Журнал скаутских руководителей "Опыт" №144 (июль 2012)

ВложениеРазмер
PDF icon opyt144.pdf1.26 МБ
PDF файл журнала для загрузки и печати - ссылка в конце страницы.

Содержание

Б.Б. Мартино  – скм Р. Полчанинов
Столпы русского скаутизма  – скм Л. Артемьев
Знаете ли вы?   
О чем говорят требования в наших разрядах по религии  – ски. Р. Аленин
П.И. Багратион  – B.M. Глинка
Темы для бесед  – редакция
Специальность «Филателист»  – скм Р. Полчанинов
Разведчик друг животных. Долгопят  – скм А. Аристова


№ 144        Июль        2012

«Опыт» – журнал разведческих руководителей, издается Главной Квартирой Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР) с 1946 года.

Редактор – скм А. Аристова (astaristov@gmail.com)
Технический редактор и вёрстка – ски А. Каркач     (scout@mail.ru)
Страница журнала в Интернете: http://www.scouts.ru/modules/opyt/

Помещаемый в порядке информации журнал не обязательно отражает мнение или установки руководства ОРЮР. Редакция оставляет за собой право не помещать присланный материал, как и вернуть автору на переработку. Редакция не отвечает за точность текста, основанного на неразборчивой рукописи или копии. Присланные рукописи и материал не возвращаются.

Главная Квартира ОРЮР № 144, июль 2012 г.
© SGPA 2012
 
Борис Борисович Мартино 1917-1962

Борис Мартино родился 5 июня 1917 г. в Кронштадте в семье морского офицера, который, был послан в 1919 г. в Королевство СХС (сербов, хорватов и словенцев – Югославия) на должность морского атташе при русском посольстве в Белграде. После демобилизации стал преподавателем французского языка в сараевской шариатской (мусульманской) гимназии.
В Сараеве был русский «Детский дом», в котором был детский сад, куда поступил Боря, и русская начальная школа, которую он окончил в 1926 г. Боря поступил в местную государственную гимназию, когда ему было 9 лет, хотя полагалось иметь 10, но был принят в виде исключения.
В том же году он записался в отряд югославских скаутов. В звене он был самым младшим и самым маленьким по росту, и ему там не понравилось.
Когда один Борин приятель стал вожаком, он предложил Боре снова вступить в скауты на должность помощника вожака. Среди новичков Боря был самым старшим – ему было уже 13 лет. Начальник отряда Луло Фркович, предложил Боре собрать свое звено и стать вожаком, хотя Боря еще не успел сдать III разряд. В свое звено Боря привлек Славу (Святослава Владимировича 1916-1946) Пелипца и меня. Слава был Бориным ровесником и не мог набирать новичков в своем классе, так как новички должны были бы быть младше своего вожака, и Боря поручил это дело мне, за что и назначил меня помощником вожака. Звену был дан флажок какого-то старого звена, и мы стали звеном «Ласточка».
1 февраля 1931 г. Боря был назначен вожаком и провел первый сбор своего звена, 16 февраля сдал III разряд. Сборы устраивались два раза в неделю. Все скауты должны были покупать ежемесячный журнал «Скаутски гласник» (Скаутский вестник), а Боря покупал еще и ротаторный журнал «Нови скаут», который издавался в Загребе, и был интереснее официального органа.
В февральском номере «Нового скаута» было напечатано обращение Г. Шплихала, секретаря скм. Ивана Семеновича Светова (1902–1982) к русским членам Союза скаутов Королевства Югославия с предложением войти в связь с Центральной штаб-квартирой русских одиночных скаутов в Европе. Мы, Боря, Слава и я, решили откликнуться. По дороге из гимназии мы зашли к Боре, он написал открытку Шплихалу, а мы все расписались. Это было 4 апреля 1931 г. и этот день считается днем основания одиночного «патруля» «Волк», (по нынешней терминологии – звена). 15 июля 1932 г. из кадет, приехавших на лето в Сараево, было сформировано второе звено – «Белый Медведь» и одновременно Сараевский генерала Корнилова отряд русских скаутов.
В 1931 г. мы с Борей выпустил два номера рукописного журнала «Волк», а с 1932 г. стали выпускать рукописный журнал «Волчий вой». Всего под Бориной редакцией до 1937 г. вышло 28 номеров. Дальнейшие же выпускались только мною.
В 1934 г. Боря окончил VIII югославский курс для руководителей на Плитвицких озерах, девизом которого было БКС – «Будем как солнце» (слова из стихотворения Бальмонта). Там он был замечен начальником БКС курсов Максимом Владимировичем Агаповым–Таганским (1890–1973), который пригласил Борю читать лекции на следующем курсе. Это было единственным случаем в истории этих курсов, когда только что окончившему курсанту оказывалась такая честь. Следующий курс состоялся там же в 1935 г., и Боря читал лекции по звеновой системе (по–хорватски – Водни систем), – одному из главных предметов руководительских курсов. Подготавливаясь к лекциям, Боря написал «Водни систем», который позднее перевел на русский язык, назвав его «Звеновая система» (1–е издание, Берлин 1942. Переиздавалось несколько раз). Он также преподавал пропаганду и игры, и для всех этих предметов написал лекции.
Окончив гимназию в 1934 г., Боря поехал в Белград и записался на юридический факультет. Для этого достаточно было иметь свидетельство об окончании гимназии с оценкой по латинскому языку. Боря решил заниматься в университете заочно, что формально не разрешалось, но негласно терпелось.
В 1935 г. Боря был назначен начальником Сараевского отряда и произведен в помощники скаутмастера. (приказ Ст.р.ск. 283, который не сохранился). Летом 1936 г. мы решили провести первый отрядный лагерь недалеко от Сараева у подножья горы Белашница. В лагерь поехало 6 человек, и длился он всего 6 дней. Проведя успешно свой первый лагерь, Боря решил в 1937 г. провести месячный совместный лагерь Сараевского и Загребского отрядов в Шуметлице около г. Нова Градишка. В этом лагере был проведен I КДВ. Это был первый русский курс, проведенный по программе югославских руководительских БКС курсов, созданных русскими руководителями Агаповым–Таганским, Гарднером и Ивашинцевым.
Осенью 1937 г. Борин отец получил повышение по службе с переводом из Сараева в г. Ужице. Родители решили, что будет лучше, если Боря поедет в Белград. С ним поехал и наш четвертый сараевец, боснийский мусульманин Малик Мулич, а Слава Пелипец уже с 1934 г. учился на агрономическом факультете Белградского университета в предместье Белграда – Земуне.
Таким образом, в 1937 г. в Белграде оказалось три сараевца из четырех. Живя в Земуне, Слава Пелипец принимал активное участие в работе местного общества «Русский Сокол» и НТСНП – Национально-Трудового Союза нового Поколения (ныне НТС). Боря и Малик решили работать в Белградской дружине русских скаутов и вместе со Славой посещали собрания НТСНП в Белграде. Боре было предложено руководить II БОРС – II Белградским отрядом русских скаутов, оказавшемуся к тому времени без руководителя. По началу Малик помогал Боре, но вскоре, в том же 1937 г., основал III БОРС. Боря II БОРС назвал Суворовским, а Малик III БОРС – Ермака Тимофеевича. Слава решил вернуться к разведческой работе и 9 апреля 1938 г. основал IV БОРС генерала Дроздовского.
Белградец Саша (Александр Михайлович 1920–?) Глянцев так вспоминал появление сараевцев в Белграде: «Очень-очень жаль, что между белградцами и сараевцами получились и отчасти амбициозные нелады <…> но вы пришли и принесли НОВОЕ, ЖИВОЕ, ИНТЕРЕСНЕЙШЕЕ! <…> Боря, Малик и Слава внесли огромнейшее оживление в работу белградских скаутов, включив советские отличнейшие песни: ‘Веселый ветер’, ‘Эй вратарь – физкультура’, ‘Широка страна моя родная’ и пионерскую ‘Крутыми тропинками в горы’» (2).
Мы, сараевцы, решили выпускать в Белграде разведческий журнал и назвали его «Мы». Первый номер журнала вышел в январе 1938 г. Начиная с №3–4 в журнале появилась страница юмора, которую составлял Сева Селивановский.
Школьный год 1937–1938 прошел в подготовке к месячному лагерю в Шуметлице, на этот раз всего Югославского отдела. В лагере были одновременно проведены и II КДВ и I КДР – Курс для руководителей, тоже по программам югославских БКС курсов.
Лагерь в Шуметлице в 1937 г. был назван лагерем Перуна, а лагерь в 1938 г., по случаю отмечавшегося всем Зарубежьем 950–летия крещения Руси, – лагерем Св. Владимира. Получилась символическая последовательность.
Сдав последние экзамены в университете, Борис Мартино в июне 1938 г. отправился в гости к сестре своей матери в Финляндию. По дороге он посетил Литву, Латвию и Эстонию. Побывал на искони русской Печорской земле, посетил Валаам и подходил вплотную к колючей проволоке, отделявшей родину от Свободного мира. Везде встречался с русскими скаутами и вынес неизгладимые впечатления от этой своей первой поездки из Югославии к границе СССР.
Председатель НТСНП Виктор Михайлович Байдалаков (1900–1967) попросил Бориса узнать о судьбе арестованных в Эстонии местных союзных руководителей: Б. Агеева, В. Булдакова, А. Тенсона, Р. Чернявского и С. Ходоровского. По счастливой случайности, скаутский руководитель в Нарве Константин И. Луга (Luuga) был членом HTC и мог сообщить все подробности случившегося.
Окончив университет, Борис, как полагалось в Югославии, был призван в армию. Как новобранец с высшим образованием, он отбывал воинскую повинность в школе пехотных офицеров запаса в Сараеве, которую окончил летом 1939 г., но так, что смог в июле в Шуметлице провести в лагере Димы Шипчинского II КДР. В 1940 г. в лагере около Пазарича (26 км. от Сараева) под руководством Бориса был проведен III КДР.
Найти работу по специальности было не так просто, а тут в апреле 1941 г. на Югославию напала Германия с союзниками и разгромила ее в считанные дни так, что Югославия даже не успела призвать на военную службу запасных. Сараево и вся Босния и Герцеговина были присоединены к Хорватии. Для православных, названных «греко-восточниками», был введен особо строгий полицейский час. Шли массовые аресты и расстрелы православных сербов. Только после нападения Германии и ее союзников на СССР отношение к православным русским улучшилось. В связи с этим начался и призыв русских в хорватскую армию и посылка их на борьбу с четниками и партизанами. Следует пояснить: в то время в Югославии с немцами боролись и четники (монархисты) и партизаны (коммунисты). К тому же они боролись и между собой.
Слава Пелипец, отбывавший во время войны воинскую повинность, был послан на фронт и взят немцами в плен. Слава бежал из плена и при помощи НТС вскоре оказался в Смоленске. Борис, Жорж Богатырев, Клавдий Цыганов, Игорь Москаленко и я решили последовать примеру Пелипца и поехали на работы в Германию, в надежде оттуда продвигаться дальше в Россию.
Мы покинули Хорватию 26 января 1942 г. и с рабочим транспортом прибыли в Берлин. Борису Мартино удалось бежать и НТС, дней через десять, отправил его в Варшаву. Для этого ему надо было около Ченстоховы нелегально перейти границу, а это было не так просто. Борис шел по пояс в снегу через лес и сильно простудился.
Из Варшавы он должен был двигаться дальше, но не сразу. На несколько месяцев Борис получил работу в Варшаве в Доме Молодежи. Дом Молодежи находился в ведении Русского комитета и помещался, в помещении, где до войны был русский студенческий клуб. В Варшаве несколько раз русскими скаутскими руководителями начиналась скаутская–разведческая работа, но каждый раз, когда становился заметен ее скаутский характер, по приказу немцев, работа пресекалась.
Борис умел увлекательно говорить, хорошо рисовать и писать стихи. В 14 лет он написал на мотив «Алла верды» песню сараевского звена «Волк»: «Когда патруль наш основался….», а через год «Марш Сараевского отряда». Приехав в Варшаву, он в начале 1942 г. написал песню «Костер разведчика» («Давно, еще в Павловском Парке….»), которая вскоре стала как бы вторым гимном организации. Тогда же он написал и потерянное и забытое стихотворение «Забытые Гумилевым», в котором он упрекнул поэта, что в стихотворении «Капитаны» не упомянул ни одного русского героя. У меня случайно сохранились только два первых куплета:

Не всех он воспел капитанов,
Искателей всех не назвал.
Любитель чужих караванов,
Он пряности Юга искал.
Его ж за Россию убили.
Не долго он ей послужил.
Они Ее в сердце забыли,
Как он Ее в песнях забыл.

Дальше Борис писал о русских землепроходцах, построивших в Калифорнии Форт-Росс, и т.д.
Председатель Русского комитета в Генерал–Губернаторстве (оккупированная немцами часть Польши) Сергей Львович Войцеховский (1900–1984) писал впоследствии что: «Б.Б. Мартино, обладавший необыкновенной способностью привлечь сердца молодежи <…> занялся в Варшаве русским Домом Молодежи и преобразил его талантливым руководством». На праздновании дня Св. Георгия 1942 г. предполагалось, что Борис попрощается с Дружиной молодежи (официальное название), чтобы двинуться дальше «на Восток», но у него неожиданно пошла кровь горлом и врачи нашли у него туберкулез. Сильная простуда, полученная при нелегальном переходе через границу, и плохое питание (русские были приравнены к полякам, а поляки получали очень скудные продовольственные карточки) сделали свое. О продвижении «на восток» не могло быть и речи. Борис остался в Варшаве на своей должности, а меня назначили его помощником. Надо было готовить лагерь для русских детей, против чего со стороны немцев не было возражений. В прошлые лагеря принимались только дети из Варшавы, но я предложил принимать и иногородних, на что С.Л. Войцеховский охотно согласился.
После лагеря разведческая работа в Доме Молодежи была прекращена. В своих воспоминаниях С.Л. Войцеховский написал: «В Свидере, к сожалению, он (Борис – прим. РВП) проявил крайнюю несдержанность в споре с молодой участницей лагеря. <…> В 1943 году лагерь был переведен из Свидера в соседний дачный поселок Михалин и из скаутского стал детским». Руководство этим лагерем было поручено Георгию Михайловичу Шульгину.
Мне кажется, что в действительности была другая причина, а именно; любая скаутская деятельность была нацистами запрещена. В Свидере же на лагерных воротах красовалась лилия, и кое-кто носил разведческие треугольные галстуки. Однажды в лагерь неожиданно приехала немецкая комиссия, которая не могла не заметить скаутской символики. Думаю, что это было настоящей причиной того, что в следующем году лагерь «из скаутского стал детским». Думаю, что все бы было иначе, если бы С.Л. Войцеховский предупредил Бориса, чтобы он не пользовался скаутской символикой. Это было ошибкой С.Л. Войцеховского и ему, вероятно, пришлось выслушать выговор от немецкого начальства. Дом Молодежи был закрыт, а Бориса и меня уволили с работы, предупредив, чтобы мы не вздумали нелегально вести разведческую работу.
В марте 1943 г. я отбыл в Псков, а летом Борис все же начал осторожно встречаться с разведчиками и разведчицами и устраивать поездки небольшими группами в окрестности Варшавы.
О разведческих лагерях в Генерал–Губернаторстве не могло быть и речи, но в 1943 г. Борис получил из Берлина официальный вызов явиться в лагерь. Вызов был напечатан на бланке с печатью, из Центрального штаба НОРМ. На основании этого вызова Борис без труда получил пропуск через границу и смог в июле, в лагере «Русь» около местечка Пельцкуль, провести VI КДР. Это был самый многолюдный лагерь–слет подпольного Германского отдела.
В Варшаву, вскоре после моего отъезда, приехал, тоже при помощи НТС, Малик Мулич. Он пробыл в Варшаве недолго, готовясь ехать дальше. В глазах немцев он был говорящим по-русски хорватом и потому, без всякого труда, получил работу переводчика в немецкой фирме в Крыму. Малик, будучи в Варшаве, помогал Борису, принимая активное участие в подпольной разведческой работе.По заданию НТС Б.Б. Мартино поступил в 1943 г. в Sonderstab “R”, цель которого была борьба с партизанами, но НТС использовал службу в Зондерштабе в своих целях. Члены НТС поддерживали связь между группами НТС на оккупированной территории СССР, создавали новые группы, и среди партизан распространяли идеи борьбы, как с Гитлером, так и со Сталиным. Узнав про это, немцы без суда, прямо на улице, убили руководителя НТС А.Э. Вюрглера, а начальника Зондерштаба майора Регенау (настоящая фамилия Смысловский) арестовали и посадили в Торнскую крепость. Б.Б. Мартино арестован не был.
Когда летом 1944 г. красная армия приблизилась к Варшаве, Борис уехал в Грац, где в то время пребывал начальник НОРМ и подпольного Германского отдела разведчиков Георгий Львович Лукин. Было решено, несмотря на исключительные трудности, устроить лагерь и VII КДР. Найти место для лагеря взялся Олег Н. Минаев, которому удалось его устроить в августе в Альпах в Цойчахе (Zeutschach), якобы для подготовки русской молодежи к вспомогательной службе в противовоздушной обороне (Flakhelfer). Кандидаты на КДР, которые не могли на работе получить отпуск, так как в середине 1944 г. никому отпусков не давали, получали на бланках НОРМ вызов явиться на курс «флакхелферов». Благодаря таким вызовам, на КДР собралось около 20 человек. Подготовка «флакхелферов» входила в планы немцев, и потому все прошло благополучно. Даже для курсантов были получены от немцев палатки. В сентябре 1944 г. Борис, приглашенный быть крестным отцом моей дочки Людмилы, приехал к нам в Берг, в рабочий лагерь, который находился на немецкой стороне Дуная, недалеко от Братиславы. Встреча Бориса и приехавшего с ним Г.Л. Лукина с Евгением Евгениевичем Поздеевым (1916–1994) и была использована для обсуждения дел подпольной организации скаутов-разведчиков.
Пражский манифест 14 ноября 1944 г. ген. Андрея Андреевича Власова открыл новую страницу в биографии Б.Б. Мартино. 17 декабря состоялось заседание КОНР – Комитета Освобождения Народов России, на котором ген. Георгий Николаевич Жиленков сделал доклад о положении русской молодежи в Германии. Ген. А.А. Власов проявил особый интерес к работе с молодежью, и в январе 1945 г. был создан СМНР – Союз Молодежи Народов России, который подчинялся Гражданскому управлению КОНР. Начальником СМНР был назначен лейтенант Ю.В. Дьячков (член НТС), а Б.Б. Мартино был членом Совета СМНР. В феврале КОНР и его Гражданское управление были эвакуированы в Карлсбад (Карловы Вары). Конец войны застал Б.Б. Мартино, С.В. Пелипца, Г.Л. Лукина и Маргариту Николаевну Сагайдаковскую в баварском городе Меммингене, где нашлись русские дети и Мартино устроил летом 1945 г. разведческий лагерь. Русских детей в Меммингене было мало, и Борис поехал в ближайший ДиПи лагерь в Кемптен и в более отдаленный город Мюнхен, ставший к тому времени одним из центров русской общественной жизни, налаживать там разведческую работу. В Мюнхене трудами о. Александра Киселева (1909–2001), в прошлом скаутского руководителя в Эстонии, был создан православный дом «Милосердного Самарянина». Русским в Германии, Австрии и Италии, чтобы избежать насильственной выдачи коммунистам, нельзя было называться русскими. Американцы считали «национальность» подданством, и тех, кто в графе «национальность» писали – «русский», считали советскими подданными, подлежащими насильственной выдаче. В зависимости от обстановки, русские, в графе «национальность», писали либо «бесподданный» либо что-нибудь другое.
В доме «Милосердного Самарянина» о. Александр Киселев учредил гимназию и помог созданию отряда скаутов-разведчиков. В гостеприимном доме с 4 по 6 ноября был проведен первый за всю историю русских скаутов-разведчиков за границей «Съезд руководителей юных разведчиков». На съезде присутствовали, с правом голоса или без оного, русские скауты-разведчики из разных стран, оказавшиеся случайно в то время в Мюнхене или в ближайших лагерях. Борис сделал доклад о работе ИЧ – Инструкторской части в годы войны (1941–1945) и был избран Заместителем Ст.р.ск. на Европу – Старшего русского скаута Олега Ивановича Пантюхова (1882–1973), проживавшего в США, связь с которым в годы войны была прервана. НОРС-Р – Национальная Организация Русских Скаутов-Разведчиков, переименованная на Дальнем Востоке в ОР – Организацию разведчиков (в Европе НОРР), приняла новое название ОРЮР – Организация Российских Юных Разведчиков, а ИЧ была на том же съезде переименована в ГК – Главную квартиру. Как бы завершением ноябрьского съезда в Мюнхене была конференция 18–20 февраля 1946 г. в ДиПи лагере Менхегоф около Касселя.
В конце 1945 г. у Бориса был неприятный разговор с представителем Ст.р.ск. Владимиром Аполлоновичем Темномеровым (1901 – 1989). В результате Борис в приказе №7 от 21.12.1946 объявил, что «ввиду изменившегося внешнего положения организации и в результате обсуждения его с личным представителем О.И. Пантюхова, заменяю наименование должности “Заместитель Старшего Скаута на Европу” наименованием “Старший Скаутмастер ОРЮР”».
На работу Борис устроился в немецкое агентство новостей. Его работа заключалась в записи под диктовку радионовостей ТАСС и перевода их на немецкий. Помню, как Борис, отправляясь в разведческий лагерь, брал с собой для этой цели портативный радиоприемник. Кроме того, Борис подрабатывал еще и передачами по «Голосу Америки».
Борис трудился, не щадя себя, и в ноябре 1946 г. из-за приступа камней в почках, слег в городскую больницу в Розенгейме, в которой работала сестрой милосердия мать Юры (Георгия Михайловича) Солдатова (р.1932). Г. Солдатов вспоминает: «Несмотря на болезнь, Борис каждый день занимался корреспонденцией, читал и старался в разговорах с живущими в городе эмигрантами узнать адреса русских ребят в соседних городах и лагерях. <…> Бывало, когда в палату заходила моя мать, я оставался и слушал их разговоры о России и разведчиках. Моя мать считала Бориса большим патриотом и слушала о том, что, по его мнению, необходимо было бы сделать для России и для молодежи в эмиграции».
Несмотря на необходимость лечиться, Борис летом, без разрешения врачей, при помощи старших разведчиков, несколько раз совершал побеги из больницы через окно, чтобы участвовать в летних разведческих лагерях, проводить руководительские курсы и организовать II съезд руководителей ОРЮР в сентябре 1947 г. в лагере в Легау.
Покинув больницу осенью 1947 г., Борис продолжал работу с разведчиками, и когда Г.Л. Лукин попросил его освободить от должности начальника Баварского отдела, он принял эту должность на себя (Приказ 14 от 20.10.1947). В 1948 г. принимал участие во всех летних лагерях, в результате чего, из-за трудных лагерных условий, у Бориса начался туберкулез костей левой ноги, и ему пришлось ходить с палочкой. Таким мы его видели на первом разведческом слете по случаю 40–летия организации, состоявшемся с 6 по 9 мая 1949 г. в лагере Фельдмохинг около Мюнхена (он же и Шлейсгейм).
Вскоре после слета и до весны 1950 г. Борис жил в Мюнхене в бараках для беженцев. С декабря 1951 г. по май 1952 г. был снова в госпитале, где ему было сделано две операции. С 1952 г. по 1954 г. был на ответственной работе в закрытом секторе НТС.
Туберкулез костей ног сделал Бориса инвалидом. На лечение не хватало денег (циркуляр №1 от 2.2.1952) и руководители ОРЮР стали регулярно собирать между собой деньги на его лечение. В письме членам Совета от 10.3.1954 Борис писал:
«О себе, к сожалению, не могу сообщить ничего отрадного. Все те же боли в ногах. Курс уколов не дал результатов. 16 февраля мою правую ногу заключили в гипс, в надежде этим укрепить сустав. 4 марта гипс разрезали, так что я теперь могу принимать ванны и получать массаж <…>, однако без гипса ходить запрещено. Сколько времени придется носить гипс неизвестно. <…> Ходить с тяжелым гипсом, конечно, очень трудно, без костылей невозможно. <…> Правая нога неподвижна в колене, а левая в бедре и к тому же левая на 5 см. короче правой».
Во Франкфурте заботу о Борисе взяла на себя семья Поздеевых. 30 января 1955 г. из НТС были исключены В.М. Байдалаков, Е.Е. Поздеев и пр. Борис не был исключен, но ему пришлось бросить службу в НТС и вместе с Поздеевыми уехать в Мюнхен. Летом 1955 г. Борис принимал самое деятельное участие в разведческих лагерях. Про Бориса (лесное имя «Волк») пели в «журавле»: «Град и дождь бьет день за днем / «Волку» это нипочем», но в действительности, из-за такой жизни, Борис снова оказался в санатории в Гаутинге, и надолго. Лето 1957 г. и 1958 г. ему пришлось, вместо лагерей, лечиться в том же санатории.
В июле 1956 г. Борис принял на себя должность редактора журнала для руководителей «Опыт», который редактировал до конца своей жизни.
1 октября 1957 г. вступил в силу новый устав ОРЮР. Раньше номинальным главой организации признавался О.И. Пантюхов. По новому уставу он был лишен этого почетного звания, и единственным главой организации был утвержден Б.Б. Мартино. Таким образом, давно назревавший разрыв произошел, и ОРЮР и НОРС-Р стали двумя отдельными русскими скаутскими организациями, одна во главе с Б.Б. Мартино, а другая с О.И. Пантюховым.
Осенью 1958 г., выйдя из санатория, Борис устроился на работу на «Радио Освобождение» в отдел новостей. Он писал мне в письме от 29.11.1958: «Я служу в «Освобождении». После санатория очень трудно. Зверски устаю, а свободное время трачу на поиски комнаты, что крайне сложно (лестницы ведь для меня неприемлемы). Живу пока в пансионе». Летом 1959 г. Борис прилетел в Калифорнию, чтобы принять участие в юбилейном слете ОРЮР по случаю 50-летия организации. На радио это было оформлено как служебная командировка. Борис делал записи для передач. На «Радио Освобождение» (с мая 1959 г. – «Радио Свобода») Борис пробыл до самой смерти 22 июля 1962 г.
У Бориса не было семьи, и все свое свободное время он отдавал воспитанию русской молодежи в национальном духе, видя в этом посильное служение Родине.
Б.Б. Мартино похоронен на городском кладбище города Мюнхена Perlacher Forst, в ста метрах за оградой которого находится православный собор. За могилой ухаживает Мюнхенская дружина ОРЮР.
За основание Сараевского отряда Борис, Слава Пелипец и я были в 1932 г. награждены «Пальмовыми ветками» 4 степени. Об этом было сообщено в скаутской газете «Звено», которая выходила в г. Тарту (Юрьев), Эстония. Позднее Борис получил и «Пальмовые ветки» 3, 2 и 1 степеней, был награжден орденом «Белого Медведя» 2 ст. (Пр.Ст.р.ск. №318 от 1.12.1939), медалью «За Россию» (Пр.Ст.р.ск. №320 от 23.3.1940), «За верность» 2 ст. (Пр. ИЧ №9 от 1.1.1943) и почетным орденом «Могучего Белого Медведя» (Пр.Ст.р.ск. без №, от 28.11.1948)
Б.Б. Мартино редактировал рукописный журнал «Волк», Сараево (Югославия), «№1 и №2 (1931), рукописный журнал «Волчий вой», Сараево (Югославия), номера 1 (1932) – 28 (1937), «Мы», Белград (Югославия), номера 1 (1938) – 11 (1940). Редактировал «Опыт» в 1956–1962 гг. Сотрудничал в центральных изданиях ОРЮР. Его статьи перепечатывались и посмертно.
Б.Б. является автором книг «Звеновая система» (4 издания: 1942, 1945, 1957, 1968), «Пропаганда» (2 издания: 1942, 1968), «Игры» (3 издания: 1942, 1958, 1968), «Символика» (без указания автора, 4 издания: 1946, 1968, 1979, 1980), «Беседы у костра» (автор «Старый Волк», 1950), «Беседа Старого Волка к юбилейному костру 10 мая 1959 г.», «Волчата» (1968), «Основы волчатской работы» (1985), «Работа со стаей» (1992 в сборнике с другими авторами).
Считаю своим долгом поблагодарить Б.С. Пушкарёва за помощь при составлении этой статьи.
Скм Р. Полчанинов
Рисунок тушью Б.Б. Мартино – обложка скм Всеволода Селивановского для журнала «Свисток» №23, январь–февраль, Сан-Франциско
 
Столпы русского скаутизма
Основоположником русских скаутов считается О.И. Пантюхов. Это факт. Но, говоря о стопах русского скаутизма, надо вспомнить о святителе Василии Кинешемском (в миру Вениамин Сергеевич Преображенский). Сведения о нем мы находим в статье Е. Курниковой в журнале «Православный Вестник».
Вениамин Сергеевич успешно закончил духовную семинарию со степенью кандидата богословия. Преподавал иностранные языки и историю в гимназии.
В 1910 г изучал в Лондоне европейскую культуру, там и познакомился с идеей скаутизма.
В 1914 г. специально поехал в Англию, чтобы побывать в скаутском лагере. Там посещал лекции Б.П. и сделал более 60 переводов по скаутизму.
В 1915 н. издал книгу под названием «Бойскауты – практическое воспитание в Англии по системе скаутинга Б.П.»…
В. С. Преображенский наряду с пастырской деятельностью занимался и со скаутами. Участвовал в съездах. Всероссийский съезд в Петербурге вынес постановление познакомить гимназии и лицеи с трудами Преображенского
В 1917 г. Преображенский и В.А. Попов написали книгу, в которой система Б.П. применена к условиям русской жизни, природы и Православия России.
За свою пастырскую и скаутскую деятельность В. С. Преображенский – святитель Василий Кинешемский был выслан и умер в ссылке в 1945 году.
Не менее известным пионером русского скаутизма был Максим Владимирович Агапов-Таганский, выдающийся педагог, ученый и деятель скаутского движения, профессор, автор научных трудов по психологии, педагогике и я бы добавил: по скаутизму.
Скм Агапов был основоположником курсов для руководителей – БКС (Будем как солнце). Его курсы БКС во время войны дали плеяду талантливых руководителей. Благодаря, им и воскрес русский скаутизм в изгнании, запрещенный на родине. А после войны воспитанники этих курсов как Мартино и другие объединили разбросанные по Европе группировки русских скаутов и создали централизованную Организацию Российских Юных Разведчиков (ОРЮР) с главной квартирой, административными центрами (отделами) во главе с Олегом Ивановичем Пантюховым.
После смерти Мартино, пожизненного СтСкм, его пост занимали скм Р. Жуков, скм П. Уртьев, Скм М. Данилевский, при котором русские скауты зарубежья зажгли новые костры на родине.
А сегодня зарубежная ОРЮР под руководством СтСкм Алексея Захарьина общими усилиями с российской продолжают воспитывать русскую молодежь в православном-национальном духе. Дай, Бог, им здоровья и силы!
Скм Л. Артемьев (Австралия)


Знаете ли вы?
Слово «скаут» происходит от древне-французского escouter что значит слушать, обращать внимание, перешедшее в современно французское ecouter, от латинского auscultare – слушать, обращать внимание. Слово «скаут», в смысле разведчик (разведывающий) впервые в английском языке было записано в 1550 г, и уже Баден-Пауэлл применил его к мальчикам, занимавшихся разведкой.

 
О чем говорят требования в наших разрядах по религии
(Ответ отцу Ярославу Беликову)
В №603 Вестника Руководителя за март 2012 г. на последней странице прочитал призыв к дискуссии по требованиям по религии в наших разрядах протоиерея Ярослава Беликова и расстроился. О. Ярослав очень расплывчато указал требования на разряды и совершенно сместил акценты в другую сторону, чем вкладывалось в них или как я понимаю эти требования. Меня это огорчило.
Постараюсь привести полностью требования на раздел религии, как это указано в нашем Положении о разведчиках и разведчицах. Также приведу приблизительные требования по возрасту и основные цели, которые нужно учитывать, рассматривая требования. Также приведу свои комментарии по этим требованиям.
1. Требования на звание третьего разряда
1.1. Возраст: 11 - 13 лет.
1.2. Цели программы:
1.2.1. Ознакомление новичка с Организацией.
1.2.2. Превращение новичка в разведчика (разведчицу) и подготовка к Торжественному Обещанию.
1.4. Раздел религии:
Разведчик (разведчица) должны:
1.4.1. Уметь вести себя при молитве и понимать ее значение.
1.4.2. Знать и уметь петь молитвы: «Отче наш»; «Спаси, Господи»; «Царю Небесный»; «Достойно есть»; молитвы до и после еды; молитву разведчиков; утреннюю и вечернюю молитвы.
1.4.3. Рассказать о Рождестве Христовом и Пасхе и о русских обычаях, связанных с этими праздниками.
1.4.4. Объяснить, почему и как следует причащаться Святых Тайн.
1.4.5. Рассказать о св. Георгии - небесном покровителе разведчиков и св. княгине Ольге - небесной покровительнице разведчиц.

Третий разряд сдает новичок или волчонок/белочка, которые уже изучили основные молитвы на глазках, см. требования на глазки в Положении о вол./бел.
Наш Устав ОРЮР говорит, что «Православное христианство, лежащее в основе российской культуры и государственности, является основой религиозного воспитания и мировоззрения ОРЮР», см. п.8.1.2. А что главное в Православие? Главное в Православии научиться правильно, Славить Господа, т.е. молиться. Господь нам заповедал, «что должно всегда молиться» (Лк.18:1, ср. еще Мф.26.41; Еф.6.18 и 1 Фес.5.17). Святые отцы нам так же на своем Духовном опыте говорили:
-    Если ты богослов, то будешь молиться истинно, а если истинно молишься, то ты – богослов.
-    Проповедь рассказывает о духовном мире, а молитва включает нас в этот мир; богословие указывает путь, а молитва ведет по этому пути.
-    Молитва обожает человека.
Вот и мы фактически с самого начала ребенка приучаем к основам Православия к начаткам молитвы, изучая основные молитвы. К этому мы добавляем о том, что Господь пришел на землю, рассказ о Рождестве Христове, и пострадал за нас, разрушив врата ада, и показал нам путь к спасению к вечности, рассказ о Пасхе. К рассказам о Рождестве и Пасхе мы добавляем, как на Руси справляли эти главные праздники Христианского мира.
Естественно мы показываем и рассказываем ребенку о главном Таинстве из Таинств Православия – Евхаристии, вернее, как и для чего нужно причащаться Святых Тайн.
Завершаем нашу малую подготовку ребенка, чтоб он вошел через Торжественное Обещание в нашу семью, рассказом о святых покровителях Разведчества, разведчиков и разведчиц.
2. Требования на звание второго разряда
2.1. Возраст: 12 - 15 лет.
2.2. Цель программы:
2.2.1. Более тщательное изучение разведческой программы.
2.2.2. Углубление пройденного в Третьем разряде путем повторения и более детального разбора.
2.4. Раздел религии:
Разведчик (разведчица) должны:
2.4.1. Уметь вести себя при молитве и понимать ее значение.
2.4.2. Знать слова и уметь петь «Символ веры»; «Богородице Дево, радуйся»; тропарь св. Георгию.
2.4.3. Знать и уметь рассказать о двунадесятых праздниках.
2.4.4. Уметь описать устройство храма.
2.4.5. Уметь объяснить основной смысл и порядок литургии.

Во втором разряде мы углубляем знания третьего, как это и говориться в целях разряда, т.е. более тщательное углубление и изучение разведческой программы, начатки которой были положены в третьем разряде. Отсюда и вытекают остальные требования: значения и понимания молитвы; знания количества молитв. Естественно ребенок должен уметь жить в Православии и знать особые дни, т.е. знать основные торжественные праздники и дни. Для этого мы уже разведчикам рассказываем про Православные Двунадесятые праздники, когда они отмечаются, чему посвящены, традиции русского народа в праздновании этих дней. Мы должны показать ребенку как нужно справлять их и ввести разведчика/разведчицу глубже в Православие. А для этого мы уже рассказываем и показываем главное в жизни христианина – это участие в литургии и самое главное в ней -Евхаристию. Мы также разбираем, место совершения литургии, и кто ее может совершать. Мы и рассказываем об устройстве храма – литургическом пространстве.
На мой взгляд, все очень просто и доступно и не нужно тут ничего менять. Ни в коем случае нельзя отказываться от требований по литургии и литургическому пространству, так как это основа духовной жизни православного христианина. Ребята, изучив литургию, охотней в ней участвуют и понимают ее. Изучив литургическое пространство, ребята, заходя в храм, начинают свободно ориентироваться в нем, находят, в честь кого освящены престолы, и кому посвящен этот дом молитвы (Ис. 56:7, Мф. 21:13 и Мк. 11:17).
В программе на разряд указан возраст. Естественно на него нужно ориентироваться. Если разведчик старше, то с ним нужно разговаривать и о смысле Символа Веры и его 12 частях. Рассказывая о литургии проводить символизм с земной жизнью Христа (в конце привожу символизм литургии с земной жизнью Христа, как его воспринимали разные святые отцы и учителя Церкви). Для младших в возрасте 12 лет это немного сложно, но все равно духовник отряда может с ними вести эти беседы.
Самое главное у нас в разведчестве и цель нашего воспитания – это вложить в ребенка ориентиры и потенциал саморазвития, в том числе и с духовной стороны. Главное привить ребенку потребность самостоятельно развиваться и самосовершенствоваться, а не напичкать его суммой знаний. Если мы сможем увлечь ребенка, то она сам поплывет в море познания, сам будет идти по узкой и тернистой тропинке познания православного образа жизни и стяжании Духа Святого.
3. Требования на звание первого разряда
3.1. Возраст: 14 - 17 лет.
3.2. Цель программы:
3.2.1. Совершенствование по всем разделам разведческой программы.
3.2.2. Углубление пройденного во втором разряде путем изучения и преподавания.
3.4. Раздел религии:
Разведчик (разведчица) должны:
3.4.1. Знать общее содержание Евангелий от Марка, Матфея, Луки и Иоанна, уметь кратко рассказать о евангелистах и -
3.4.1.1. Указать в Новом Завете места, говорящие о предсказании пришествия Спасителя.
3.4.1.2. Рассказать о земной жизни Спасителя и о двунадесятых праздниках, страстях Господних и Святом Воскресении.
3.4.1.3. Рассказать о призвании Апостолов и знать их имена, или знать источники, где их можно найти.
3.4.1.4. Рассказать о чудесах в Канне Галилейской, воскрешении Лазаря; насыщении хлебами и изгнании бесов, пояснив значение этих чудес.
3.4.1.5. Рассказать о двух притчах (на выбор): о сеятеле, о богатом и Лазаре, о блудном сыне, о мытаре и фарисее.
3.4.2. Иметь общее представление о деяниях апостолов и рассказать о:
3.4.2.1. Сошествии Святого Духа на апостолов.
3.4.2.2. Св. Стефане - первом Христовом мученике.
3.4.2.3. Апостоле Павле.
3.4.2.4. Распространении Христова учения апостолами.
3.4.3. Знать житие своего святого.
3.4.4. Уметь рассказать о значении Богородицы в Православии (по выбору – с точки зрения иконописи или молитв).

В первом разряде и изучается Священная история Нового Завета и Новый Завет, как первоисточник Священной истории и духовной жизни христианина. И тут стоит требование «рассказать о земной жизни Спасителя и о двунадесятых праздниках». Разведчикам нужно привить самостоятельно находить по тексту Нового Завета о двунадесятых праздниках, а которых нет в Новом Завете, то нужно объяснить, где и как появился этот праздник и на чем он основан.
В первом разряде главным стоит изучение Предания Православной Церкви и изучение одной из форм Священного Предания - Священного Писания Нового Завета. Ребята должны познакомиться с Евангелием и Новым Заветом, и как его читать. Познакомиться со святоотеческим толкованием Евангелия и Нового Завета. Понять, что Ветхий Завет нужно рассматривать через призму Нового Завета. Научиться ориентироваться в Новом Завете, изучить Евангелие, Деяния святых апостолов.
Задача первого разряда состоит в том, чтобы научить разведчиков ориентироваться в Новом Завете, познакомить их с Православной герменевтикой и экзегезой. И это уже следующий большой шаг в религиозном познании Православия.
Думаю, что упущение в требованиях на первый разряд небольшое – это в первую очередь отсутствие понятий Священного Предания и Священного Писания, его боговдохновенности, т.е. основных понятий исагогики Нового Завета. Но, если эти требования ввести, то мы очень усложним этим разряд, возможно разведчикам это нужно рассказывать, но не спрашивать в обязательном порядке.

Я уверен в том, что не нужно менять требования на разряды в рамках раздела Православие (религия). В этих требованиях все логично и поступательно. Только это руководителю, который занимается с разведчиками, нужно уловить и самому должным образом усвоить. Да, у нас отсутствует понятие катехизиса через Символ Веры, основные понятия исагогики, но они лишь усложнят разряд, что приведет к тому, что дети перестанут его сдавать и будут довольствоваться только третьим разрядом.
А вот руководителям можно поставить задачу и цель, как это записано в положении о руководителях в п. 7.6: «Руководитель постоянно работает над собой, развивая и обогащая свой религиозный опыт и нравственную силу, ум и знания, волю и чувства», обогатить свои знания, изучив катехизис и исагогику Нового Завета самостоятельно.
С другой стороны у нас есть еще один очень хороший инструмент работы с разведчиками, чтоб они расширили свои горизонты взглядов на Православие – это работа через специальности. В 1997 году Главная Квартира совместно с Западно-Американским отделом ОРЮР издала брошюру «Религиозные специальности». Эти специальности были опубликованы и на страницах журнала «Опыт». Вот через эти специальности (Апологет, Богослов, Библиовед и т.п.) духовник и руководитель отряда может и должен работать с ребятами, завлекая и увлекая их познанием Православного Предания.
Хотел бы обратить внимание на еще одну неточность. Думаю, что дискуссию по этой проблеме нужно проводить не на страницах ВеРу, т.к. ВеРу – это больше новостное издание, которое вещает о главных новостях и событиях в нашей организации, публикует основные документы и т.п. Дискуссии по таким проблемам, которые предложил о. Ярослав, было бы более уместно проводить на страницах журнала «Опыт», который и должен охватывать и представлять опыт руководителей в работе с детьми (разведчиками). Тем более что подобные дискуссии уже были на страница Опыта в 1950–1960-х годах в рубрике «Вопросы религиозного воспитания».

В заключение приведу интересную табличку, которую нашел в богословской литературе.
Жизнь Иисуса Христа – символизм в литургии у святых отцов и учителей Церкви

Наименование части литургии    прп. Максим исповедник,VII в.    Свт. Герман, патр. Константинопольский, VIII в.    Николай Андидский, еп. Андиды Памфильской, XI в.    Свт. Николай Кавасила, еп. Диррахийский, XIV в.    Свт. Симеон, архиеп. Фессалонийский, XV в.
Проскомидия        Жертва Христа: страсти и смерть    Девственное рождение и сокровенная жизнь Христа до его крещения    Воплощение и ранние годы жизни Христа; предзнаменование его страстей и смерти    Воплощение Христа; предзнаменование его страстей и смерти
Начальные обряды (антифоны)        Пророческое предсказание боговоплощения    Пророческое предсказание боговоплощения и служение Иоанна Крестителя    Пророческое свидетельство пришествия Христа; время до Иоанна Крестителя    Боговоплощение и дела воплощенного Слова
Малый вход    Первое пришествие Христа в плоти, страсти и воскресение    Пришествие Сына Божьего в мир    Явление Христа при Его крещении в Иордане    Явление Христа народу при Его крещении    Воскресение и вознесение Христа; сошествие Святого Духа
Восхождение на горнее место    Вознесение Христа    Исполнение дела спасения и вознесение    Переход от закона и Ветхого Завета к началу божественной благодати        Восседание Христа одесную отца
Апостол    Наставление в христианской жизни    Прокимен и аллилуйя – пророчества о пришествии Христа    Призвание апостолов    Явление Христа апостолам в Его учении    Призыв к апостолам проповедовать язычникам
Евангелие    Конец мира и второе пришествие Христа как Судии мира    Откровение Божие во Христе (епископское благословение после Евангелия – второе пришествие Христа)    Учительство Христа    Явление Христа народу в Его учении    Возвещение Евангелия всему миру
Отпуст оглашенных    Вхождение достойных в брачный чертог Христа                Конец мира и окончательное исполнение
Великий вход    Откровение тайны спасения, сокровенной в Боге    Христос идет на свою мистическую жертву    Вход Господень в Иерусалим    Вход Господень в Иерусалим    Второе пришествие Христа
Возложение даров на престол        Погребение Христа    Предуготовленная горница        
Анафора    Наше будущее единение с бесплодными небесными силами    Воскресение Христово    Тайная вечеря    Смерть, воскресение и вознесение Христа    
Возношение даров    Соединение всех верных с Богом в жизни будущего века        Распятие, смерть и воскресение Христа    Теплота – сошествие Святого Духа    Вознесение Христа на крест
После причащения            Вознесение Христа и сошествие Святого Духа        Вознесение Господне и проповедование Евангелия всему миру
ски Роман Аленин
 
Петр Иванович Багратион
1765–1812
 
Художник Д. Доу. 1820-е годы
Петр Иванович Багратион начал службу солдатом в армейском пехотном полку. Несмотря на громкое имя древних грузинских царей и княжеский титул, он был небогат, протекции не имел, и через одиннадцать лет едва дослужился до майорского чина. Но уже создал себе славу боевого офицера, не раз бывал ранен, особенно отличился при штурме Очакова, а в 1794 году смелой атакой под Варшавой заслужил похвалу самого Суворова.
Багратион вновь встретился с Суворовым в Вероне, где 3 апреля 1799 года фельдмаршал принимал руководство над соединенными русско-австрийскими войсками. В тот год русские показали себя героями на полях Италии и в горах Швейцарии, но правой рукой великого полководца стал Багратион, бессменный начальник русского авангарда. 10 апреля, пройдя с отрядом сто километров в два с половиной дня, он прямо с похода взял крепость Брешия, города Бергамо и Лекко. Затем участвовал в осаде и взятии Тортоны и Турина. После разгрома войск Моро Суворов дал сражение армии Макдональда. В самые опасные места бросал он отряд Багратиона. Враг отстаивал каждый шаг, и лучшим его союзником было палящее итальянское солнце – в разгаре боя русские бойцы падали, сраженные солнечным ударом, легко раненные умирали от жажды и переутомления. Трое суток длился бой, прерываемый только короткой ночью. Казалось, силы обеих сторон иссякают. Враг не вынес удара русских, дрогнул и обратился в бегство. Багратион был героем боя. Через полтора месяца Суворов разбил армию французского полководца Жубера. И снова решающий удар нанес Багратион. Италия была освобождена от французов.
10 сентября русские начали прославленный Швейцарский поход. Предстояло с боем преодолеть окутанные туманами, покрытые снегом горы. Через три дня, при атаке Сен–Готардского перевала, Суворов послал Багратиона в обход французских позиций. Целый день, то спускаясь в пропасти, то карабкаясь вверх по отвесным скалам, голодные и промокшие до костей, двигались доблестные солдаты, ободряемые примером Багратиона. В решительную минуту они показались на снежной вершине в тылу противника, принудив его к отступлению. Взяв Чертов мост, преодолев сопротивление врага и суровой природы, Суворов приближался к месту условленного соединения с русскими и австрийскими отрядами. Но оказалось, что указанных «союзниками» дорог по берегу Люцернского озера нет. Русские были в западне, окруженные вчетверо сильнейшим врагом, лишенные продовольствия, боеприпасов, артиллерии. Только исключительное мужество и вера в своего полководца спасли русских. По тропинкам, доступным лишь горным оленям, двинулась армия Cуворова, выбираясь из окружения. Багратион вел авангард. 19 сентября, спустившись в долину Клюнталь, он, скрытно пробравшись лесом, неожиданно ударил во фланг дивизии Молитора и отбросил ее, наступая по узкой горной дороге, где рядом могли идти всего два человека. Шаг за шагом теснил он врага до глубокой ночи, а после короткого отдыха возобновил атаку во тьме. Армия Суворова вырвалась из окружения. Багратион замыкал ее движение с двухтысячным отрядом, который непрерывно атаковали пять тысяч французов. За один день, переходя в контратаки, четыре раза опрокидывали врага и гнали его, и занимали следующую позицию, на которой выдерживали новый бой. Это давало возможность отходить главным силам Суворова. 6-й егерский полк, составлявший бессменное ядро отряда, окончил кампанию в составе всего шестнадцати офицеров и трехсот солдат, а шеф его – Багратион – был трижды ранен, но оставался в строю.
Поход 1799 года прославил Багратиона и сформировал его как превосходного генерала, главными особенностями которого являлись хладнокровие в самых трудных, положениях, непреклонная воля к победе и молниеносная стремительность нападения. Осенью 1805 года Кутузов спешил на помощь Австрии. Авангардом командовал Багратион. Кутузов не успел соединиться с армией генерала Макка – австрийцы без боя сдались Наполеону. На русских двигалось восемь вражеских корпусов. Стремясь встретить шедшее из России подкрепление, Кутузов начал отход вдоль Дуная. Перейдя на другой берег и уничтожив за собою мост, они ушли от преследования, но австрийцы без выстрела сдали врагу другой мост. Надо было задержать французов, чтобы дать возможность отойти обозам и артиллерии и сохранить корпус до соединения с остальной армией. У деревни Шенграбен Кутузов оставил пятитысячный отряд Багратиона с приказом: «Лечь всем, но не пропустить врага». Провожая Багратиона, Кутузов благословил его как идущего на смерть. Уходившие полки считали Багратионов отряд обреченным.
Тридцать тысяч французов обрушились на русский заслон. Целый день шел бой. Ни на шаг не отступили храбрецы Багратиона, хотя ряды их таяли. Когда было получено известие, что Кутузов находится вне опасности, Багратион ринулся в атаку, пробивая себе путь штыками. Прорвав кольцо французов, он присоединился к Кутузову с уцелевшей половиной отряда, при этом привел еще пленных и принес вражеское знамя.
27 января 1807 г. Багратион со знаменем в руке во главе 4-й пехотной дивизии атаковал городок Прейсиш–Эйлау и выбил французов; 21 мая ударил на врага у Альткирхена, сбил его с позиции, обратил в бегство, и довершил победу новым разгромом французов. Он выказал такое боевое мастерство, что Наполеон говорил: «Багратион – лучший генерал русской армии».
В 1808 году Россия вела войну со Швецией на территории Финляндии. Командуя 21-й пехотной дивизией, Багратион нанес шведским войскам несколько поражений и в марте 1809 года принял участие в походе по льду Ботнического залива. Преодолевая оборону шведов и исключительные природные трудности, колонна Багратиона через трое суток заняла Аландские острова, а авангард ее достиг шведского берега. Возвращение героя в Петербург стало триумфом: в его честь давали балы и обеды, писали стихи и кантаты, его портреты расходились во множестве. Отмечалась располагающая внешность Багратиона. Среднего роста, сухощавый, с типичным восточным лицом, он держал себя скромно, но с большим достоинством. Репутация суворовского любимца, подкрепленная многочисленными победами, окружала его имя ореолом славы. «Бог рати он» – произносили его фамилию соотечественники.
Багратион был назначен главнокомандующим Дунайской армией. Несмотря на то, что он располагал едва двадцатью тысячами солдат, он за семь месяцев командования нанес туркам ряд поражений и овладел несколькими крепостями. Война 1812 года застала Багратиона главнокомандующим 2-й Западной армией. Штаб его находился близ Гродно.
Стремясь разбить русские армии порознь, Наполеон двинул наперерез Багратиону и в погоню за ним огромное количество войск. Казалось, Багратион будет неминуемо раздавлен. Но, умело и быстро маневрируя, русские войска отходили, обманывая или прорывая части преследователей. «Я весь окружен, – писал в те дни Багратион, – и куда продерусь, заранее сказать не могу, а дремать не стану, и, 22-го июля, наконец, соединиться с армией Барклая у Смоленска. Багратион верно чувствовал особый характер Отечественной войны – то, что от ее исхода зависела честь и свобода России. «Защищать родину ценой любых жертв, – писал он в те дни, – всем народом на врага навалиться, или победить, или лечь у стен Отечества... Надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах, ибо война теперь не обыкновенная, а национальная». Велика была радость Багратиона, когда начальство над русскими армиями принял почитаемый им Кутузов и когда войска остановились для боя у села Бородино.
В день Бородинского сражения, 26 августа, 2-я армия занимала левый фланг русского фронта. Войска располагались около деревни Семеновская с построенными впереди нее тремя земляными укреплениями – «Багратионовыми флешами». Сюда-то и обрушил Наполеон свой главный удар, предполагая прорвать фронт русских. В разгар напряженного боя, и был ранен Багратион. Снятый с коня, он еще продолжал руководить своими войсками. «Успешна ли атака кирасир?» – спрашивал генерал, в то время как врач перевязывал его рану. Но скоро от сильного кровотечения он потерял сознание и был отнесен в тыл. Через три недели Багратион скончался.
 
А.И. Вепхвадзе «Смертельное ранение князя Петра Ивановича Багратиона» 1948 г.
 Багратион любил, ценил и понимал солдат. Бескорыстный, доступный и заботливый, он стремился воспитать те же качества в подчиненных ему офицерах. Неизменно вникая во все мелочи солдатского быта, он заботился о санитарном состоянии частей и снабжении их продовольствием и т.п. В приказах его читаем: «Главная обязанность ротных и эскадронных командиров смотреть о здоровье нижних чинов, кои всегда нужны государству и заслуживают отеческой попечительности...»; «Солдата нужно учить и готовить быть победителем, а не изнурять...»; «Всякий начальник должен стремиться приобрести любовь и доверие своих подчиненных и никогда не должен пренебрегать ими как единственными своими сотрудниками, с коими разделит славу...». Такие слова в то жестокое время мог написать только человек истинно большого, горячего сердца и прекрасной души, каким был Петр Иванович Багратион.
В.М. Глинка. Альбом «Военная галерея Зимнего дворца» Глинка В.М., Помарнацкий А.В. Ленинград: Искусство, 3 изд. 1981, с. 77–82.
Темы для бесед
220 лет тому назад
23 июля 1792 г. в Москве родился князь Петр Андреевич Вяземский. Он был родом из богатой дворянской семьи. Он получил прекрасное домашнее образование, и с 1805 г. учился в Петербургском иезуитском пансионе при Педагогическом институте. В 1806 г. вернулся в Москву и брал частные уроки у профессоров Московского университета.
В 1807 г., оставшись сиротой, находился на попечении своего родственника, писателя и историка Н. Карамзина, дом которого был центром культурной жизни, где собирались историки, философы, писатели и будущие декабристы.
Зачисленный в Межевую канцелярию, Вяземский больше времени отдавал литературным увлечениям и светской жизни. Писал малые стихотворные жанры: элегии, послания, стихотворения в альбом, а также эпиграммы, и басни.
Во время войны 1812 вступил в дворянское ополчение и участвовал в Бородинском сражении. После окончания войны служил в Варшаве. Принял участие в составлении записки царю об освобождении крестьян (1820). Участвовал в подготовке проекта конституции, общался с вольнолюбиво настроенными кругами польского дворянства и будущими декабристами.
В 1829 г. отстраненный от службы за оппозиционные настроения, вернулся в Россию и посвятил себя литературной и журнальной деятельности, сблизился с Пушкиным, декабристами. В его лирике появились общественные и мотивы, и романтика. Он разделял взгляды декабристов, но не их методы, и не принял участия в восстании.
В 1830 стал сотрудником «Литературной газеты» Дельвига и Пушкина, затем пушкинского «Современника». В том же году был зачислен на службу чиновником особых поручений по Министерству финансов (до 1855). В 1856–1858 гг. – товарищ министра народного просвещения; сенатор, член Государственного совета. Был близок к царскому двору.
После французской революции 1848 г. взгляды Вяземского изменились, он все больше расходился с современностью и не соглашался с разночинцами-демократами. В эти годы он издал книгу о Д. Фонвизине, исторические очерки о Москве, воспоминания, стихотворение «Святая Русь», проникнутое враждой к революции и преданностью монархии. Его поздние стихотворения отражали грустные настроения поэта, ощутившего свой разрыв с современностью. Последние двадцать лет жил за границей, в одиночестве. Умер 10 ноября (22 н.с.) 1878 г. в Баден-Бадене. Похоронен в Петербурге.
Многие стихотворения Вяземского были переложены на музыку и стали популярными русскими романсами. Например: «Тройка мчится, тройка скачет…»
25 августа 1792 г. по указу Екатерины Великой упразднена малороссийская казачья вольница – Запорожская Сечь.
200 лет тому назад
12 (25) сентября 1812 г. умер Пётр Иванович Багратион – генерал от инфантерии, князь, герой Отечественной войны 1812 г. (см. статью).
100 лет тому назад
29 "&(JFH" 1912 г. & ;@F8&, @H8DZ:"F\ B">@D"<" KD">P" CJ$@ «#@D@*4>F8"b $4H&"».
90 лет тому назад
22 августа 1922 г. умер инженер Николай Аполлонович Белелюбский, которого называли «Мостовой король России». Им было спроектировано и построено множество мостов, самый знаменитый из них – мост через Волгу у Сызрани.
50 лет тому назад
22 июля 1962 г. умер Старший скаутмастер Борис Борисович Мартино (см. статью).
 
Специальность «Филателист»
У нас в ОРЮР есть специальность «Коллекционер». Чтобы получить её надо «собрать три коллекции, рассказать, как они были собраны, и иметь понятие о ценности (редкости) экспонатов в своей коллекции» и «знать музеи своего города». Когда я жил в Сараеве (Югославия, теперь столица Боснии и Герцеговины) у меня было три коллекции: марок, монет и бумажных денег и в городе был музей, о котором я бы мог многое рассказать, но в моих коллекциях никаких редкостей не было. Думаю, что это и не обязательно. Тогда я специальности «коллекционер» не получил, но получил ее позднее, уже в Нью-Йорке, когда хотел устроиться на работу в «Радио Свобода». Там нужен был человек, чтобы вести передачу «Филателия» и я, сдав экзамен, стал профессиональным филателистом.
Значит, филателия – может быть и увлечением, и может быть профессией.
Марки мне дарили знакомые моего отца, но кое-что мне приходилось покупать, как говорится, «за живые деньги». Этих денег у меня было очень мало, и я на них покупал то, чт о настоящие филателисты, называют «семечками». Купить что-нибудь дороже не мог, а о редкостях и не мечтал.
Мои марки были дешевыми, но зато их было много, и были они со всего света.
Тетрадка мне была альбомом и на первой странице была, конечно, Россия. Второй страной была страна, где я жил - Босния и Герцеговина. Там была очень красивая серия, выпущенная в 1906 г. После первой мировой войны Босния и Герцеговина стала частью Югославии и своих марок больше не выпускала. Югославия стала третьей страной в моем альбоме. Затем шли все прочие страны. Так я, изучая марки, стал знакомиться с географией. В школе это мне потом очень пригодилось.
Для каждой страны у меня было по одной–две страницы, но были страны, от которых у меня было только по одной марке. Для всех стран не хватало страниц, и я стал помещать по две страны на одной странице.
Были марки с гербами выпускавших их стран или с портретами королей или царей. На марках полагалось писать название страны, но Великобритания этого не делала. Великобритания считала, что портрет их королевы или короля царя должны все знать и название страны для Великобритании писать не обязательно.
Теперь в магазинах можно купить альбомы для марок, которые называются «кляссерами». В кляссерах за прозрачными полосками можно легко разместить марки, а главное легко их перемещать. Надписи надо делать на небольших кусочках бумаги, которые будут перемещаться вместе с марками. И еще одно важное преимущество кляссера: теперь у филателистов есть правило, чтобы негашеные марки сохраняли свой клей, который нельзя портить приклеиванием чистых марок «шарнирами» в альбом. Шарнирами коллекционеры называют те тонкие полоски клейкой бумаги, которыми марки приклеиваются в альбомы.
Мне было 10 лет, когда один знакомый моего отца подарил мне каталог марок Югославии и тех стран, которые выпускали марки на ее территории. Он посоветовал мне не собирать марки всего мира, а ограничиться Югославией. Я послушался совета, но как русский, решил продолжать собирать и марки России.
Сокращая количество стран, я сделал еще одно исключение, я решил оставить четыре болгарские марки на русскую тему.
Это были марки в 20 стотинок с памятником русскому царю-освободителю Александру II, и две марки в 75 стотинок с храмом-памятником на Шипке, одна синего, а другая лилового цвета из «стандартной» серии 1921 г. Стандартными марками называются обычные марки, предназначенные для долгого пользования в отличие от «памятных» и «почтово-благотворительных», которые выпускаются по особым случаям. Четвертой маркой у меня была тоже стандартная марка с Алекандро–Невским собором в Софии, выпущенная в 1925 г. Это была первой в мире коллекцией марок на русскую тему. Рассказывая про нее по «Радио Свободе», я называл ее «Россикой». Теперь это слово употребляют все русские коллекционеры, а кто-то придумал вдобавок слово «Советика» для собирания марок на советскую тему. А это не одно и то же.
В 1931 г. я записался в скауты. В том году в продаже появилась серия из пяти румынских «почтово-благотворительных» марок. На них были указаны цены «1+1 лея», «2+2» и т.д. Первая цифра шла на оплату письма, а вторая в пользу румынских скаутов. Это не были единственные марки на скаутскую тему. В 1924 г. Венгрия выпустила одну марку со скаутом–трубачем в спортивной серии. Ради ее одной мне пришлось купить всю эту серию, а это было не дешево. Была и еще одна, выпущенная в Мэфкинге в 1900 г. с портретом Баден–Пауэлла, но эта уж оказалась мне не по карману. В общем, пока я был в Югославии, марки на скаутскую тему выпускались редко, и я их покупал, как только они появлялись в продаже.
Я бы предложил такие условия для получения специальности «филателист»:
1. Должен иметь не менее 250 марок, России, СНГ или всего мира.
2. Марки должны быть наклеены в альбом или тетрадку, но лучше, если будут размещены в кляссере. У всех марок должны быть указаны года выпуска и иная необходимая информация. Для этого надо уметь пользоваться каталогом марок.
3. Если в городе есть Почтовый музей или музей, в котором выставлены конверты с марками или старинные конверты без марок, знать, где находится этот музей и что там выставлено на филателистическую тему.
4. Знать филателистическую терминологию.

Прибавлю к уже сказанному.
Старинные конверты без марок, но с почтовыми печатями, называются «дофилателистическими». Их можно назвать и «безмарочными». Но не все безмарочные письма старинные. Бывают и современные, например, солдатские письма, которые называются также и «полевой почтой». Некоторые марки нельзя найти в обычном каталоге марок. Это либо местные марки, например «земские» марки, выпускавшиеся до 1917 г. или Псковская городская почта времени немецкой оккупации (1941–1942), либо «частные», как например наша «Разведческая почта». Для таких марок есть особые каталоги. Существуют и «фантастические марки». Это марки, которые печатали разные жулики для обмана филателистов. Таких марок было много в 1920–х и 1990–х годах. Конверты и открытки с напечатанными марками называются «цельными вещами». Их тоже собирают филателисты. Для цельных вещей есть особые каталоги. Это, например, русские «художественные» конверты с напечатанными марками «А» или открытки с марками «Б». Существуют конверты со «спецгашениями» и еще многое и многое другое. Если у читателей появятся вопросы по филателии или иным областям коллекционирования, прошу писать в редакцию, а я постараюсь ответить.
Скм Р.Полчанинов
 
Разведчик – друг животных
Долгопят
Кто знает, кто такой долгопят? Думаю, что большинство из нас долгопята даже в зоопарке не видели, и не потому что он уж такой редкий зверь, а потому что он предпочитает ночь дню. Сидит себе такой комочек шерсти не ветке, его и не сразу увидишь. И если он вдруг развернется и покажет мордочку, то удивит зрителей своими огромными близко-поставленными глазами. Как два фонаря, в полном смысле этого слова: цвет желтый, и светятся в темноте. Голова у долгопята круглая, шея короткая, похож на мохнатую лягушку. Только у лягушки голова совсем не вращается, а у долгопята на 180o, что пугает людей – как будто бы видишь лицо, только под лицом не брюхо, а спина с длинным голым хвостом с кисточкой на конце.
Зверек маленький коричневый или сероватый. Длина 9–16 см, а хвост 13–28 см! Весит он 80–160 г. У долгопятов сравнительно большой мозг и отличный слух. Это единственные приматы «переговаривающиеся» на ультразвуке. Они слышат звуки частотой до 90 кГц и кричат на частотах около 70 кГц.
Стоит долгопяту вдруг проявить резвость и прыгнуть с одной ветки на другую, то поразит наблюдателя длинными задними ногами, которые вдруг развернутся как у кузнечика, и зверек летит несколько метров по воздуху, а за ним тянется длинный хвост-балансир.
Он ловко падает на ветку, крепко присасываясь к ней лапами. И лапы его напоминают лягушиные пухлыми длинными пальцами, как присоски. Они позволяют зверьку прекрасно лазать по деревьям и, прыгнув, крепко ухватиться за них при приземлении.
Ученые никак не могут договориться, о классификации долгопятов, и на сегодняшний день насчитывается от трех до восьми видов. Сошлись на том, что долгопяты относятся к отряду приматов, к семейству Тарсидов (Tarsididae). Тарсиды водятся в Юго-Восточной Азии, на островах Суматра, Борнео, Сулавеси, Филиппинах и многих прилегающих к ним островах. Живут в лесах на деревьях и прячутся днем в густых кронах. Зверьки угрюмые, предпочитают одиночество, драчливые, ревностно охраняя свою довольно большую территорию, которую обходят ежедневно в поисках пищи, состоящей, главным образом, из крупных насекомых и мелких позвоночных. Это исключительно хищные приматы, в отличие от других, которые питаются, главным образом, плодами и листьями. Едят много, за сутки поглощают до 10% своего веса.
Долгопяты – романтики. Ухаживание и брак происходят в декабре–январе во время полнолуния. Для такого маленького животного период беременности очень длинный – 6 месяцев, но детеныш рождается уже довольно развитым, с открытыми глазами и с таким сильным хватательным рефлексом, что он прицепляется к животу матери. Иногда сама мамаша берет его зубами за шиворот и переносит с места на место. Молоком младенец питается семь недель, после чего сразу же переходит к мясной пище.
Главный враг долгопята – человек. Несмотря на охрану, многие островитяне охотятся на них и питаются их мясом. Уничтожение лесов ведет к уничтожению жизненной среды животных, и в первую очередь страдают долгопяты. Они плохо переносят неволю, и скоро умирают. В попытке убежать, бьются о прутья клетки, разбивая себе голову.
Это маленькое животное с огромными глазами вызывало у человека страх, и он сплел о нем много сказаний. Индонезийцы боялись долгопятов,  т.к. думали, что голова долгопята не прикреплена к туловищу, и если столкнуться с таким зверьком, то и сам станешь таким же. Филиппинцы считали долгопятов домашними животными лесных духов.
Местные жители называют долгопятов мамог, маго, магау, маомаг, мальмаг, и магатилок-иок. Западные зоологи, впервые повстречавшись с этим животным, обратили внимание на длинную кость в ступне, и назвали его Tarsius, что значит «пятка», а в переводе на русский изначально это было «долгопятая обезьянка», а впоследствии просто долгопят.
Скм А. Аристова
Страницы о долгопятах: http://philippine.ru/dolgopyat.html ,
http://www.zoopicture.ru/dolgopyat/
На рисунках: Филиппинский долгопят (Tarsius syrichta)