной учебной цели:
Условия: Иметь компас и карту и уметь ими пользоваться...
Корень: Начертить азимут к указанной цели...
Критерий: В течение трех минут и с ошибкой не более 1о.
Полная учебная цель обязательна при конструкции модуля, в то время как в перечислении требований учебного курса чаще всего надо дать лишь самый корень учебной цели.
Когда станет ясно, что именно подразумевается под «точно сформулированной учебной целью», можно будет привести простой пример конструкции типичного модуля. Ниже при-вожу учебный план правильного применения топорика.

Раздел: Практика. Начальная ступень № 1 – Употребление топорика
Номер и название учебного элемента (УЭ) Содержание учебного материала Метод Примерное время
УЭ 1.1 – Учебная цель Имея топорик и бревнышко примерно в 10 см. толщины, ты сумеешь правильно и быстро разрубить бревно на части, а также сумеешь правильно держать и нести топорик. Дать прочесть, объяс-нить при надобности 1–3 мин.
УЭ 1.2 – Критерий а) Бревно полностью разрубить в течение 5 минут.
б) Сруб должен быть под 45о.
в) Держать и нести топорик правильно (см. УЭ 2.1 ниже) Критерий выдается од-новременно с учебной целью 1 мин.
УЭ 2.1 – Новый ма-териал: Видео Витязь или старший разведчик (можно на ви-део) показывает, как следует нести топорик, где и как держать за рукоятку, как надо ру-бить под 45о, как следует рубить так, чтобы лезвие топора резало, а не просто ударяло. Просмотреть видео на собственном смартфоне или на смартфоне то-варища; разрешается просматривать не-сколько раз. Внима-тельно посмотреть, как это делает руководи-тель. Видео – 8 мин.; вторичный просмотр при необходимо-сти
УЭ 2.2 – Закрепле-ние: рисунки, текст Выдаются рисунки: как носить и держать то-порик; показывается сруб в 45о; объясняется, как и почему надо рубить дерево, подрезая его Читать; руководитель объясняет по надобно-сти 3 мин.
УЭ 2.3 – Практика Разведчики показывают и объясняют друг другу, как правильно держать и носить топо-рик Руководитель следит и помогает, где следует. 5 мин.
УЭ 2.4 – Практика С помощью товарища, который придерживает бревно на пеньке или на колоде, разведчик рубит бревно. Развитие навыка; каж-дый рубит минимум три раза. Руководитель следит и помогает, где надо. 30 мин.
УЭ 3.1 – Самопро-верка Бревнышко рубится, а товарищ засекает вре-мя. 10 мин.
УЭ 3.2 – Контроль Зачет Руководитель может засчитать, наблюдая самопроверку, или тре-бовать показать. 10 мин.

Обратите внимание на то, что контрольная работа в совершенной мере соответствует це-ли – то есть, секретов нет: курсант с самого начала знает, что надо показать для того, чтобы доказать мастерство данного навыка. Поэтому, в модульном обучении снижается до миниму-ма обычный стресс перед экзаменами, и учащийся может сосредоточиться над тем, что надо делать, и не волноваться, что часто ведет к провалу экзамена.
Думаю, что нам следовало бы заменить слово «модуль» каким-нибудь образным, «развед-ческим». Предлагаю слово «ступенька», как бы достигая мастерства того или иного умения, скаут поднимается все выше и выше по нашей разведческой лесенке.
Одна из наших сестер – преподаватель истории – пришла в восторг, когда я предложил модульную систему, и сказала, что система определённо подходит к обучению практике, но, наверное, не к познанию истории. Тогда я привел учебный план именно по теме «история» и предложил ей. Хочу поделиться этим учебным планом и с вами, и привожу его в Приложе-нии.

Преимущества модульного обучения
1. Из-за того, что каждый модуль–ступенька составлен так, чтобы казаться простым и легко достигаемым, повышается вероятность того, что учащиеся пройдут весь курс.
2. Так как модульное обучение делает упор на действия, оно более интересно ребятам, чем пассивное и немое сидение за партами.
3. Модульное обучение позволяет, более того, поощряет самообучение и прохождение мате-риала в своём темпе и поэтому повышается вероятность успеха.
4. Модульное обучение способствует дистанционному обучению и поэтому открывает воз-можность годовой работы в тех местах, где расстояния не позволяют регулярно встречать-ся, а также, работы с одиночками.
5. Дистанционное обучение (весьма возможное при наличии модульного обучения) позво-ляет использование самых лучших лекторов и педагогов (так как их можно записать на видео) и в результате повышается интерес и осмысление учебного материала.
6. В модульном обучении легко применимы современные способы техники и связи, что очень подходит к желаниям и интересам современной молодежи.
7. Модульное обучение гораздо более гибко, чем «традиционное», так как менять тот или иной модуль легче, чем переписывать весь конспект.
8. В модульном обучении можно легко обновлять учебный материал без того, чтобы пере-писывать конспекты или изменять все требования.
9. Модульное обучение гораздо более чем «традиционное» предоставляет возможность при-влекать уже опытных и знающих ребят помогать своим товарищам – что фактически и яв-ляется основным залогом скаутской методики.
10. К разработке модульного обучения, так как материал разделен на конкретные и сравни-тельно охватываемые части, можно легко привлечь самих ребят.
11. Так как модульное обучение поощряет самообучение, оно способствует экономии руково-дительского времени.
Недостатки модульного обучения
1. Учреждение и введение новой системы потребует много времени и усилий.
2. Нашим руководителям придется научиться иначе подходить к прохождению разрядов и специальностей, так как их роль в модульном обучении изменится.
3. Организация, администрация и зачеты большого числа модулей является достаточно сложным, и к этим задачам надо подходить с аккуратностью и точностью, что опять-таки требует времени и усилий.

Надеюсь, вы уже сами увидели, что преимущества преобладают над недостатками, и что я убедил вас попробовать модульное обучение. Теперь остается лишь подумать, как разделить наши разряды на отдельные модули и затем начать писать корни учебных целей для моду-лей – наших «ступенек» – которые затем автоматически превратятся в обновленные – и луч-ше описанные – требования для разрядов.
Составил скм. Александр Таурке (Муравей)
Декабрь 2015 г.

Приложение: Учебный план по теме «История»
III Разряд – история (1.6.1)
Номер и название учеб-ного элемента (УЭ) Содержание учебного материала Метод Примерное время
УЭ 1.6.1.1.1
Учебная цель Прочитав приложенные статьи, ты сможешь объяснить разницу между четырьмя перио-дами русской истории (киевский, московский, петербургский, XX век) и выбрать два важ-ных события в каждом, объяснив свой выбор. Дать прочесть статьи, объяс-нить если надо. 3 мин.
УЭ 1.6.1.1.2
Критерий Тебе надо будет приготовить пятиминутный рассказ на русском языке, объясняя разницу в периодах и привести минимум два факта, чем каждый период отличается от других. Тебе надо будет объяснить, почему ты выбрал именно эти события (1–2 минуты) и включить минимум 2 факта, обосновывающие выбор каждого периода.
Можно это сделать письменно, можно на родном языке с приложением перевода на русский (допустим компьютерный перевод). Объяснить курсантам; переска-зать своими словами.

Курсанты разделяются на груп-пы по два-три человека, для совместной работы. 10 мин.
УЭ 1.6.1.2.1
Новый матери-ал: Видео Программа показывает наглядно княжества, рост российской империи, создание СССР, его распад. Видео просматривается – жела-тельно на собственных устрой-ствах; если нет, то смотреть на общей установке. Позволяется просмотреть несколько раз. Видео – 10 мин.; можно отвести 25–30 мин. на этот процесс.
УЭ 1.6.1.2.2
Новый матери-ал: текст, визу-альные матери-алы Конспект – упор на схемы, карты, характер каждого периода. В зарубежье перевод на языке страны находится мелким шрифтом под русским текстом. Группы читают конспект; това-рищи обсуждают различные пе-риоды. 15 мин.
УЭ 1.6.1.3.1
Закрепление знаний - текст Опросник – вопросы нацелены на то, чтобы уточнить разницу между периодами и выде-лить важные события в них. Каждый сам отвечает на вопро-сы, затем сравнивает их с това-рищем; идет дискуссия между ними; руководитель помогает прийти к заключению. 10-15 мин.
УЭ 1.6.1.3.1
Закрепление знаний - текст Набор фраз со всевозможными различиями между периодами и перечислением важных событий в каждом. Указать выбрать самые подхо-дящие. Руководитель помогает при надобности. 10–15 мин.
УЭ 1.6.1.4.1
Практика; са-мопроверка Готовятся беседы или пишутся сочинения. Курсанты готовят беседы или пишут; затем преподносят их друг другу с тем, чтобы их улучшить. 20 мин.
УЭ 1.6.1.4.1
Контроль Зачет – проверка знаний. Руководитель выбирает одного-двух курсантов провести свои беседы, затем спрашивает слу-шателей, что они об этом дума-ют. После этого, выбирает двух-трех и просит рассказать о важ-ных событиях каждого периода; ведет дискуссию. 20 мин.


Пособие для КДР
При проведении Курсов Для Руководителей (КДР) за последний десяток лет прошлого столетия стало ясно, что необходимо улучшить преподавание материала курсантам. Разрабо-тали методику, материалы и пособия. Эта эволюция (работа) – предмет для отдельной статьи. В данной статье описывается одно из таких нововведений.
Я составил пособие: мифическая дружина «Муром» (см. Приложение). Список – полной идеальной дружины, с уставной инфраструктурой, с принятыми в ОРЮР сокращениями. Названия единиц дружины соответствуют одной теме – названию дружины. Фамилии в каж-дом подразделении подобраны соответственно одному классу известных лиц русской исто-рии и культуры. Каждая шестерка, звено, у штаба свое общее, так же, как и в каждой единице, есть что-то общее.
Этот список дружины подходил для заданий по разным предметам КДР: администрация (например, составление приказов, отчетов), организация работы (планы начинаний), струк-тура организации, родиноведение, темы для показных костров. В списке состава дружины введена одна погрешность по требованиям Устава/положений (для проверки знаний курсан-тов). В общем, это пособие оказалось удобным для курса. В конце курса проводился опрос по списку. За все проведенные мной КДР ни один курсант не смог найти ключ ко всем классам фамилий. Только один курсант нашел несоответствие с Уставом/положениями.
Не могу сказать, был ли список дружины «Муром» пособием на КДР, которые я не про-водил. Возможно, пособие не было использовано из-за неумения руководства расшифровать и найти ключи. Читателю предлагается попробовать решить эту задачу.
Скм. М. Данилевский

Нашедшие ключ и ошибку, могут сообщить ответ в редакцию: astaristov@gmail.com и сразу же получат ответ, который будет опубликован только лишь в следующем номере.


Начало разведческого пути
Человек от рождения своего и до самой смерти всегда путник. – Странствует по Земной жиз-ни, даже если сидит на одном месте. Если не двигается он, то двигается, нет… несется, летит в жизнь! Теперь мне уже 80 лет, но если сравнить возможности времени моего детства с те-перешними, то это как бы другая Планета. Лучше(?) в чем-то, да, во многом - нет. Но дело не в этом, изменились обстоятельства техники, но не сущность человека. То, что заложено в нас Богом – это душа, а в ней дух, который имеет образ от Господа, а следственно, в нас есть веч-ное.
Христос, Сын Божий всегда один и тот же! Это незыблемо, это опора, единственная ре-альность и единственное спасение. И, вот, это главное мне когда-то подали в дар, сначала ро-дители, потом церковь, и затем наша ОРЮР. Да, именно наша ОРЮР, повторяя, как бы в иг-ре, те замечательные добродетели, о которых читали в первой книжке: «Моя первая священ-ная история».
Девочкой мне пришлось жить на берегу замечательного Адриатического моря. Гористые острова и глубокие заливы, красота Божьего мира, но все портила война. Вторая мировая за-глянула сюда, главным образом, в виде голода и хаотических перестрелок. Живя среди хор-ватов, я все мечтала о русских детях! И мечта этой русской девочки, родившейся в Загребе, все же сбылась, но позже. Сначала было военное отступление с немцами (вернее, с казаками атамана П. Краснова) в северную Италию. Прятались по мансардам от итальянских партизан и, наконец, уже по окончании войны, поступление нашей семьи в лагеря DP.
Мечта осуществилась в городе Реггио-Эмилия, в средней Италии. Нас там собрался це-лый «табун» детворы, и мы с увлечением играли в драматические игры «Спасение России». Да, да, там было все: и белые, и красные, и спасаемая красавица княжна, и русская девушка крестьянка, которую увозит гусар на коне, и они вместе спасают Россию от… Сталина…
В один прекрасный день появилась в лагере Галя Лисовская, скаутинструктор, приехав-шая из Германии, оказавшейся ученицей скаутмастера Юрия Лукина, (эти подробности я узнала гораздо позже).
Игра в сказки прекратилась и началась другая – разведческая. Еще интереснее и чем-то похоже, давшая нам чувство, что мы действительно спасаем Россию!
Нашлось и убежище: сборы проходили в помещении детского сада. У нас образовался це-лый отряд, который мы назвали «Вещий Олег». Он состоял из двух звеньев девочек – стар-шее – «Чайка» и младшее «Ласточка», и звена мальчиков «Рысь». Жизнь обрела смысл!
Через мою маму, которая работала в Красном Кресте переводчицей, Галя получала иногда грузовик с водителем, и на этой машине нас возила в походы, и даже раз, в лагерь-бивуак.
Так мы побывали на развалинах знаменитого замка «Каносса»; другой раз нас возили на море и, наконец, в лагерь на целых три дня, где мы ночевали в настоящих палатках. Наш ла-герь был затерян где-то в Апеннинах, на берегу резвой, светло водной (для нас безымянной) речушки. У Гали были помощники из нашего лагеря: 16-летний Богдан Пиотровский (рус-ский скаут из Варшавы), Гарик Денисенко и Павел Михайлович Булдынский, наш любимый рассказчик, отец трех девчушек (Тани, Инны и Ляли). Это был необычайный человек с ле-гендарным прошлым. В Реггио-Эмилию пришел пешком из Германии, когда узнал, что его семья, которую он считал погибшей, находится здесь.
Мы себя чувствовали теперь сплоченной семьей! Мы учились по запискам, сдавали отче-ты Гале, Богдану и Павлу Михайловичу по истории России и географии. Это происходило на сборах и постепенно.
И вот, в лагере–бивуаке нам полагалось дать Торжественное обещание. Что же это будет? Как это «торжественное обещание»!? Мы гадали и разные прекрасные образы витали у нас в голове. Вот, что беспокоило и как бывало: Алла – 11 лет, белобрысая, очень бойкая, а сейчас очень озабоченная, подходит к Наташе Негодновой, 15-летней девочке, которая, вместе с Ма-русей Кумсковой (своей сверстницей) деловито поправляет колышки нашей палатки, и спрашивает:
– Ната, а что же это будет вечером? –
Ната поворачивает строгое лицо к Алле: – Уточни!
– Ну, с мечами это? Как в сказке? Как это – Т.О.?
– Вот еще! Да, ты что? Белены объелась? – и Ната с Мусей хохочут, хотя на ухо Маруся Нате шепчет: – Если бы я знала! – и хохочут еще громче.
Алла, покраснев до ушей, отходит.
Сверстниц своих Алла не спрашивала. Зачем? Те только выдумают что-нибудь. Но что же все-таки будет? Руководители явно о чем-то совещались и, как казалось, таинственно.
После обеда было всем задание: одолеть лесную вершину, которая как раз возвышалась над нами. После этого будет купание в речке, ужин, строй, потом костер и на нем Т.О.!
И вот мы пошли вверх. Казалось, тот лес наверху – рукой подать! О, Боже! Что же это та-кое? Вся растительность состояла из сосен, а на земле ковер из их пожелтевших игл. Один шаг вверх, и тут же сползаем два шага вниз! Скользко, падко, невозможно. И тут, вдруг маль-чишки, как поддали! С гиком карабкаются на гору, хватаясь руками за землю, разбрасывая иглы, вцепляясь пальцами в земные недра. И быстро и… ничего им не жаль… Мы девочки, застыли в недоумении. И что же? Сдаваться? Ну, нет! И тут Наташа издала клич:
– А ну, девочки, давай! Видели, как надо? Цепляйтесь!
– Вперед! – уже подгоняет нас Галя, которая нарочно осталась в хвосте, чтобы подхваты-вать последних. И… поползли мы вверх, чуть не плача, царапая пальцы, раздирая колени, по-тея нещадно. Сквозь затуманенные слезами глаза видим, как мальчишки уже наверху стоят и машут нам…
–- Чепуха! Вот и макушка! Эй вы, черепахи!
– Это мы черепахи?! – тут уж адреналин взыграл в наших жилах, и мы тоже поддали и… и доползли на четвереньках. Там, наверху была поляна, деревья остались ниже и, осмотрев-шись, мы застыли от восторга. Божий мир лежал перед нами в своей, казалось, глубокой ти-шине и первозданной красоте. Горы и долины. Наша речка серебрилась где-то там, внизу. Та-ня и Лида, еще держась за руки (так и влезали на гору, таща друг друга), так и замерли, глядя на панораму.
– Правда, тихо как? – шепчет Таня.
– Да, как будто все кругом слушает что-то. – Тоже шепчет Лида.
– А что слушают? – удивляется Таня… – Не знаю.
– Ребята! Подойдите все! Все сюда! – зовет нас Галя. – Сядем тут в кружок и побеседуем.
– О чем беседа-то? – уже старается острить Борис и мальчики подхватывают хохотом.
– Покажите руки и ноги. Подымите их! – приказывает тетя Галя.
Все, конечно, начинают рассматривать свои конечности, и все смеются, глядя на изма-занные в земле пальцы, ссадины на коленях, у кого-то порванные штаны… и все смеются.
– Разведчики и разведчицы – молодцы! Смеетесь? Браво! Одолели вы только что гору. Поняли вы это? Не побоялись, не остановились. Легко было? Трудно?
– Раз плюнуть! – усмехается Петя Кумсков.
– Не очень-то! Не притворяйся! – отзывается его сестра Маруся.
– Тетя Галя, это было так трудно, я все время скользила назад! – честно сознается Инна.
– У меня кровь на коленях. – С удивлением признается Алла, но не плачет – улыбается.
– А мы вместе взбирались и друг друга подтягивали. – Сообщают Лида и Таня.
– Вот видите, ребята! Как интересно и как хорошо вы преодолели это испытание! –
Галя слушала внимательно всех детей и теперь обводит их долгим взглядом. Каждому из нас так хочется попасть в этот значительный взгляд!
– Надо врезаться в почву и тогда не будешь скользить. – Серьезно поучает самый стар-ший разведчик Борис.
– Правильно! Молодец! – поддерживает его Богдан, который стоит как на карауле, всегда возле тети Гали. Она улыбается и берет слово:
–- Вот, дорогие мои, то что вы сейчас сделали, называется - подвиг. Поняли? Что такое подвиг? Когда перед вами трудность, препятствие и вы, вашей волей и вашими силами его преодолеваете. Будь то гора, или речка, или длинная дорога, или экзамен или просто пост. Всегда нужна ваша воля, решимость. Но вы это делаете и это хорошо! Так поступают развед-чики. И даже если при этом бывает больно, вы не плачете и не ноете! Так ребята? –
Тут поднялся общий гул одобрения.
– И еще… – продолжала Галя, - подрастете, будут у вас другие препятствия, всегда идите вперед и не пугайтесь их. Будьте готовы, как настоящие разведчики… понятно? А сейчас пойдем быстро вниз!
Богдан свистит свистком, и мы гурьбой, многие, как на салазках, мчимся под гору, к нашему лагерю. О! какое чувство победы! Исполненного долга что ли? О, да, это называется – подвиг! Какое слово! Новое для нас и чудное!

Темная, звездная ночь быстро окутала нас, вместе с лесом и горами и казалось, что тьма столь густая, что и нет кругом никаких гор и лесов. Но если взглянуть вверх, небо казалось огромным шатром с яркими, столькими, большими звездами. Там, дома, из двора казармы и даже на улицах городка, никогда такого неба не было видно.
– Смотрите, девочки, какое небо! – восторгается мечтательная Маруся.
Наш маленький костер уже пылает, и мы все идем к нему. Но взглядываем на небо, как по команде. – Как бархат и бриллианты, – восклицает Мица.
– Ха! Когда ты успела увидеть бриллианты? – охлаждает ее Ната.
Мы окружили костер. Хотелось быть к нему поближе, пламя грело, манило, жило в этой темной тишине и застывшего над нами небосклона. Богдан уже стоял у костра с нашим рус-ским знаменем. Мы, по очереди, становились перед ним на левое колено, вытягивали руку в салюте и произносили святые слова, обещая быть верными Богу, служить Родине и близким и исполнять наши Законы разведчиков. Незабываемая ночь! Незабываемые дни!
Незабываемый мой первый лагерь!

Теперь, когда с тех пор прошло 68 лет, я все помню так ясно, отчетливо, во всех деталях, только… прибавилась в моем сердце еще огромная благодарность Богу за этот дар жизни, и всем тем людям, которые тогда нас, детей, так бескорыстно и жертвенно учили, воспитывали, возили, и, конечно же, нас так любили.
Ски Лидия А. Ткачевская

Хотелось упомянуть всех участников, но память не удержала их имена. Вспоминаю только следующих:

Отряд «Вещий Олег»
Руководители: Ски Галина Лисовская, Ст. разведчик Богдан Пиотровский, Ст. разведчик Гордей Денисенко

Звено «Рысь» (мальчики)
Петр Кумсков, Валентин Бричкин, Павел, Александр Негоднов, …, брат Мицы

Звено «Чайка» (девочки)
Наталия Негоднова, Мария Кумскова, Мица …, Вера Черская

Звено «Ласточка»
Лида Черская, Татьяна Бульдынская, Инна Бульдынская, Елена (Ляля) Бульдынская, Алла Плакутина, Алла «Турецкая»
Александр Козловский и «плавучий отряд»
(Из нашей истории – темы для беседы)
Александр Лаврентьевич Козловский – один из выдающихся разведческих руководителей. Как русский патриот, он предпочитал говорить «разведчик» вместо слова «скаут». Он родил-ся 9 января 1882 г. (ст. ст.?), был офицером Новочеркасского полка и тяжело ранен в 1915 г. Служить он больше не мог и стал сначала спортивным, а потом и военным журналистом. Как журналист, он знал о работе юных разведчиков, но в ней не участвовал.
Генерал Пётр Николаевич Врангель, опасаясь за судьбу людей в Крыму, уже весной 1920 г. отправил из Феодосии на корабле «Анатолий Молчанов» семьи военных и граждан-ских лиц, пожелавших заблаговременно покинуть Крым.
Обстановка на кораблях оказалась тяжелой: всё, вплоть до трюмов, набито людьми. Плы-ли несколько дней, и всех надо было накормить и напоить. Была холодная весна. Малочис-ленная команда не могла справиться со всеми делами без помощи разведчиков и разведчиц. Создали отряд, и Козловский, которого никто не назначал начальником, отдал короткий при-каз «помогай больному и несчастному». Отряд не был прописан к определенному городу, и Козловский назвал его «Плавучим». Под этим именем он и вошёл в славную историю ОРЮР.
Врангель приказал кораблю идти на Кипр, где всех «белых русских» британцы размести-ли в опустевших к тому времени бараках для военнопленных. Британцы оказали помощь, ко-нечно, не бесплатную. Платилось серебряными рублями, которые оказались в распоряжении штаба Русской армии.
Не у всех приехавших на Кипр имелось серебро и драгоценности, но у всех накопились бумажные врангелевские рубли, которые меняли, если не в банке, то у частных менял. Бри-танцы ездили по делам в Крым и нуждались в русских деньгах.
На Кипре Плавучий отряд развернулся в дружину. Надо было организовать детей, чтобы они не бездельничали и не хулиганили. Козловский снова принял на себя команду.
Из прибывших на Кипр одни остались на месте в ожидании каких-нибудь перемен, дру-гие уехали в поисках работы. Козловский летом покинул Кипр и устроился работать в Пари-же. Оставшиеся на Кипре после эвакуации Крыма в ноябре 1920 г. присоединились к эвакуи-рованным в Турцию.
Козловский не бросил разведческую работу. Осенью 1920 г. он основал при парижской русской гимназии отряд разведчиков, и в 1921 г. Старший русский скаут О.И. Пантюхов назначил его начальником французского отдела и своим представителем для сношения с ино-странными скаутскими организациями, а в 1922 г., после отъезда в США, своим заместите-лем на Европу.
Скаутская работа из Парижа распространилась на другие города Франции. Инвалиду Козловскому стало трудно выполнять обязанности начальника отдела, и он предложил Пан-тюхову в начале 1925 г. назначить на эту должность полковника Богдановича, известного общественного деятеля, который, хоть со скаутами раньше не работал, но интересовался ра-ботой с детьми и юношеством и согласился принять отдел НОРС под своё руководство. Коз-ловский отказался от должности заместителя Старшего русского скаута на Европу, но оста-вил за собой связь с иностранными скаутами.
Богданович оказался амбициозным человеком, с властным характером. В 1927 г., как ска-зано в «Истории Французского отдела НОРС» («Дятел», «Будь готов», 1949, №4, стр. 22): «Начинаются расхождения между новым начальником отдела и руководителями, приведшие к выходу Ниццкой дружины из подчинения Французскому отделу и переходу на "автоном-ное" положение».
Попытки Пантюхова примирить начальника отдела с руководителями закончились ухо-дом Богдановича из НОРС весной 1928 г. С ним ушли и некоторые видные скаутские руко-водители, сторонники национального течения в скаутизме: А. Козловский, Я. Репнинский, Б. Цыновский, Л. Мультанен-Сахаров и другие.
Пантюхов пытался задержать А. Козловского в НОРС, наградил его в 1928 г. орденом Могучего белого медведя, но Козловский ушёл из организации, для которой он так много сделал.
Скончался А.Л. Козловский 9 января 1982 г. в Сербере (департамент Восточные Пире-неи, Франция) и похоронен на местном кладбище. Его кончина прошла в ОРЮР незамечен-ной, хотя появились два некролога в «Русской мысли» (Париж) №3305 от 14.01.1982 и №3400 от 18.02.1982 и в «Часовом» (Париж–Брюссель) 1982 № 636. Краткая биография есть в «Неза-бытых могилах» (Москва, 2001) и у Ю. Кудряшова (до 1928) в «Российском скаутском дви-жении» (Архангельск, 2005).
Скм. Р. Полчанинов

Если будет прочитана беседа на сборе или в лагере на тему Плавучего отряда и А.Л. Козлов-ском, то прошу об этом сообщить в Сектор истории ГК ОРЮР для отчётности по адресу:
rpolchaninov@verizon.net

«Мы, сараевские скауты-разведчики»
Новая книга Р.В. Полчанинова
В сентябре 2015 г. в Москве, в издательстве «Посев» вышла книга Р.В. Полчанинова «Мы, сараевские скауты-разведчики. Дети Белого движения. Югославия, 1921–1941». В ней 287 страниц текста и 32 страницы фотографий с указателем примерно 500 имен.
Одна из целей книги состоит в том, чтобы сохранить память о друзьях. «И Слава Пели-пец, который умер так рано, и Боря Мартино оставили после себя (первый меньше, второй больше) журнальные статьи на разные темы, но о себе ничего не написали. Малик Мулич, оказавшийся в коммунистической Югославии, тем паче не мог делиться своими воспомина-ниями». Слава сделал это за всех троих и поместил в конце их биографии.
На обложке книги в правом верхнем углу – автор в скаутской форме в возрасте 13 лет, а внизу – Сараево 1930-х годов.
В московском Доме русского зарубежья им. Александра Солженицына 11 ноября 2015 г. состоялась презентация Славиной книги. Он является человеком, ставшим свидетелем и участником многих исторических событий и посвятивший себя всецело служению России. В книге Слава делится своими воспоминаниями о жизни русских людей, которые после захвата Крыма большевиками не бежали в поиске лучшей жизни, а отступали с оружием в руках, чтобы продолжить борьбу. Понимание этого жило в умах и сердцах многих русских в изгна-нии на протяжении всего времени их эмиграции, и даже в деятельности еще совсем юных са-раевских скаутов-разведчиков прослеживается посильная для 12–17 летних мальчишек работа как раз в этом направлении. Их борьба выражалась на тот момент в объединении русских ре-бят на основе разведчества для того, чтобы сохранить в душах и умах этих молодых людей русскую идентичность. Ведь обстоятельства, в которые все они волей судьбы попали, могли растворить их в местном этносе, и тогда вряд ли бы можно было говорить о продолжении ка-кой-либо борьбы. Но худшего не случилось, и русское разведчество выжило, вернувшись в 1990-х годах на Родину. И в этом большая заслуга так называемых «сараевцев» – Ростислава Полчанинова, Бориса Мартино, Святослава Пелипца – троих русских, которых, по словам ав-тора, с 1931 года в Сараево называли «три мушкетера», и одного боснийца–мусульманина Малика Мулича, ставшего впоследствии «четвертым мушкетером». Несмотря на то, что по-следний не был русским по рождению, он хорошо выучил русский язык и прекрасно владел им. Более того, в 1937 году Малик Мулич основал III Белградский отряд русских скаутов-разведчиков Ермака Тимофеевича, проводил лагеря и даже был инструктором на КДВ и КДР. Я много лет изучала сербский язык и понимаю, что такое общаться с носителями неродного для себя языка. А если ты еще являешься руководителем русских ребят, которых ты должен научить любить Россию и все русское, то это вообще, на мой взгляд, высший пилотаж! Из приведенных в книге воспоминаний современников Малика Мулича становится очевидным, что он душой ощущал и понимал, что есть «русскость», и умел заражать ей русских ребят, бу-дучи урожденным боснийцем.
Как сказал автор в своём видеообращении на презентации, цель книги – «показать сего-дняшнему читателю ту эпоху русской истории, которой он был свидетелем и участником». Книга состоит из личных воспоминаний Славы Полчанинова о том, как он и его родители оказались в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (позднее – Югославии) сначала в ме-стечке Ада в Войводине, а впоследствии – в Сараево. На страницах книги автор вспоминает, как складывалась жизнь русских эмигрантов 1921–41 гг. в радушно принявшей их стране.
Книгу условно можно поделить на две части. К первой части относятся сведения о роде Полчаниновых и воспоминания автора о его ранней юности. Порой они очень трогательные – как, например, строки о первой елке и Рождестве в Русской колонии в Сараево, о встрече весны и булочках–«жаворонках» в детском саду, об игре в бумажные солдатики, о многочис-ленных интересных коллекциях юного Славы и, конечно, о незабываемом моменте в маль-чишеской жизни автора, когда именно ему поручили вручить букет цветов генералу Вранге-лю, приехавшему в 1922 году посетить русских в Сараево. Ко второй части книги относятся воспоминания о разведческом пути автора и «сараевцев» и их деятельности на этом поприще. Начинается эта часть с главы «Как мы стали скаутами», в которой описывается как автор и его друзья Борис Мартино и Слава Пелипец, будучи еще совсем юными мальчиками, записа-лись в югославские скауты. Это было в феврале 1931 года, а уже в апреле деятельные ребята связались с Центральной штаб-квартирой русских одиночных скаутов в Европе и изъявили желание вступить в русскую скаутскую организацию, куда и были приняты. В последующих главах этой части описывается активная разведческая работа сараевцев, которые вопреки трудностям того времени вовлекали в разведчество все новых и новых людей. Очень инте-ресными являются главы, где автор подробно описывает курсовые лагеря (БКС) для руково-дителей и для вожаков. Мне как разведческому руководителю было интересно читать, как за-рождалась система воспитания и обучения разведческих кадров. Помимо прочего в этой ча-сти большое внимание автор уделяет разведческой работе с одиночками, так как именно он посвятил данной деятельности много времени, будучи с декабря 1935 года начальником от-деления одиночных скаутов-разведчиков в Югославии. Работа с одиночками в тех обстоя-тельствах была крайне важна, так как судьба разбросала тогда русских по всему свету, и зача-стую на конкретных территориях их было слишком мало, чтобы объединиться в полноцен-ный отряд русских разведчиков. Но и таких людей тогда старались поддерживать. Слава разыскивал их и вел с ними активную переписку, приезжал, вдохновляя их на разведческую работу.
На мой взгляд, ценность книги Славы Полчанинова состоит в том, что она является ис-ключительным свидетельством событий истории разведчества как части жизни русской эми-грации на Балканах. Поскольку события передаются здесь от лица непосредственного оче-видца, сомневаться в их достоверности не приходиться. Таким образом, данное повествова-ние выигрывает у тех изданий, где излагаются события, которые не были непосредственно пережиты автором, а лишь перечисляются с использованием различных источников.
Славин труд ценен еще и тем, что позволяет по-новому взглянуть на исторические для русского разведчества события. Если раньше для осведомленного в этой сфере читателя опи-санные события были интересными, но, все же, сухими и чисто энциклопедическими факта-ми, то после прочтения книги они обретают живые очертания. Автор дополняет историче-ские события своими переживаниями, что делает их более яркими и запоминающимися. Например, некоторое время назад я переводила с сербского языка работы М.В. Агапова–Таганского. Среди прочих я особенно хорошо помню его работу «Курсы для руководителей», где он описывает регламент курсов, дает набор предметов и даже типовое расписание курсо-вого дня. Переводила я данный труд еще до того, как прочитала книгу Р.В. Полчанинова, и поэтому тогда я не смогла по-настоящему прочувствовать атмосферу югославских курсов то-го времени. Теперь же благодаря представленным в книге подробным описаниям в моем со-знании возникла живая картина тех исторических событий. Также в книге есть замечательная подборка редких фотографий, которая помогает нагляднее представить исторические факты.
Уверена, что помимо прочего данная книга ценна тем, что являет собой пример служения для молодого разведческого поколения. Пример того, как молодые люди без особой поддерж-ки со стороны взрослых делали важное, серьезное и тяжелое для них дело. Современным раз-ведчикам часто не хватает смелости брать на себя ответственность за важное начинание, по-рой они бояться дерзать делать что-то масштабное самостоятельно, хотя имеют для этого по-тенциал. У них нет уверенности в себе, которой их может заразить личный пример автора и его соратников, их разведческий путь и их смелость.
Инс. НОРД «Русь» Анна Смутная, переводчик с сербского языка
Темы для бесед
250 лет тому назад
27 мая 1766 г. ер изобретатель   Ползунов. И.И. Ползунов родился 14 марта 1728 г. в Екатеринбурге. В 1742 по окончании Арифметической школы, был опре-делен «механическим учеником» на завод, где изучал горнозаводские машины. В 1748 пере-веден в Барнаул для работы на Колывано–Воскресенских заводах, где занимался отчетами о ходе заводского производства. В 1754, когда Ползунов строил вододействующую лесопилку, началась его конструкторская работа. После самостоятельного изучения книг по металлургии и минералогии в 1763 предложил создать «огненный», т.е. пароатмосферный, двигатель, спо-собный заменить гидравлические колеса. Был переведен в «механикусы» с чином и окладом инженерного капитан-поручика. В 1764–1766 гг. сделал первую в России паровую машину для приведения в действие воздуходувных мехов. Заболев «чахоткой» (туберкулёзом), умер за неделю до испытаний «большой машины».
200 лет тому назад
24  1816 г.  Пётр Михайлович Боклевский, ,   « ». Учился в Московском университете (1834—1840), служил губернским секретарем в Рязани. В Петербурге, брал уроки у профессора петербургской Ака-демии художеств. В Рязани скандальную славу получили его карикатуры на самодурство местного губернатора. Затем жил в основном в Москве. Последний период жизни был труден из-за бедности и болезней, но над иллюстрациями работал чуть ли не до самой смерти.
Его рисунки и акварели полны романтической иронии. Выступал и как политический карикатурист, но по-настоящему проявил себя в книжной иллюстрации – «Мертвых душ» и др. произведения Гоголя, А. Островского и других писателей.

«К нам едет ревизор»
П.М. Боклевский
150 лет тому назад
2  1866    , «-», кото-рой была      (см. очерк).
100 лет тому назад
9  1916 г. в Петербурге  скульптор   .    22  1838        . Способности к рисованию и лепке развивал и совершенствовал в Строгановской рисовальной школе. С 1857 г. учился в училище живописи и ваяния в мастер-ской профессора Н.А. Ромазанова. М.А. Чижов работал над памятником «Тысячелетие Рос-сии» в новгородском кремле: он автор горельефов «Просветители», «Военные люди» (здесь ему помогал А.М. Любимов) и фигур Сперанского и Воронцова. Для молодого талантливого скульптора Чижова работа над памятником была школой ваяния. С 1863 г. он обучался в Академии художеств.
Получив большую золотую медаль, отправляется в Италию за казённый счёт. Ему принад-лежат скульптурные работы и портретные бюсты: М.И. Глинки в фойе Мариинского театра (1876 г.) Н.А. Некрасова для надгробного памятника на Новодевичьем кладбище в Петербур-ге (1881 г.). Работал реставратором в Эрмитаже, с 1880 г. хранителем эрмитажного музея скульптур, преподавал в училище художественного рисования. С 1893 г. – действительный член Академии художеств и Академического совета.

Памятник «Тысячелетие России», в новгородском кремле, горельеф «военные люди».
Скульптор М.А. Чижов

Надежда Андреевна Дурова
(1883 – 1866)
Надежда Андреевна Дурова родилась в Киеве в небогатой дворянской семье гусарского рот-мистра Андрея Васильевича Дурова и Надежды Ивановны Александрович. Родители Надеж-ды вели скитальческую полковую жизнь. Мать очень хотела сына, и разочарованная тем, что родилась дочь, она возненавидела девочку. Как-то раз во время какого-то переезда девочка долго плакала в карете. Разъяренная мать выхватила свою дочурку из рук няни и выбросила в окно. Окровавленного ребенка подобрали свои гусары, и отец отдал дочь на воспитание сво-ему денщику. В воспоминания Дурова писала: «Седло было моею первою колыбелью; ло-шадь, оружие и полковая музыка — первыми детскими игрушками и забавами». Надежда Ду-рова росла в военной атмосфере, привыкла и полюбила ее, и с ранних лет мечтала быть маль-чиком.
В 1789 г. Андрей Дуров вышел в отставку и поселился в Сарапуле, а в 1801 году Надеж-ду выдали замуж за чиновника В.С. Чернова. У них родился сын Иван, однако любви между супругами не было, семейная жизнь стала невыносимой, и в 1804 году Надежда оставила се-мью и вернулась к родителям. Источники противоречивы: одни говорят, что она покинула мужа, взяв с собой сына, другие же, что она бросила мужа и сына. Мать пришла в негодова-ние и настаивала, чтобы Надежда вернулась к мужу. Дурова решила бежать. Она переоделась в мужской костюм, и присоединилась к казачьему полку, назвавшись Александром Андре-евичем Дуровым, сыном помещика. Она рассказала, что хотела поступить на военную служ-бу, но ее не пускали, поэтому бумаг у нее при себе не было, а свою «безусость» объяснила тем, что ей только 14 лет. Верили ей или нет – неизвестно. Вероятно, многие догадывались, подсмеивались над ней, но оставляли в покое, видя ее прилежание и рвение.
Из казачьего Дурова поступила в конный уланский полк и сразу же попала на войну с Францией. Она сражалась сначала рядовым, потом корнетом, отличившись в боях храбро-стью. Здесь и открылось, что она женщина, о чем донесли Александру I. Царь вызвал Дурову к себе в Петербург, и после беседы дал ей офицерский чин, новую фамилию, в свою честь, – Александров, разрешив ей продолжать служить в армии.
В одном из боев она спасла жизнь офицера, и за это ее награждили Георгиевским кре-стом. Дурова–Александров храбро сражалась во время Отечественной войны, но накануне Бородинского боя ее контузило в ногу, и в Бородинской битве она не участвовала.
После сражения Кутузов узнал о Дуровой, и сделал ее своим ординарцем. В этом чине Дурова приняла участие в походах русской армии 1813–1814 гг.
В 1816 г. Надежда Андреевна вышла в отставку в чине штабс-ротмистра и поселилась в Елабуге, но продолжала носить мужское платье и называться Александром Андреевичем Александровым.
Она занялась литературным творчеством. Написала несколько романов и повестей, но самую большую известность принесли ее воспоминания, опубликованные в Пушкинском «Современнике» за 1836 год.
Вот что пишет Л.А. Черейский о встрече Дуровой с Пушкиным: «Личному знакомству Пушкина и Дуровой предшествовала переписка по поводу издания ее «Записок». В марте 1836 года Пушкин благодарил Дурову за присылку рукописи и оказанное ему доверие. Письмо заканчивается хвалебным отзывом: «Прелесть! Живо, оригинально, слог прекрас-ный».»
Отрывки из «Записок» Н.А. Дуровой о 1812 годе были опубликованы во втором томе пушкинского «Современника» с предисловием издателя, в котором говорилось: «С неизъяс-нимым участием прочли мы признания женщины, столь необыкновенной; с изумлением уви-дели, что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным». Опубликованные отрывки вызвали большой интерес среди читающей публики, приоткрыли таинственную завесу над ее лично-стью и сделали на некоторое время имя Дуровой весьма популярным. Высоко оценил их В.Г. Белинский и даже склонен был считать их пушкинской мистификацией.
Свои встречи с Пушкиным в Петербурге летом 1836 года Дурова описала в мемуарной повести «Год жизни в Петербурге...» (1838). Поэт принимал ее на своей каменноостровской даче и был с ней очень любезен.
Полные записки Дуровой были изданы ее родственником И.Г. Бутовским под названием «Кавалерист-девица. Происшествие в России» в двух частях, которые вышли в свет осенью 1836 года. Выход первой части записок Пушкин отметил в четвертом томе «Современника» краткой заметкой и назвал их «замечательными по всем отношениям».
Ободренная словами Пушкина — «будьте смелы,— вступайте на поприще литературное столь же отважно, как и на то, которое вас прославило»,— Дурова напечатала в 1837—1840 годах в столичных журналах и отдельными изданиями ряд интересных беллетристических произведений — романы, рассказы и повести с бытовыми и этнографическими описаниями жизни малых народностей. (Современники Пушкина. Документальные очерки. М., 1999, с. 270–271).
Умерла Дурова 23 марта 1866 года. Ее жизнь послужила основой для романа, повести, пьесы, музыкального кинофильма «Гусарская баллада», и оперы.
Скм А. Аристова

Христос воскресе!
Латвия, Двинск (Даугавпилс), 1942 год. Немецкая оккупация. В городе много пленных. Жи-вут в лагере. Некоторые работают у немцев и живут в городе под стражей.
Великая суббота. Отец Леонид, после освящения куличей, попросил собрать освященные яства для пленных. Сестричество собирается поздравить пленных и угостить.
Недалеко от нашего дома в небольшом бараке живут русские пленные. И вот мы с сест-рой, с помощью мамы, собрали корзину пасхального угощения. В Пасхальное воскресенье направляемся к бараку. У входа стоит немецкий солдат с винтовкой. Несмело подходим и объясняем, что у православных Пасха, и мы хотим поздравить пленных. Получаем разреше-ние и подходим к бараку. Дверь открыта. Входим. На кроватях рядышком сидят солдатики.
«Христос воскресе!» приветствуем изумленных парней. Подходим христосоваться. Да не тут-то было! Наших солдатиков, как ветром сдуло. Соскочили с кроватей и бегом из барака.
Смущенные, мы тоже выходим. Смотрим, у водокачки стоят наши солдатики, умывают-ся, вытирая лицо гимнастерками, приглаживают волосы, и гуськом идут в барак и садятся на свои места. На лицах улыбка. Вот теперь мы готовы! Христосуемся. Выкладываем угощение. Вопросы и удивление.
– Русские девушки в Латвии?! Вы что, остовцы из России? – Мы объясняем, что мы здешние, и что в городе много русских.
Ребята вспоминают маму. Ведь она тоже пекла такие же куличи, но называла их «сладкая булка», а сырную пасху, называла «паста». А яйца красила луковыми перьями (шелухой). На это была причина!
Мы долго сидим, расспрашивая о жизни «там», а они о жизни, как они говорили, «на чужбине».
Наконец, пора расставаться. Просили их навещать. Но через неделю, когда мы пришли, их уже не было. А жаль. Хотелось бы знать их судьбу.
Скм. Лидия Герич
Благодарность
На призыв редакции «Опыта» и скм. Сергея Недельчева о фотографиях с Торжественным Обещанием разведчиков откликнулись люди со всего света. В итоге нами была выбрана фо-тография, опубликованная на обложке этого номера. Благодарим всех, кто поделился своими фотографиями!